
- •§ 1. Накануне Смуты
- •§ 2. Начало Смуты. Лжедмитрий I
- •§ 3. Царствование Василия Шуйского (1606—1610 гг.)
- •§ 4. Период ополчений
- •§ 5. Земский собор 1613 года и избрание нового царя
- •§ 6. Последние годы Смуты
- •§ 7. Царствование Михаила Федоровича (1613-1645 гг.)
- •§ 8.Царствование Алексея Михайловича (1645—1676 гг.)
- •§ 9. Россия в конце XVII века
- •§ 10. Государственное устройство и внутренняя политика
- •§ 11. Внешняя политика России в XVII веке
- •§ 12. Культура России XVII века
§ 2. Начало Смуты. Лжедмитрий I
(карта)
В 1602 г. в литовской части Речи Посполитой появился человек, объявивший вскоре себя чудесно спасшимся от смерти царевичем Дмитрием Ивановичем. Хотя до сих пор личность Лжедмитрия I нельзя считать окончательно установленной, большинство историков поддерживают официальную версию правительства Бориса Годунова. Согласно этой версии, самозванцем был выходец из семьи незнатных служилых людей Юрий Богданович Отрепьев. Незадолго до своего бегства за границу он постригся в монахи под именем Григория.
В Литве Отрепьев заручился поддержкой знатных магнатов, в частности Адама Вишневецкого и Юрия Мнишека, которым пообещал передать часть западных территорий России, после того как станет царем "на Москве". Король Речи Посполитой тоже был не прочь помочь самозванцу занять российский престол в обмен на территориальные уступки (тем более, по некоторым сведениям, "спасшийся царевич" обещал ввести католичество в России), однако сейм выступил против участия польской армии в этой авантюре. Поэтому дело ограничилось лишь тем, что власти Печи Посполитой не препятствовали добровольцам вступать в формируемые отряды Лжедмитрия.
В октябре 1604 г. войска самозванца вторглись в пределы России. Весть о том, что законный государь Дмитрий Иванович идет свергать узурпатора Годунова, полетела по стране. Население юго-западных и южных уездов поднимало восстания и переходило на сторону самозванца. В России началась гражданская война.
Основными опорными пунктами Лжедмитрия I на несколько месяцев стали Кромы и Путивль. В Путивле он создал свое правительство, свою боярскую думу. Таким образом, в стране появилось два царя и два правительства, и российское общество в зависимости от политических симпатий раскололось надвое.
Годунов посылал против самозванца войска, проводил карательные мероприятия против отложившихся от Москвы мятежных городов и уездов. Правительственные войска одержали несколько побед в сражениях. Но парадокс ситуации заключался в том, что военные поражения еще больше укрепляли политический авторитет Лжедмитрия, пополняя его отряды новыми и новыми сторонниками, начиная от казаков и южнорусских служилых людей (мелких помещиков) и кончая представителями аристократии.
Перелом наступил весной 1605 г. В апреле умирает Борис Годунов, и престол переходит к его сыну Федору. Как ни низок был в последние годы авторитет "блаженные памяти" государя Бориса Федоровича, но страна хорошо знала, что именно он управлял Россией с середины 80-х гг. XVI в. Федора же Борисовича как политическую фигуру не знал никто. Кроме того, правящая элита, и прежде всего члены боярской думы, могла мириться с пребыванием на престоле Бориса, но не династии Годуновых. Поэтому в Москве и в войсках, направленных против самозванца, созрел антигодуновский заговор. Естественно, что заговорщики делали ставку на Лжедмитрия.
В начале мая 1605 г. в войсках, стоявших под Кромами, вспыхнул мятеж. Часть служилых людей, сохранивших верность Годуновым, покинула лагерь, а мятежники присоединились к самозванцу. В конце мая восстала Москва. Федор Годунов и его мать были схвачены, посажены под арест, а затем задушены. Трон российских царей был свободен, был свободен и путь на Москву. Лжедмитрий двинулся к столице.
О недолгом царствовании Лжедмитрия I (июнь 1605 г. — май 1606 г.) известно не очень много. Да и сама фигура самозванца как политического деятеля оценивается историками порой с диаметрально противоположных позиций. Однако большинство исследователей сходятся в одном: если при вступлении на престол Лжедмитрий пользовался поддержкой самых разных слоев русского общества, с одной стороны, и поляками — с другой, то с каждым месяцем царствования его авторитет и влияние стремительно падали, пока он не оказался в политическом вакууме, что и предопределило его судьбу.
Все силы, которые помогли Отрепьеву стать русским царем, возлагали на него немалые надежды (естественно, каждая — свои). Но все эти надежды оказались обмануты. Поляки так и не получили обещанных территорий, да и вводить в России католичество новый царь не спешил. В то же время тесные связи с поляками, которые Лжедмитрий по-прежнему поддерживал, тревожили русское православное духовенство и беспокоили российскую знать. Служилые люди ждали щедрых земельных и денежных пожалований и дальнейшего усиления крепостничества, но и здесь ожидание затягивалось. Простой народ ждал различного рода послаблений, и прежде всего восстановления Юрьева дня для крестьян. Но разрешить крестьянам вновь уходить от своих землевладельцев означало нарушение коренных дворянских интересов, на что Лжедмитрий также пойти не мог. Не приняв до конца ничью сторону, самозванец в конце концов остался в одиночестве (в политическом смысле). Пожалуй, только казачество не отвернулось от него, но для московского царя такой поддержки было явно недостаточно.
В итоге те люди, которые год назад свергали Годуновых ради самозванца, теперь составили заговор против него самого. В мае 1606 г. часть бояр во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским подняла в столице мятеж. Поводом послужила свадьба Лжедмитрия с дочерью литовского магната Мариной Мнишек. Мятежники ворвались в Кремль, схватили Лжедмитрия и убили его. Несколько дней обезображенное тело было выставлено на всеобщее обозрение, затем труп зарыли, но потом вновь выкопали, сожгли и, как гласит легенда, зарядив пеплом пушку, выстрелили в сторону западной границы.
А на жалком подобии Земского собора новым русским царем был избран один из родовитейших аристократов князь Василий Иванович Шуйский (1606—1610 гг.).