
- •В круговоротах
- •Разломов
- •Климат и воды
- •Жизнь в тихом океане
- •Физико-географическое районирование океана
- •Особенности рельефа Индо-Австралий-
- •Жизнь в индийском океане
- •Жизнь в атлантическом океане
- •Физико-географическое районирование океана
- •Северный ледовитый океан
- •Геологическое строение и рельеф дна океана
- •Климат и воды
- •Жизнь в северном ледовитом океане
- •Физико-географическое районирование океана
- •1 Понятие «область» применяется условно. Выделенные единицы таксономически являются гораздо более крупными подразделениями, чем «физико-географические области» в обычном смысле.
Жизнь в атлантическом океане
Донная флора Атлантики представлена в основном теми же группами, что и в Тихом океане, хотя и значительно меньшим числом видов. Для фитобентоса северной части Атлантического океана наиболее характерны бурые водоросли, в основном фукоиды, а в сублиторали — также ламинарии и алярии, красные водоросли. В тропической зоне фитобентос представлен многочисленными зелеными водорослями (каулерпа и др.), из красных преобладают известковые литотамнии, из бурых — саргассовые. В южном полушарии донная растительность представлена главным образом ламинариями.
543
Фитопланктон Атлантического океана насчитывает 245 видов. Примерно равным количеством видов (60—80) представлены перидинеи, кокколитофориды, диатомовые. Последние имеют четко выраженное зональное распространение, максимальное количество их обитает в умеренных широтах северного и южного полушарий, причем основные виды на севере и на юге различные. Наиболее плотно население диатомовых в полосе Течения Западных ветров.
В животном мире Атлантики по сравнению с Тихим океаном наблюдается некоторая обедненность фауны: так, наиболее примитивные формы мечехвостов, некоторые древние рыбы, морские змеи в Атлантике отсутствуют. Кораллы из группы грибовидных (фунгия) в Атлантическом океане представлены лишь одним родом, в Тихом — тремя. Однако некоторые группы рыб в Атлантическом океане представлены значительно богаче, чем в Тихом.
Распределение бентоса, планктона и нектона имеет ярко выраженный зональный характер. Зонально изменяются и количество видов, и общая биомасса. В субантарктических и антарктических водах из рыб имеют промысловое значение нототении, путассу и др. Бентос и планктон в Антарктике бедны и видами и биомассой. В Субантарктической зоне и в прилегающей полосе умеренной зоны биомасса достигает максимума, но количество видов значительно меньше, чем в тропиках. В зоопланктоне преобладают веслоногие рачки («криль»), птероподы, в нектоне — из млекопитающих киты, ластоногие, из рыб — нототениевые. В тропическом поясе зоопланктон представлен многочисленными видами фораминифер и птеропод, несколькими видами радиолярий, веслоногими, личинками моллюсков и рыб. Характерны сифонофоры, различные медузы, из крупных головоногих — кальмары, а в числе бен-тальных форм — осьминоги. Промысловые рыбы представлены макрелью, тунцами, сардинами, в областях холодных течений — анчоусами. К тропической и субтропической зонам приурочены кораллы, которые, за исключением района Карибского моря, значительно беднее видами и общей биомассой, чем в Тихом и Индийском океанах.
Умеренные широты северного полушария характеризуются обильной жизнью при сравнительно небольшом разнообразии фауны. Из промысловых рыб наибольшее значение имеют сельдь, треска, пикша, палтус, морской окунь. Для зоопланктона наиболее характерны фораминиферы, копе-поды. Наиболее обилен планктон в районе Ньюфаундлендской банки и Норвежского моря. Его средняя биомасса здесь больше, чем в соответствующих широтах в Тихом океане.
Глубоководная фауна Атлантического океана представлена ракообразными, иглокожими, специфическими родами и семействами рыб, губками, гидроидами. Ультраабиссаль Атлантического океана изучена хуже, чем в Тихом океане. В желобе Пуэрто-Рико обнаружено несколько видов эндемичных полихет, изопод и голотурий.
В Атлантическом океане выделяют четыре биогеографические области: 1) Арктическую; 2) Северо-Атлантическую; 3) Тропика-Атлантическую и 4) Антарктическую. Арктическая область представляет собой часть Арктической биогеографической области Северного Ледовитого океана. В Атлантике к ней относят районы, прилегающие к Гренландии и Лабрадору. Северо-Атлантическая область охватывает в основном умеренные широты северного полушария. Тропико-Атлантическая область соответствует тропическим и экваториальным широтам, Антарктическая область охватывает умеренную, субантарктическую и антарктическую зоны южного полушария.
Атлантический океан с незапамятных времен является местом интенсивного морского рыбного и зверобойного промысла. Китобойный промысел в Бискайском заливе велся басками еще в XI—XII вв., немногим позже начался промысел ластоногих русскими поморами в Баренцевом море. Промысловый лов в Северном море ведется со средних веков, а после открытия Америки в XVI—XVII вв. развертывается промысловое рыболовство на Большой Ньюфаундлендской банке и банке Джорджес.
С изобретением гарпунной пушки в северной Атлантике киты были в основном истреблены еще в конце прошлого века. В послевоенное время в связи с массовым
544
развитием пелагического китобойного промысла в антарктических водах Атлантического океана киты здесь также были близки к полному истреблению.
Резкое возрастание мощностей и революция в технике рыбного лова привели к тому, что промышленное рыболовство распространилось почти на все районы океана, причем интенсивность рыбного лова и зверобойного промысла стала принимать поистине угрожающие масштабы. Все большее значение приобретает глубинный лов (макрорусы, путассу, морской окунь и др.). Общая оценка биологической продуктивности Мирового океана в целом и Атлантического океана, сделанная 15—20 лет назад, оказалась завышенной по крайней мере на 1—2 порядка. Расчет хозяйственной продукции велся на основе определения первичной продукции, не учитывалось число трансформаций этой продукции, связанных со сложностью трофических цепей в биологии океана. Причиной завышения оценки биомассы нектона была и механическая экстраполяция уровня конечной продукции неритической зоны на зоны открытого океана. Ранее предполагалось, что допустимый объем лова в Атлантическом океане 50 т/км2 в год. Фактически при чрезвычайной интенсивности современного лова средний улов в Атлантическом океане составляет лишь 0,25 т/км2 в год. В течение 70-х годов улов рыбы в Атлантическом океане составлял 20—23 млн. т и около 1 млн. т китов, включая кашалотов/ В основном лов ведется на глубинах до 600 м. Добыча глубоководных рыб пока еще невелика. Все эти стратегические ошибки океанического рыболовства ведут к огромному оскудению рыбных запасов поверхностных вод океана и ставит их под угрозу полного уничтожения. Лозунг о «неисчерпаемости биологических ресурсов океана» оказался совершенно несостоятельным.
В последнее время часто указывается, что основной биологический ресурс Мирового океана — это не рыба, а планктон. Но основную часть продукции планктона составляет фитопланктон. Отношение биомассы фитопланктона к продукции составляет от 1:50 до 1:100. Следовательно, нельзя не сделать вывода о нереальности промышленной добычи планктона. Достаточно сказать, что для получения даже одной
тонны зоопланктона, отношение биомассы которого к продукции значительно выше, потребуется профильтровать до 1 млн. т воды. Поэтому главный ресурс практического использования морской биомассы Атлантического океана — это нектон. Но для его правильного потребления необходим строго регулируемый промысел. Переход к рациональным формам ведения рыболовства даст человечеству дополнительные белковые ресурсы и одновременно оградит океан от оскудения.