Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УК 03 10-20.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
218.11 Кб
Скачать

Статья 17.

1. В ч.1 ст. 17 сформулировано понятие простого соучастия (соисполнительства) без предварительного сговора. Соисполнителями являются лица, которые совместно участвуют в совершении преступления, полностью или частично выполняя своими действиями объективную сторону состава преступления. Если исполнителем преступления является одно лицо, а другие соучастники выступают в роли организаторов, подстрекателей или пособников, группа соисполнителей отсутствует. Квалификация действий этих лиц наступает по правилам ч.7 ст. 16. В то же время выполнение указанными соучастниками помимо своей роли еще и исполнительских функций должно признаваться соисполнительством. Дополнительная квалификация таких действий по ст. 16 не требуется.

2. Следует также иметь в виду, что объективная сторона некоторых преступлений носит довольно сложный характер. Нередко при их групповом совершении имеет место сугубо техническое распределение функций соучастников, образующих совместно с действиями основного исполнителя единую преступную деятельность по месту и времени (напр., помощь во взломе запоров гаража с целью угона транспортного средства, наблюдение за окружающей обстановкой в целях беспрепятственного совершения этого преступления и т.п.). Если действия всех соучастников одновременно выполняются на месте преступления и являются составными частями единого посягательства, а каждый член группы готов выполнить любую посильную роль в зависимости от складывающейся ситуации (т.е. имеет место взаимозаменяемость), то такое разделение обязанностей не влияет на квалификацию содеянного и должно признаваться соисполнительством.

Различие в характере и объеме действий отдельных соисполнителей может быть учтено при назначении наказания.

3. Группу соисполнителей образуют как минимум два человека, которые обладают всеми признаками субъекта преступления, т.е. являются физическими, вменяемыми лицами (в том числе, не имеющими отставания в умственном развитии – ч.3 ст. 27), достигшими возраста уголовной ответственности. Следовательно, группа, состоящая, напр., из трех человек, один из которых является виновным лицом, способным нести уголовную ответственность за содеянное, второй – невменяемый, а третий – малолетним, не может быть признана группой в уголовно-правовом смысле.

4. Лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части, участвующее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя или пособника. Напр., участие в совершении воинских преступлений лиц, не являющихся военнослужащими или военнообязанными, требует квалификации по нормам главы 37 со ссылкой на ч. 4, 5 или 6 ст. 16.

5. Соучастие в группе соисполнителей характеризуется объективными и субъективными признаками (см. п.3-6 комментария к ст. 16).

6. Случайное совпадение по месту и времени индивидуальных преступных деяний отдельных лиц, посягающих на один и тот же объект, еще не свидетельствует о наличии соучастия (напр., два лица, не сговариваясь, одновременно проникают в складское помещение с целью похищения материальных ценностей). В данном случае каждый из исполнителей действует в одиночку и рассчитывает только на свои силы. Для соучастия в уголовно-правом смысле необходима согласованность усилий всех соучастников, их взаимная осведомленность об этом и понимание того, что действия каждого присоединяются к действиям другого и в своей совокупности образуют единую преступную деятельность, направленную на общий преступный результат.

7. Соучастие без предварительного сговора имеет место в тех случаях, когда умысел на совместное совершение преступления возник внезапно, стихийно, без какой-либо договоренности об этом заранее. Такая ситуация возможна, напр., при групповом совершении изнасилования (ст. 166), хулиганства (ст. 339) и других преступлений, исполнение которых, как правило, не требует предварительного планирования и согласования действий. Вместе с тем такие действия объединены общностью умысла, направленного на достижение единой цели.

8. В ч.2 ст. 17 содержится дефиниция группового соисполнительства по предварительному сговору.

Предварительный сговор – это дача согласия в ответ на предложение принять участие в совершении конкретного преступления. Волеизъявление лица о желании участвовать в групповом совершении общественно опасного деяния может быть выражено устно, письменно, молчаливым согласием, в том числе в виде жестов, понимающих взглядов, а также путем конклюдентных действий, свидетельствующих о намерении участвовать в преступлении вместе с другими.

Сущность предварительного соглашения заключается в том, что каждое лицо, принимавшее участие в сговоре, имеет взаимные обязательства и вправе рассчитывать на совместные, согласованные действия других лиц в соответствие с ранее достигнутыми договоренностями и общим планом деятельности.

9. Предварительный сговор на совершение преступления, а равно действия по приисканию соучастников, представляют собой умышленное создание условий для его совершения и поэтому должны рассматриваться как приготовление к преступлению (ст. 13).

10. Предварительная договоренность должна иметь место до начала фактического посягательства на объект уголовно-правовой охраны, т.е. на стадии приготовления к преступлению. Промежуток времени между сговором и началом преступления решающей роли не играет. Если лицо присоединяется к действиям исполнителя уже после начавшегося посягательства – имеет место соучастие без предварительного сговора.

11. Соисполнители могут нести ответственность лишь за преступление, ставшее предметом сговора. Если кто-либо из соучастников выходит за пределы ранее достигнутого соглашения и совершает деяние, которое не охватывалось умыслом (предвидением) других лиц, то имеет место эксцесс исполнителя (см. п.12 комментария к ст. 16).

12. Если группой соисполнителей совершено деяние, уголовная ответственность за которое наступает при наличии административной преюдиции, то мерам уголовного воздействия могут быть подвергнуты только те виновные лица, на которых ранее налагалось административное взыскание за такое же нарушение.

Если же норма наряду с административной преюдицией содержит квалифицирующий признак группового совершения преступления (напр., ч.2 ст. 256), то для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности в качестве соисполнителей не требуется наличие у них административного взыскания за аналогичное нарушение.

13. Квалифицирующие обстоятельства, относящиеся к личности отдельных исполнителей (напр., совершение преступления повторно, лицом ранее судимым), не вменяются в ответственность остальным соучастникам, если даже эти обстоятельства и охватывались их сознанием.

14. Согласно ч.12 ст. 4, под группой лиц, если иное не оговорено в статье Особенной части настоящего Кодекса, понимается, в частности, признак, характеризующий совершение преступления группой лиц без предварительного сговора, а также по предварительному сговору. Следовательно, если уголовно-правовая норма не предусматривает группу лиц по предварительному сговору в качестве квалифицирующего обстоятельства, совершенное ее участниками преступление необходимо квалифицировать по признаку группы лиц (см., напр., ч.2 ст. 207).

15. В соответствии с п.11 ч.1 ст. 64 совершение преступления группой лиц по предварительному сговору признается обстоятельством, отягчающим ответственность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]