Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИРЛ лекции 20 век Сухих.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
92.74 Кб
Скачать

Сухих. Лекции по истории русской литературы ХХ века. (40-е – 90—е гг.).

3. Солженицын, например, — один из тех, кто настаивал на версии о плагиате "Тихого Дона" и отказывал "Поднятой целине" в какой-либо художественности, — первым косвенно и признал то, что в целом ряде аспектов формы произведения классик современной отечественной литературы остался верен себе. А. Солженицын пытается доказать, что пейзажи "Поднятой целины", в которых, по его мнению, видна рука мастера, также являются частями неизвестного читателю текста, которым пользовался писатель при создании нового романа. Логическая ошибка в данном случае выглядит совершенно очевидной — нобелевский лауреат признает за пейзажами произведения право на соответствие своим представлениям о литературной ценности художественного текста, сомневаясь лишь в их авторстве.Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан "Тихий Дон". Основной причиной сомнений в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время ) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. Другой аргумент — крайне низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских "Донских рассказов", якобы непосредственно предшествовавших гениальному роману.

Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста "Тихого Дона" (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе. Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и "Тихого Дона", с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг "Тихого Дона".

4. Михаил Александрович Шолохов "Тихий Дон" - роман-эпопея Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914-1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20-е годы почти одновременно стали работать: М. Горький - над эпопеей "Жизнь Клима Сам-гина", А. Н. Толстой - над эпопеей "Хождение по мукам", М. Шолохов обратился к созданию эпопеи "Тихий Дон". Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как "Капитанская дочка", "Тарас Бульба", "Война и мир". В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого. Роман-эпопея "Тихий Дон" занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа. События в "Тихом Доне" начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. Прекрасно зная жизнь и быт казаков Донского края, будучи сам участником суровой борьбы на Дону в начале 20-х годов, Шолохов основное внимание уделил изображению казачества. В произведении тесно соединяются документ и художественный вымысел. В "Тихом Доне" много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий, с которым связано основное действие, является станица Вешенская. Шолохов изображает действительных участников событий:

5. Сочинение по литературе. Изображение коллективизации в романе М. Шолохова *Поднятая целина*

Роман Шолохова "Поднятая целина" рассматривался все время как восхваление советского строя. Мне кажется, что если читать его непредвзято, то можно увидеть неоднозначное отношение автора к тем методам, которыми проводилась коллективизация, к зачислению многих людей в разряд "врагов", да и к самой коллективизации и ее последствиям.Начинается коллективизация в хуторе Гремячий Лог не столько ^потому, что для этого созданы хоть какие-нибудь условия в данном "месте в данное время, сколько от романтически-героического революционного порыва уполномоченного Давыдова, присланного из города, от станка, незнакомого с местными условиями, чужака, не знающего, а значит, не жалеющего людей, с которыми ему придется работать. Романтически-героический порыв этот спровоцирован распоряжением "с самого верха" о стопроцентной коллективизации и ликвидации кулачества как класса.

Надо заметить, что Давыдов приезжает в хутор не один. Вместе с ним, хотя и тайно от него, приезжает туда есаул Половцев, и - тоже в связи с постановлением о сплошной коллективизации. Есаул понимает, что если у мужика, у казака всерьез начнут отнимать нажитое им своим горбом добро, то не вынесет этого хозяйская душа, пойдет казак на все, чтобы отстоять то, что имеет, в чем вся жизнь его заключается, и поднять его на восстание будет легче всего.Итак, в хутор одновременно прибывают чужие деревне люди, чтобы вмешаться в ее жизнь, мало об этой жизни зная, мало ее ценя и мало уважая ее законы. Характерно, что бумага, которую должен подписать вступивший в "Союз освобождения родного Дона" Яков Лукич, очень похожа на заявление о вступлении в колхоз: "Обязуюсь беспрекословно слушаться своих начальников и командиров. Обязуюсь все свое достояние привести на алтарь православного отечества. В чем и подписуюсь".

