Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0e64-00003573-702d2b86.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать
  1. Вклад Средневекового периода в философию техники: дихотомия естественного и искусственного; признание схоластами семи «механических искусств»; идеи превосходства природы в технологиях

Несмотря на продолжающийся технический прогресс в эпоху Средневековья в Западной Европе, философская рефлексия техники и изобретательства в этот период отошла на задний план, т.к. больше внимания уделялось практическим аспектам применения: изысканная архитектура, ремесленные станки, оружие и прочее. Природа и человек в эту эпоху рассматривалась с позиции Божественного замысла и техническое творчество во многом оттачивало себя в направлении служении религии. По этому поводу знаменитый физик В. Гейнзберг пишет в работе «Шаги за горизонт»: «Так, скажем, средневековые скульпторы старались как можно искуснее передать складки на платьях, и решение этой частной проблемы было необходимо, поскольку и складки на платьях святых входили в великий религиозный синтез, ради которого, собственно, все и делалось» (цит. по [7, С. 400]).

В Средние века древняя дихотомия естественного (природного) и искусственного (артефактов) и концепция ремесла и искусств как подражания природе продолжали играть центральную роль в понимании мира. Такая концепция объяснялась тем, что эти умения считались врожденными и потому ограниченными природой.

Также понятия техники и технологии имели двоякое понимание, как и в античный период. С одной стороны, ремесло воспринималось как «технологии» (как механические технологии), с другой, - как искусство (творчество, мастерство).

Но некоторые мыслители Средневековья стали рассматривать технику как нечто большее, чем простое подражание, считая, что в своём мастерстве люди также способны улучшать творения природы. Эта новая концепция технологии привела к повышению оценки технической деятельности в искусстве и ремеслах, и отразилась на содержании Схоластического канона, который преподавался в средневековых колледжах.

Например, знаменитый французский философ-богослов Гуго Сен-Викторский (1096-1141) в своем Дидаскаликоне [8] сравнивал семь механических искусств (ткачество, военное вооружение, мореходство и торговлю, охоту, сельское хозяйство, врачевание, драматическое искусство) с семью гуманитарными искусствами (тривиум грамматики, риторики и диалектической логики и квадривиум астрономии, геометрии, арифметики и музыки) и объединил механические искусства вместе с гуманитарными искусствами в состав знаний, который должен обязательно преподаваться.

Представление о том, что человек с помощью техники и технологий может улучшить природу, усилилось с появлением алхимии в середине XII века. Некоторые философы-алхимики, такие как англичанин Роджер Бэкон (1214-1292), утверждали, что технологии, изобретённые человеком, даже если и научилось имитировать природу, могли бы успешно воспроизводить природные вещи или даже превосходить природу в этом мастерстве. Философия техники этого периода подняла человека до уровня высокого осознания своих возможностей, чего не было уже даже в Позднем Средневековье вплоть до эпохи Возрождения. Это было связано с тем, что в последние три десятилетия XIII века отношение со стороны религиозных властей к алхимии стало враждебным, что в итоге завершилось буллой «Против алхимиков», написанной испанским инквизитором Николасом Эймериком в 1396 году.

Вывод: В Средние века в Западной Европе философская рефлексия технической деятельности характеризуются повышением оценки её значимости. Схоласты признали семь «механических искусств» равными гуманитарным и достойными преподавания в колледжах. Появилась идея улучшения природы, а благодаря алхимии появилась концепция превосходства над природой.