Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Емельянова -Мусульмане Кабарды.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
624.13 Кб
Скачать

Глава третья. Влияние христианства на развитие кабардинского этноса

Время первого знакомства адыгов с христианством точно неизвестно. Христианские легенды связывают это с появлением на Кавказе святых апостолов Андрея и Симона, посетивших города Постафор и Босфор, а затем они, "прибыв в город Севасти, что ныне Цхум, проповедовали слово божие" (51).

Достоверно известно лишь то, что христианство адыги приняли в VI в. при византийском императоре Юстиниане I через греческие фактории на Черноморском побережье (52). Имя Юстиниана пользовалось у адыгских племен большой популярностью. По народным сказаниям, Юстин или Юстус (так они называли Юстиниана) был союзником адыгов и даже называл себя адыгейским витязем. Адыги настолько обожествляли Юстиниана, что на протяжении веков сохранили клятву юстиниановым троном. В том же VI в. греческое духовенство начало проникать в Кавказские горы. Началась постройка церквей. Появились епископы, пришедшие из Греции. В народной памяти сохранилось место поселения первого из них - "Лесистый курган", находящийся недалеко от Нальчика (53).

Шестой Вселенский собор в Константинополе подчинил в 656 г. Адыгею мцхетскому архиерею. К нему отправлялись кандидаты в иереи из числа греков для рукоположения и назначения на приход (54). Основываясь на грузинских летописях, исследователь адыгов Э.Х. Панеш делает вывод, что наиболее ярким периодом христианства у адыгов был рубеж VI-VII вв. Сочетание христианства и языческих верований стало "преобладающей формой религиозных представлений у адыгов" (55).

Христианские священники-шогены (щэуджэн), упоминаемые в адыгских сказаниях, активно занимались миссионерской деятельностью, распространяя христианство среди адыгов. Проповедники-шогены сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в. В 1703 г. против пятигорских кабардинцев воевал Каплан-Гирей. Он вынуждал кабардинцев принять мусульманскую веру. "Умертвив древних шогенов, палки их разбросал, а книги истребил огнем. Некоторые из шогенов с книгами скрылись в горах, где докончили жизнь в пещерах. Оставшиеся после них книги найдены полуистлевшими", - писал в XIX в. исследователь черкесов Хан-Гирей (56).

Однако, принимая христианскую, а позже мусульманскую религию, кабардинцы, как и адыги в целом, продолжали сохранять свои языческие верования и обряды. С.А. Токарев говорил по этому поводу следующее: "Эта самобытная дохристианская и домусульманская черкесская религия оказалась необычайно живучей и удержалась, по крайней мере, у некоторых племен и в частности у шапсугов до наших дней" (57). Л.И. Лавров также отмечал: "Если брать степень сохранности имен божеств в древнем пантеоне, то она является наибольшей у абхазцев и адыгейцев" (58).

Принимая христианство, адыги старались адаптировать христианские обряды и христианских святых к своим древним языческим культам. Так, в ряду божеств одно из главных мест отводилось Мериссе, она же Мерием (искаженное христианское Мария). Мерисса считалась покровительницей пчел. По народному поверью, было время, когда все пчелы погибли, сохранилась только одна. От всех опасностей она нашла себе прибежище в рукаве Мериссы. Потом эта оставшаяся в живых пчелка произвела на свет всех, ныне существующих пчел. Праздник святой Мериссы отмечался летом (59).

В этом поклонении переплелись и христианский, и языческий культы. Мерисса-Мерием, уже как христианская богородица, соответствовала глубокому уважению женщин у адыгов. Женщина даже могла остановить кровавую распрю. Если она вставала между дерущимися, то драка прекращалась. В случае преследования какого-либо мужчины он мог найти защиту и убежище у женщин, скрываясь в их помещении, или же просто касаясь рукой женщины. Но в то же время для мужчин считалось постыдным отдавать себя под защиту женщины, и к этому прибегали только в крайнем случае, под угрозой неминуемой смерти (60).

Значительные усилия по христианизации адыгов предпринимали русские. В X-XI вв. очагом распространения православия среди адыгов стала Тмутаракань. Тмутараканские епископы должны были рукополагать адыгских священников, заботиться об открытии церквей и принимать меры к дальнейшему распространению христианства среди населения (61).

В XIII-XV вв., во время колонизаторской экспансии Венеции и Генуи в земли адыгов, итальянцы разными методами насаждали здесь католицизм. В начале XIV в. миссионер Франческо да Камерино обратил в католицизм адыга Верзахта, занимавшего пост наместника в г. Воспоро (Керчь). Верзахт в свою очередь пытался распространить католическую веру среди местного населения. Сам папа Иоанн XII в специальном послании к Верзахту в 1333 г. благодарил его за усердие. В 1439 г. на адыгской территории были учреждены две епископские и одна архиепископская кафедры. Но католическая проповедь среди адыгов не имела особенного успеха (62).