опытка собрать людей в колхоз и в союз освобождения как бы взаимно друг друга исключают, бросают друг на друга мрачный отсвет, взаимно выявляют беспочвенность и волюнтаризм и того, и другого предприятия.--""Колхоз начинает организовываться зимой, когда нет ни подготовленных помещений для содержания больших групп скота и птицы вместе, ни достаточного количества кормов. Животные и птица мерзнут и голодают, а люди, даже убежденные, своим умом дошедшие до пользы обобществления, как, например, Кондрат Майданников, сердцем тоскуют по своей животине, и тошно, и горько им на опустелом базу. Люди, зачисленные в разряд кулаков, практически перестают быть людьми. Они становятся врагами, а значит - волками. Такого человека уже не жалко, и ребенка его не жалко, и семьи его не жалко. Макар Нагульнов пламенно заявляет, что готов детишек, баб и стариков пострелять для блага революции. Как мы теперь знаем, судьба, уготовленная раскулаченным и сосланным, была гораздо страшнее немедленной смерти от пули. Но Шолохов умеет показать в самом накале "классовой борьбы*, борьбы людей, которые считают друг друга врагами, а значит, нелюдьми, возможность иного, некровопролитного разрешения. В этом ему помогает юмор. Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьезный смысл происходящего, сначала просто показывая смешные стороны этой страшной борьбы, когда на него, "колхозного активиста", набрасывается Титков кобель, а потом, позже, своей беспрерывной борьбой с бывшим кулацким козлом, а затем своим горем и слезами по нему, утонувшему, дорогому и единственному, без которого вся жизнь его отныне опустела, вовсе меняет смысл слова "враг" на противоположный.Изображением петушиного хора, столь прекрасного потому, что каждый петух поет своим, ни на кого не похожим голосом, рассуждением героев о скуке людей, похожих на голые прутья в общем венике, если они не обладают своей "чудинкой", Шолохов стремится предупредить однозначное восприятие происходящего, и мне кажется, что ему это вполне удается.

Вряд ли в то время могло быть написано и напечатано произведение, рисующее происходящее так неоднозначно, если бы не имя писателя, не подверженное критике и не вызывающее сомнений.

Публицистическая драма

В.Вишневский, Н.Погодин ("новаторы") выступали за разрыв со старой драматургической традицией, сосредоточивавшей все внимание на разработке характера и действия. По их мнению, спецификой новой драмы должны были стать монументальность, героика, глобальный охват событий. В определенной мере это было связано с особенностью тогдашнего общественного сознания: это была эпоха коллективизма. "Единица – вздор, единица – ноль" (В.Маяковский) – эти слова точно выражали настрой эпохи. Задача драматургии, с точки зрения "новаторов", агитационность, массовость воздействия. Материал – героика войны и труда. Средства – свободная композиция, многоэпизодность, сцены, динамически сменяющие одна другую. Жизненная достоверность и полнота впечатлений достигаются не традиционными драматургическими средствами (три единства, острота конфликта, антитезы, индивидуализация характеров и речи героев, столкновение воль, вызывающее напряженное действие), а документальностью, опорой на реальные факты и события. Николай Погодин даже называл свои произведения "пьесами-очерками".

2. Героическая и историко-революционная драма

В.Вишневский

Всеволод Вишневский во время гражданской войны был военным моряком, пулеметчиком на бронепоезде, чекистом, бойцом Первой Конной армии. В 20-е гг. "пробовал перо" в разных жанрах: новелла, очерк, детектив, "оратория", драма.

"Первая Конная" (1929)

Сюжет пьесы: создание Первой Конной армии и её путь в гражданской войне. Система образов сближает это произведение с такими романами, как "Железный поток" или "Падение Даира". В нем создается образ народной массы. Нет четко выделенных судеб каких-либо персонажей, есть единая судьба народа, совершающего революцию. "Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Вишневский писал, что для него представляет интерес не жизнь и переживания Иванова или Петрова, а то, как тысяча ивановых и петровых делают одно дело и становятся монолитом. Отсюда отсутствие имен у действующих лиц. Лишь один персонаж имеет имя – Иван Сысоев, остальные названы по социальному признаку: Рабочий, Командир… Композиционные особенности вытекают из задачи автора (показать образ народа). Большую роль в композиции играют массовые сцены. Вводится образ Ведущего, реализующего в своих монологах стиль "пролетарской героики", лейтмотив пьесы. Это рупор идей автора. Возрождаются приемы агит-спектаклей первых лет революции. Пьеса построена не на развитии единого действия, а по монтажному принципу, но это не просто монтаж, это публицистический монтаж. Объединяющее начало – образ Ведущего. Сюжет, композиция, система образов – все ориентировано на эпическое полотно и отделяет произведение от драмы. "Первая Конная" – героическая историко-революционная драма по материалу, по стилю, а по форме близка к публицистике эпической.

"Оптимистическая трагедия" (1932)

Возможна ли трагедия на советской сцене?

Трагическое в широком смысле – ситуация, вызывающая страдания героя, ломающая его жизнь, ведущая к гибели героя. В этом смысле можно говорить о трагедии Павла Петровича Кирсанова или о трагическом финале судьбы Базарова, например.

