Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УК 03 10-20.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
218.11 Кб
Скачать

Статья 18.

1. В ч.1 ст. 18 содержится пять обязательных признаков организованной группы, характеризующие ее с количественной и качественной стороны: 1) состав из двух и более лиц; 2) предварительная объединенность; 3) управляемость; 4) устойчивость; 5) нацеленность на преступную деятельность.

С количественной стороны законодатель определяет организованную группу как объединение двух и более лиц. Это означает, что среди участников, составляющих группу, как минимум двое обладают признаками субъекта преступления, то есть являются физическими, вменяемыми лицами, достигшими возраста уголовной ответственности.

Организованную группу могут образовывать как общие, так и специальные субъекты. Напр., организованная группа взяткополучателей, предусмотренная ч.3 ст. 430, может состоять не только из должностных, но и недолжностных лиц.

2. Предварительная объединенность – это сговор (заключение союза) о совместной преступной деятельности, достигнутый соучастниками до ее начала и создание для реализации этой цели специального формирования в виде управляемой устойчивой группы, действующей на постоянной основе.

Предварительная объединенность имеет некоторые сходные черты с предварительным сговором (ч.2 ст. 17), однако в целом это качественно иная форма подготовки и планирования криминальных действий. Если предварительный сговор в группе соисполнителей в основном касается механизма совершения конкретного преступления, ради которого она образовалась, то предварительная объединенность (соорганизованность) относится, главным образом, к самому процессу создания группы, формирования ее структуры, определения места и роли каждого участника, распределения функций.

Характерными признаками такого объединения являются тщательное планирование противоправных посягательств, разработка системы мер, обеспечивающих сокрытие преступлений и позволяющих свести риск провала к минимуму, подчинение групповой дисциплине и указаниям организатора преступной группы, отработка вариантов поведения на предварительном следствии на случай задержания соучастников преступления правоохранительными органами. Таким образом, организованная группа характеризуется постоянно действующим (пролонгированным) сговором ее членов, давших согласие на участие в структуре, специально созданной для занятия регулярной криминальной деятельностью.

3. Управляемость характеризуется наличием отношений руководства и подчиненности (субординация). Управляемость организованной группы заключается в присутствии в ее составе единоличного лидера (либо коллегиального органа), который осуществляет руководство преступной деятельностью данного формирования, определяет ее направления и характер, координирует и контролирует действия остальных соучастников, разрешает возникающие между ними конфликтные ситуации, поддерживает внутригрупповую дисциплину, дает обязательные для исполнения распоряжения и указания, реализация которых обеспечивается особыми властными полномочиями руководителя, подкрепленными его авторитетом либо принудительной силой.

4. Устойчивость (стойкость, постоянность, неподверженность колебаниям) – оценочное понятие, характеризующее качественное своеобразие организованной группы и определяемое в каждом конкретном случае путем установления большинства либо некоторых из нижеуказанных признаков.

Об устойчивости группы могут свидетельствовать: продолжительность преступной деятельности (либо нацеленность на такую деятельность), стабильность состава (основного ядра), тесная взаимосвязь между членами, высокая степень согласованности их действий, способность эффективно противостоять конкурирующим группировкам, а также противодействовать мерам социального контроля и продолжать свою деятельность в случае выбытия из состава группы отдельных участников (напр., в результате болезни, гибели, ареста).

Устойчивость достигается эффективностью руководства, оптимальным распределением ролей и функций, наличием прочных организационных связей между ее членами, тесной сплоченностью между ними, профессионализмом и криминальным опытом участников, жесткой внутренней дисциплиной, соблюдением конспирации, знанием приемов и методов оперативно-розыскной деятельности, наличием коррумпированных связей в органах власти и т.п.

5. Совместная преступная деятельность – деятельность, рассчитанная, как правило, на длительный период времени, на неопределенное по продолжительности сотрудничество, выражающееся в систематическом коллективном совершении тождественных, однородных или разнородных преступлений, либо одного, но продолжаемого преступления (напр., хищения, фальшивомонетничества, изготовления наркотических средств, занятия незаконной предпринимательской деятельностью и т.п.). Следовательно, продолжительная совместная подготовка к совершению одного (пусть даже особо тяжкого преступления) не обладает признаками преступной деятельности, поскольку длительность существования группы ограничена лишь стадией приготовления, а цели такой группы исчерпываются реализацией разовой противоправной акции.

Таким образом, единичный факт хорошо организованного группового преступления может быть признан деянием, совершенным организованной группой, лишь в том случае, если ее участники и в дальнейшем были намерены продолжать совместную деятельность. В то же время совершение некоторых преступлений, не предполагающих, как правило, их повторения (напр., угон воздушного судна), может быть квалифицировано по признакам организованной группы (ч.3 ст. 311), если эта акция осуществлена участниками устойчивой группой, для которых данное преступление явилось лишь одним из эпизодов их совместной деятельности.

