Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по ИППУ.doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
739.33 Кб
Скачать

Вопрос 44 Теории юридического позитивизма и нормативизма

Юридический позитивизм — это система взглядов и учений о праве, рассматривающих последнее с формальных позиций.

Юридический позитивизм как учение сложился в конце XIX — начале XX вв. и был представлен работами таких мыслителей, как К. Бергбом (Германия), А. Эсмен (Франция), T. B. Шершеневич (Россия).

Право рассматривалось позитивистами в собственном смысле как реальное, объективно действующее, формально закрепленное в офи­циальных актах государства. Именно такое право способно обеспечить порядок, гармонию и безопасность в государстве, создать прочный правопорядок.

Позитивисты воспринимали право как совокупность норм, как упоря­доченную систему законов и отраслей права. При этом закон рассматри­вался как словесное выражение мысли законодателя.

Единственное реальное право — то, которое выражено в законе.

Наиболее развернутое изложение и обоснование юридический по­зитивизм получил в нормативистской теории Г. Кельзена. Нормати­визм можно считать юридическим неопозитивизмом. Однако нормативизм обогатил свое содержание достижениями социологии, психоло­гии и философии.

Основные положения нормативизма нашли отражение в работах ав­стрийского юриста Ганса Кельзена (1881—1973 гг.) «Проблема сувере­нитета и теория международного права», «Общая теория государства», «Общество и природа: социологическое исследование», «Право Объеди­ненных Наций», «Коммунистическая теория права», «Чистое учение о праве».

Кельзен выступал за создание «чистой» правовой науки, очищенной от влияния смежных наук, предметы изучения которой тесно связаны с правом. Он подверг критике современных ему исследователей проб­лем права за излишнее внимание к проблемам социологии, психологии в ущерб собственно юриспруденции.

Он отделял специфическую науку права (юриспруденцию), во-пер­вых, от философии справедливости, во-вторых, от социологии. Послед­нюю он относит к наукам, изучающим причинность. Теория права как нормативная наука должна выводить свои понятия исключительно из содержания позитивных законодательных норм.

Доктрина нормативизма Г. Кельзена отличается от позитивизма XIX в. тем, что право рассматривается в динамике, в развитии, как еди­ная система норм и одновременно как процесс их реализации на прак­тике.

Строя свою концепцию, Кельзен обращается к неокантианским раз­работкам, с которых разворачиваются науки о сущем (sein), к которым относятся социология, история, естественные науки и науки о долж­ном (sollen), к которым относятся юриспруденция и этика, исследую­щие способы и формы регулирования поведения людей и общения между ними.

Право рассматривалось Кельзеном как совокупность правовых норм, которым присущи следующие функции:

  1. регулирование человеческого поведения;

  2. возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла.

При этом право, по Кельзену, стоит выше государства, так как оно возникло раньше него. Только при определенном минимуме права в об­ществе может возникнуть государство, когда появляются специализиро­ванные институты принуждения.

Позитивное право определялось Г. Кельзеном как иерархия норм права, где основанием действительности нижестоящей нормы служит действительность вышестоящей нормы. Все они образуют иерархиче­ский правопорядок, своеобразную лестницу норм, где наивысшей и по­следней нормой, констатирующей единство всех норм права, является гипотетическая основная норма (grundnorm).

Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативистской ' теории права Кельзена. Эта норма никем не установлена и не зафикси­рована в юридических текстах. Она представляет собой «мысленное до-лущение» — трансценденцию — логический постулат.

Следующая ступень иерархии — «общие нормы», установленные в законодательном порядке или путем обычая.

Нижняя ступень иерархии — решения судей, действительность кото­рых определяется «общими нормами».

Право является специфическим порядком, или организацией власти. Государство, таким образом, выступает в двух измерениях — как государ­ство и как право. Государство как право — это «монополия правового со­общества на принуждение», «правовое государство». Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государ­стве достаточно знания официального законодательства. Таким образом, Кельзен отождествляет право и государство.

Однако он отрицает идею правового государства, поскольку каждое государство имеет правопорядок.

Г. Кельзен подразделял государства по политическому режиму на де­мократические и недемократические.

Демократия интерпретируется им в социальном смысле как форма достижения компромисса, при котором уважаются права меньшинства.

Разрабатывая проекты в области международного права, Кельзен говорит о будущем переподчинении суверенных государств междуна­родным организациям; первым этапом такого перехода должно стать приведение правовых норм всех стран под демократические стандар­ты права.

Распространенная в настоящее время концепция преимущества меж­дународного права над внутригосударственным, представленная в тру­дах Кельзена, является существенным вкладом в теорию международно­го права.