Трагическое в эстетическом смысле имеет другой характер и другие формы: 1) Нарушение гармонии между человеком и миром. Человек не понимает и не приемлет мира, в котором он живет. Просто не может и не хочет принять его законов и рвет связь с этим миром. Шекспировский король Лир поступил так, когда дочери предали его, и он вдруг понял, что весь мир построен на несправедливости. 2) Противоречие, из которого человек не может выйти. Им движут два мотива, каждый из них важен для него настолько, что определяет саму возможность жить. Поэтому, выбирая один и отказываясь от другого, он испытывает невыносимые нравственные страдания, ведущие к гибели. Чаще всего это противоречие между долгом и чувством. Такова трагедия Антигоны Софокла. Герой трагедии испытывает чувство трагической вины. Он виноват и невиновен одновременно. Он делает выбор и оказывается виновным, т.к. нарушает один нравственный закон во имя другого нравственного закона; но его делает невиновным и, более того, вызывает к нему симпатию то, что он просто не мог поступить по-другому, и то, что он страдает. Платон считал, что трагедия вызывает сочувствие к преступнику, и поэтому в его идеальном государстве не может быть места трагедии и трагическим поэтам. Трагедия такого рода действительно была вряд ли возможна в литературе 30-х гг., как вряд ли возможна она и сейчас. Правда, в прозе такого рода трагические конфликты, хотя и редко, но находили место и тогда ("Тихий Дон" М.Шолохова, хотя это очень сложный случай: здесь сплетаются разные виды и формы трагического), и раньше ("Сорок первый" Б.Лавренева). Для героя трагического должны быть одинаково значимы долг и чувство. В 30-е годы утверждался приоритет долга (как, скажем, в 20-е он в драматургии выразился в пьесе "Любовь Яровая" К.Тренева, а в прозе – в названном рассказе Б.Лавренева). А в наше время – приоритет чувства, "личного" начала. С другой стороны, противоречие не обязательно может быть именно такого рода (между личным и общим). Скажем, ситуация Катерины в "Грозе" Островского (религиозное чувство, "страх божий" – и стремление к свободе в любви), Раскольникова в "Преступлении и наказании" (идея – "натура") и др.

Конфликт – столкновение женщины-комиссара с анархически настроенной толпой.В пьесе несколько кульминаций (в каждом из трех актов), с одной из них начинается действие), завязка совпадает с кульминацией). Это сцена испытания, проверки. Комиссар оказывается в одиночестве против всех. Лишь выстрел из револьвера в воздух убеждает матросов в необходимости подчиниться. Таким образом, сразу же ставиться вопрос о взаимоотношениях героя и массы, власти и толпы, народа. Герой – над ними или впереди них. В сцене первой кульминации Комиссар – над толпой и силой, угрозой оружия заставляет себя слушать. Ситуация меняется по сравнению с 1-м актом: матросы чувствуют в Комиссаре сильный характер и убежденность в своей правоте, а это значит, что она может уже действовать не только угрозой и силой оружия. В 3-м акте Комиссар уже не просто рядом с матросами, они полностью едины. Их сближают и опасность, и общий враг, и доверие к Комиссару, и уважение. Таким образом, Комиссар идет по пути от "заставлять" к "опираться" на массу.В "Оптимистической трагедии" есть черты публицистической драмы: двое Ведущих – Старшины – постоянно дают публицистический комментарий совершающемуся на сцене; в их речах и речах героев – романтическая приподнятость и высокая риторика.

Но в основе своей эта драма ближе к классической – к драме характеров. Количество батальных и массовых сцен сокращено до минимума. Наибольшее внимание уделено именно характерам, столкновению воль. Язык персонажей ярко индивидуализирован. Судьба и характер главной героини также не документальны по сути.

8. Общественно-литературная ситуация и проблемы развития

литературы послевоенного периода. Причины принятия партийных

постановлений 40-х годов по вопросам литературы и искусства

Общая особенность этого периода – беспрецедентность идеологического давления на литературу в послевоенный период. Поэтому главной его проблемой становится проблема свободы литературной мысли.

В первое послевоенное десятилетие все процессы духовного развития, состояние культуры и литературы определялись двумя общими, глобальны­ми тенденциями.

Первая связана с духовным подъемом и надеждами, вызванными войной и победой над врагом. Страна лежала в руинах, а в душах людей – радость. Радость оттого, что выстояли и победили, спасли страну, спасли государство. Возникла надежда на лучшую жизнь, которую государство обязано дать людям, спасшим его от гибели.

Эта тенденция сказалась в литературе прежде всего в осмыслении опыта войны, т.е. в «военной прозе».

Вторая тенденция связана с негативной реакцией власти и государства на эти процессы: усиление идеологического и политического давления, «завинчива­ние гаек» в идеологии, ужесточение внутренней политики, да и внешней тоже: то были годы начала «холодной войны» с Западом. В литературе эта тенденция сказалась преимущественно в произведениях, связанных с современной темой. На развитие послевоенной литературы крайне отрицательное, мертвящее воздействие оказали среди прочих «мероприятий» несколько основных партийно-государственных акций по «закручиванию гаек» в идеологии:

ы