Помимо непосредственного совершения криминальных актов, совместная преступная деятельность может включать в себя систему взаимосвязанных и согласованных мер, направленных на уклонение от уголовной ответственности (включая меры конспирации, сокрытие следов преступлений, легализацию доходов, полученных преступных путем, обеспечение прикрытия со стороны коррумпированных чиновников и т.п.), а равно выполнение иных действий, создающих условия, для устойчивого функционирования таких формирований и реализации их преступных целей.

6. Разновидностью организованной группы является банда. Помимо вышеперечисленных пяти признаков для нее характерно еще два: 1) вооруженность; 2) специфический способ осуществления преступной деятельности – путем нападений (см. комментарий к ст. 286).

7. В ч.2 ст. 18 регулируется ответственность организатора (руководителя) организованной группы, а также других участников.

В соответствии с ч.9 ст. 16 участники организованной группы признаются исполнителями независимо от их роли в совершенных преступлениях. Это означает, что соисполнителями преступления, совершенного организованной группой, являются как непосредственные исполнители, т.е. лица, выполняющие объективную сторону преступления, так и организатор (руководитель) организованной группы, а также иные участники, не выполняющие объективную сторону деяния в традиционном (уголовно-правовом) понимании.

8. Согласно ч.4 ст. 16 организатором (руководителем) признается лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею. Для наступления ответственности организаторов (руководителей) требуется установить, что преступления, совершаемые возглавляемой ими группой, охватывались их умыслом. Данное обстоятельство будет иметь место в следующих альтернативных случаях:

1) лидер группы, непосредственно участвуя в организации (руководстве) преступного деяния, предвидит неизбежные или возможные последствия этой акции и желает ее успешной реализации;

2) указанное лицо, будучи осведомленным о самостоятельной подготовке преступления другими участниками группы, санкционирует его проведение либо молчаливо соглашается (не высказывая неодобрения), желая или сознательно допуская наступления последствий, которые он предвидит.

9. Ответственность организаторов (руководителей) организованной группы за совершенные ею преступления наступает по той же норме Особенной части, что и остальных участников группы без ссылки на ст. 16.

Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.

10. На основании ч.2 ст. 66 срок наказания организатору (руководителю) организованной группы не может быть менее трех четвертей срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части.

11. В отличие от организаторов и руководителей, другие участники организованной группы не подлежат ответственности за деяния, в которых они не принимали личного участия, даже при условии их осведомленности о готовящихся посягательствах со стороны других лиц. Рядовые члены группы, принимавшие участие в подготовке или совершении преступлений, независимо от их роли, должны признаваться исполнителями, а их действия следует квалифицировать по соответствующей норме УК, предусматривающей в качестве квалифицирующего обстоятельства организованную группу.

12. Участником организованной группы является лицо, которое, достоверно зная о целях и содержании деятельности этого объединения, во-первых, вступает в него в качестве члена, выражая тем самым готовность выполнять любые действия в его интересах, что дает основание лидерам и остальным участникам группы рассчитывать на его реальную помощь и планировать проведение операций с учетом возложенных на него ролевых функций; во-вторых, выполняет в интересах организованной группы определенное задание. Участником организованной группы следует также признать лицо, которое, не являясь ее членом, принимает непосредственное участие в совершении какого-либо преступления в составе этой группы, сознавая ее юридически значимые признаки. Следовательно, если лицо в силу различных обстоятельств не осознает, что совершает преступление в интересах организованной группы, его действия следует квалифицировать без учета данного отягчающего обстоятельства.

13. Оказание содействия преступной деятельности организованной группы со стороны лица, не являющегося ее членом и не принимавшего непосредственного участия в преступлениях в ее составе, должно признаваться пособничеством и квалифицироваться по ч.6 ст. 16 и соответствующей части (пункту) статьи Особенной части.

14. Участие в деятельности организованной группы возможно только с прямым умыслом, по отношению же к материальным последствиям преступлений, совершенных группой, возможен как прямой, так и косвенный умысел.

15. В отличие от ст. 171 УК 1960 г. (в редакции Закона от 17 мая 1997 г.), в которой преступление признавалось совершенным организованной группой, если оно совершено участником такой группы во исполнение ее задания, ст. 18 УК 1999 г. не содержит аналогичного положения. Представляется, что это не является препятствием для квалификации деяния, совершенного лицом по заданию организованной группы, по соответствующей норме Особенной части, как преступления, совершенного такой группой.

16. Согласно ч.12 ст. 4 под группой лиц, если иное не оговорено в статье Особенной части, понимается, в частности, признак, характеризующий совершение преступления организованной группой. Следовательно, если уголовно-правовая норма не предусматривает организованную преступную группу в качестве квалифицирующего обстоятельства, совершенное ее участниками преступление необходимо квалифицировать по признаку группы лиц (напр., ч.2 ст. 166).

17. Деяние, совершенное организованной группы, не может одновременно квалифицироваться как совершенное по предварительному сговору группой лиц, поскольку эти критерии являются взаимоисключающими.

18. В соответствии с п.11 ч.1 ст. 64 совершение преступления организованной группой признается обстоятельством, отягчающим ответственность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]