Распад Византийской империи, потеря связей с греками вызвали ослабление христианских влияний на адыгские народы. Турецкие завоевания на северном побережье Черного моря и усиление Крыма открыли здесь путь для ислама. Но еще одно важное политическое и религиозное влияние на жизнь кабардинцев оказало установление дружеских отношений между ними и Россией.

Связи между кабардинцами и Московским государством завязались во второй половине XVI в. В ноябре 1552 г. (в год покорения Казани) в Москву прибыло посольство от "пятигорских черкес" (так именовали русские кабардинцев). Они признали себя подданными московского государя, после чего среди кабардинцев стала заметно укрепляться ориентация на христианство. Так, в сентябре 1559 г. приехавший в Москву мурза Чюрак бил челом московскому государю, чтобы он послал к черкесам своего воеводу и велел бы всех черкесов крестить в православную веру. С этой целью к кабардинцам в феврале 1560 г. действительно был послан воевода князь Вишневицкий "со многими людьми и с попами христианскими". Им было велено обращать в православие жителей Большой Кабарды. Подобная просьба последовала еще раз, и в 1560 г. для крещения кабардинцев были посланы христианские священники вместе с войском и воеводой Черемисиновым (63).

В середине XVI в. военный союз с Русским государством заключил кабардинский князь Темрюк Идаров. Темрюк послал к Ивану Грозному послов и признал себя его "холопом". Он отправил своих детей - сына Салтана и дочь Гошеню - на воспитание в Москву, где они приняли крещение и получили новые имена Михаила и Марии. В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Гошене-Марии. Она прожила с самодержцем недолго и умерла в 1569 г. (64). Но этот брак имел большое значение для дружеских отношений между Москвой и Кабардой. По сей день на центральной площади столицы Кабардино-Балкарии г. Нальчике стоит памятник Кабардинской Княжне с надписью на постаменте "Навеки с Россией". В 1563 г. по просьбе Темрюка русскими ратными людьми был поставлен первый русский город в Кабарде. Здесь поселился Темрюк Идаров. В 1571 г. русские оставили городок на Тереке, а в 1588 г. при царе Федоре Иоановиче этот городок был вновь восстановлен.

Противоборство за Северный Кавказ между Россией и Турцией оказало большое влияние на религиозную жизнь кабардинцев. Укрепление связей между Кабардой и Московским государством, начавшееся со второй половины XVI в., ориентировало часть кабардинского общества на православие. В то же время турецкие завоевания на северном побережье Черного моря и усиление Крыма открыли на Северо-Западном Кавказе путь для ислама.

Подводя итоги, можно сказать, что конфессиональная традиция кабардинцев тесно взаимосвязана с их этногенезом. Кабардинцы - один из народов адыгской группы - начали занимать современную территорию расселения в конце XIV - начале XV в. Оказавшись более организованной и экспансивной силой, они сумели занять выгодные территории и соответственно были лучше обеспечены землей, чем их соседи, и подчинили своему влиянию соседние им северокавказские народы. Во многих случаях они обладали правом решающего голоса при выборе стратегических партнеров и принятии той или иной идеологии, функции которой зачастую выполняла религия.

Сложную мировоззренческую систему представлял собой политеизм адыгов. Несмотря на проникновение в адыгское общество мировых религий - христианства и ислама - язычество всегда играло здесь значительную роль вплоть до 20-х гг. XX в. Важную роль в жизни кабардинцев играли народные обычаи и нормы морали "адыгэ-хабзэ". Даже в период укрепления в Кабарде ислама народная традиция зачастую вступала в противоречие с мусульманскими обычаем и шариатом. Многие из традиционных моральных основ сохранились в Кабарде до наших дней. В обрядовой практике кабардинцев главенствует идущий из глубины веков народный обычай. В городах имеет место обрядовость советско-социалистического образца. Село в этом отношении более консервативно и крепко держится за нормы морали и этики "адыгэ хабзэ".

Адыгские народы рано познакомились с христианством, его расцвет у адыгских народов относится к рубежу VI - VII вв. Сочетание христианства с языческими культами в этот период стало преобладающей формой религиозных представлений. Христианские проповедники сохранялись у кабардинцев вплоть до XVIII в. Но под влиянием традиционных культов и обычаев христианство на Северо-Западном Кавказе значительно видоизменилось. Кабардинцы всегда старались адаптировать христианские обряды и святых к своим древним языческим культам, и языческая традиция преобладала над христианской.