Лекция №3 Возникновение системы двойной записи
Освальд Шпенглер (1880 — 1936), считая Л. Пачоли создателем двойной бухгалтерии, ставил его в один ряд с такими современниками, как Колумб и Коперник. Этот взгляд разделяют многие. Колумб раздвинул представления современников, показав, что Европа и Азия — только часть нашей планеты, Коперник убедил многих, что земля только одна из планет Космоса, Пачоли осветил счетоводство, внушив людям, что оно часть экономического микромира любой конторы, любой фирмы. Появление двойной записи — это революция в мышлении деловых людей.
Но когда и почему возникла двойная запись — проблема, которая мучила и продолжает мучить многих. Еще в прошлом веке два французских автора Г.Нерро и Э.Гильяр, рассматривая таможенные книги Древней Греции и увидя в них запись: в расход товара и в приход кассы, решили, что родина современного учета — Афины. Но все дело в том, что мы не знаем, распространялась ли двойная запись на счета собственных средств и результатные счета, да и были ли такие счета в учете? Немецкий историк Г.Нибур считал, что двойная бухгалтерия возникла в Древнем Риме, так как у Цицерона он нашел такие слова: «Друзья не должны считаться между собой взаимными одолжениями, наподобие счетных книг, в которых то, что выдано, должно равняться тому, что получено». Но иных аргументов у Г.Нибура не было и ему не поверили. Г. де Кройкс показал, что римляне не могли иметь двойной бухгалтерии, так как их система исчисления не давала для этого возможности.
Еще один известный немецкий автор (Тельшов) утверждал, что двойная бухгалтерия появилась в конторе Фуггеров в 1413— 1427гг., однако теперь мы знаем, что эти книги велись униграфическим способом. Такова же ценность попыток Э. Форестье отнести возникновение двойной записи к Франции 1339 г., Вито Кузьмино — Сицилии 1135 г. и японца Иосатаро Хираи — к Корее. (Последний, исследуя в 1920 г. учетные книги корейских городов Кайо и Чосен, пришел к выводу, что эти книги более 500 лет тому назад заполнялись по методу «чика-сонгдо-чибу» — четверной счет. И. Хираи считал, что этот метод тождествен принципам двойной бухгалтерии.) В середине XIX в. русский бухгалтер К. П. Клинге утверждал, что двойную бухгалтерию изобрели в XI в. арабы и продали ее венецианцам за 50 000 таллеров, немецкий географ А. Гумбольдт полагал, что двойная запись занесена в Европу испанскими маврами, а американец Джон Колдуэлл Кольт (1838 г.) — что она возникла в учетных книгах Ганзы в XII в. В 1978 г. Д. Вильяме писал, что двойная запись выведена из арабских математических уравнений.
Неоднократно делались попытки связать возникновение двойной записи с именем какого-либо изобретателя. Легче всего было видеть его в лице францисканского монаха — математика Луки Пачоли. Но он заявлял, что не предлагает что-то новое, а только описывает то, что уже есть. Одно время называли имена А.Сенизио (1348 г.) — бенидиктинского монаха из Палермо и монаха делла Пьетра (XV в.). Однако исследование документов средневековья показало, что двойная запись существовала задолго до Сенизио, Пьетра, Пачоли, и бухгалтеры пришли к выводу, что у двойной бухгалтерии так же нет изобретателя, как не имеют его деньги, алфавит и разговорный язык.
В начале XX в. считалось, что двойная бухгалтерия зародилась в Генуе в 1340 г. Потом граница была отодвинута в более ранние времена. Э. Перагэлло и Р. де Рувер считали, что она возникла между XIII — XIV вв. Э.Стевелинк писал осторожно: двойная бухгалтерия возникла не ранее 1000 г, однако общепринятым считается XIII в. Но тут возникает вопрос: почему до XIII в. не было двойной бухгалтерии? На этот вопрос можно дать несколько ответов:
а) мы не знаем, может быть, двойная запись существовала и до XIII в.;
б) не было объективных условий;
в) не была достаточно развита учетная методология.
Первый ответ самый трудный и самый простой. Трудный, ибо если будут найдены более ранние следы двойной диграфической бухгалтерии, то это спутает все наши последующие предположения, простой, ибо, если время определено верно, можно рассмотреть последующие ответы.
При ответе на второй и третий вопросы надо исходить из того, что существовало минимум пять объективных причин:
деньги были слишком редким явлением;
психология рядового счетного работника неконструктивна, он пишет то, что видит или в жизни, али в документе;
прибыль как важнейшая категория, исчисляемая бухгалтером, не получила должного признания, купец оперировал больше потребительскими, чем финансовыми, категориями;
из всех функций денег преобладала функция средства платежа, деньги нужны были в первую очередь, чтобы взыскивать и вносить, а не для вложения в хозяйственные обороты, следовательно, учет хозяйственных процессов строился на натуральной, а не па денежной основе;
многие века в психологии людей преобладали не количественные, а качественные представления (сказать, что я живу хорошо, было гораздо важнее и понятнее, чем сказать, что я живу на 300 дукатов).
Если предположить, что к XIII в. такие условия наступили, то возникают следующие возможные вопросы: объективные условия предопределяли возникновение двойной записи или технические усовершенствования бухгалтерской процедуры привели к качественно новому скачку. Различные авторы подходят к ответу по-разному.