Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил (III)_лек10.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
229.38 Кб
Скачать

Наука как социальный институт

При рассмотрении науки как социального института основной акцент делается на том, что наука – специфическая область деятельности.

Наивысшей структурой науки как социального института является научное сообщество – вся совокупность ученых без учета национальной, дисциплинарной и мировоззренческой принадлежности последних.

Сообщество, как видно из определения, может разделяться по следующим признакам:

  1. национальному;

  2. дисциплинарному;

  3. мировоззренческому.

На последней характеристике нужно остановиться особо. В каждый исторический период для всего научного сообщества существуют образцы, задаваемые общенаучной парадигмой. В классический период науки таким образцом была механика, по образцу и подобию которой строилось все естествознание вплоть до конца XIX века. Ввиду существования общенаучной парадигмы можно говорить о едином научном сообществе.

Но поскольку эволюция научного знания внутри определенного стиля мышления (парадигмы) предстает как применение исходных фундаментальных идей и способов мысли к новым эмпирическим областям, возникает новая форма организации научного сообщества – научная школа.

В чем же особенности научной школы?

Во-первых, научная школа есть форма кооперации деятельности ученых, тип научного коллектива, который объединяет усилия различных исследователей.

Во-вторых, внутренняя структура научной школы обладает определенной иерархией. В этом научном коллективе вычленяется лидер. Он является автором определенной теоретической программы, вокруг которой объединяются остальные члены научной школы и которая принимается в качестве исходной при решении поставленных проблем.

В-третьих, многие школы, наряду с решением собственно исследовательских проблем, ставят перед собой задачу подготовки научных кадров. Поэтому лидер научной школы выступает не только как генератор исходной теоретической программы, но и как учитель, способствующий формированию исследователей в данной области. Но не для всех научных школ характерна деятельность по подготовке научных кадров.

История науки может быть рассмотрена как борьба и взаимная критика различных школ, как столкновение исследовательских программ, выдвинутых в разных научных школах, как процесс формирования и вырождения научных школ.

Пример конкуренции научных школ – спор между сторонниками И. Ньютона и Р. Декарта – ньютонианцами и картезианцами. Ньютон и его сторонники отстаивали идею взаимодействия космических тел (тяготения) через пустоту. Декарт и его сторонники стояли на позициях вихревой физики: при движении тел увлекается особая среда (эфир), образующийся вихрь служит причиной движения тел. Но самое главное в противостоянии этих двух школ – спор о способах познания мира. Ньютон предложил «метод принципов», который состоит в следующем: на основе опыта формулируются наиболее, общие закономерности – аксиомы (принципы) – и из них дедуктивным путем выводятся законы и положения, которые должны быть проверены на опыте. Согласие с опытом этих следствий служит гарантией справедливости основных положений теории. Этот путь построения физического знания оказался необычайно плодотворным.

Декарт, хотя и прославился как естествоиспытатель, тем не менее, был склонен как раз к выдвижению догадок, гипотез. Это было связанно с его исследовательской программой. Он и его последователи что «в познании необходимо двигаться» методом аксиом – выдвигать самые очевидные с позиции логики положения и с их помощью попытаться понять мир. Победила программа познания И. Ньютона, и наука, или «экспериментальная философия» (по определению Ньютона) пошла по современному пути.

Наличие научных школ, отстаивающих часто альтернативные позиции, предполагает их коммуникацию. Коммуникация появилась вместе с появлением науки, теоретического познания, еще в античности.

Начало коммуникациям положили сами ученые. Даже питомцев одной научной школы (например, Академии близ Афин) судьба разбрасывает по разным местам, то единственным средством оповещения о тех или иных научных открытиях поначалу стали письма. Личная переписка длительный период выполняла роль формальной публикации и закрепления приоритета. Достигалось это тем, что получатели писем охотно показывали их всем интересующимся и разрешали копировать. Ученые были немногочисленны и научные новости без труда распространялись в их узком кругу.

Книгопечатание подорвало значение писем как средства распространения научной информации. Охватить письмами практически всю научную элиту, которая необычайно разрослась по сравнению с античными временами, уже было почти невозможно. Книги распространялись шире и завоевали лидерство в системе научной коммуникации. В частной переписки по прежнему ставились, обсуждались и даже решались многие научные проблемы (так в переписки между Блезом Паскалем и П. Ферма родилась теория вероятностей). Но именно публикации стали обеспечивать приоритет и распространение тех или иных научных знаний. По мере увеличения количества научных книг, знания, которые они содержали, становились все более разобщенными, все труднее их освоить, определить научную новизну и ценность. В систему научной коммуникации проникает новый элемент – научные журналы. Первые из них, например, «Ученые записки королевского общества», мало походили на современные: они публиковали обзоры, рефераты, предварительные сообщения о незавершенных исследованиях.

Возникнув в XVII в как вспомогательное средство в системе научной коммуникации, журналы в XIX в. заняли главенствующую позицию. Ближе к XX в. журнальные статьи приняли стандартный (и почти современный) вид и окончательно оформились как важнейшее средство научной коммуникации.

В середине XX в., когда наука превратилась в непосредственную производительную силу, а ее развитие стало заботой правительства, произошли новые изменения в системе научной коммуникации. Если и исследования, и сроки их окончания планируются, то ученый не может дожидаться окончания цикла работ и потом приниматься за книгу.

О каждом более или менее завершенном этапе он публично отчитывается. Такое изменение положения науки в обществе привело к тому, что каждые 10-15 лет количество книг и журналов удваивается. Поэтому вырабатываются новые формы коммуникации. Так, вновь начинают приобретать значение разного рода реферативные обзоры, выпускаются специальные реферативные журналы. Создаются крупные информационные центры, использующие вычислительную технику, единые информационные системы и сети, которыми можно пользоваться при помощи персонального компьютера. Нарастающие темпы компьютеризации науки и системы ее коммуникации порождают потребность во всеобщей компьютерной грамотности. Она предполагает обладание общими представлениями о возможностях вычислительной техники, навыками ее использования, умение составлять простейшие компьютерные программы.

Неотъемлемая часть научной коммуникации – разнообразные конференции, симпозиумы, конгрессы, школы молодых ученых. Они помогают обмениваться новейшей научной информацией, поднимать и обсуждать дискуссионные вопросы современных научных исследований.

Не меньшее значение в современных условиях имеет и неформальная коммуникация. Подсчитано, что она приносит современному ученому 70-80% необходимой информации. Ее преимущества особенно проявляются на стадии разработки той или иной научной проблемы. Неформальный, оперативный обмен между мнениями между квалифицированными, высокоодаренными специалистами позволяет организовать своеобразный «мозговой штурм» и натолкнуться на новую идею, пролить свет на собственные участки логических построений.

Примером может служить хорошо известный «копенгагенский стиль» научной работы, сложившийся в институте теоретической физики под руководством Нильса Бора. Он состоял в круглосуточном общении современных исследованиях и постоянном широком обсуждении результатов, достигнутых на том или ином этапе. Аналогичен и стиль исследований Энрико Ферми и его коллег.