Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0e64-00003573-702d2b86.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
1.67 Mб
Скачать
    1. Эпистемология Аристотеля: познание различия в законах существования искусственного и природного; техне как вид знания. Онтология Аристотеля: дихотомия искусственного и природного

В работах Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.) описание связи между человеческой деятельностью и мировым творением также обнаруживается. Однако для Аристотеля эта связь не состоит в метафизическом сходстве способов создания, благодаря которым естественные и искусственные объекты приходят в мир. Вместо того, чтобы рисовать метафизическое сходство между двумя областями мира, Аристотель указывает на фундаментальную метафизическую разницу между ними и, в то же время, находит эпистемологические связи между различными способами познания и различными областями мира, о которых знания могут быть получены.

Греки рассматривали человека как существо, преображаюее природу. Отсюда происходит фундаментальное различие между природным и искусственным, затронутое ещё Платоном. Это различие зафиксировалось в понятиях physis (физис) и poiesis (поэзис). В работе «Физика» (книга II, глава 1) [3] Аристотель глубоко затронул фундаментальное различие physis и poiesis как мира природных и мира искусственных вещей. Принципиальное различие между этими двумя мирами состояло в законах существования, составляющих их сущность. Рассмотрим более подробно сущности этих феноменов и то, как это отразилось на философском понимании техники.

Рhysis (физис) ещё переводится обычно как природа. Природа (physis) понимается Аристотелем и греками как то, что само себя создаёт и вытекает из себя самого. Природа имеет законы, по которым вещи приходят в бытие, продолжают существовать и изменяться благодаря внутреннему источнику движения. Растение, например, приходит в мир и продолжает существовать посредством роста, обмена веществ и фотосинтеза (процессы действуют сами по себе без вмешательства внешней действующей силы).

Но есть и другие вещи в мире, возникновение которых зависит от чего-то внешнего. Это poiesis (поэзис), - практическая деятельность, в которую люди вовлекаются в процессе производства чего-либо. Мы называем эти созданные объекты артефактами и относим к ним произведения искусства, ремёсла и социальные отношения. Существование и движение артефактов осуществляется благодаря внешней действующей силе. Деревянная кровать, к примеру, существует как следствие деятельности плотника.

Здесь нужно иметь в виду, что согласно Аристотелевскому мировоззрению, каждый объект по своей природе стремится занять своё надлежащее место в мире. Например, неподдерживаемые материальные объекты двигаются вниз, т.к. естественное место для материальных объектов внизу. К примеру, движение падающего камня в Аристотелевском понимании будет интерпретироваться как следствие внутренних законов существования камня, а не как результат действия внешней по отношению к камню гравитационной силы. В этом состоит отличие мировоззрения Аристотеля от нашего современного мировоззрения. Он рассуждал обо всех природных объектах с учётом их собственных внутренних законов существования, которые в этом отношении принципиально отличается от артефактов, существование которых зависит от внешних законов.

Слово techne (техне) в Древней Греции означало знание или дисциплину, связанную с практической деятельностью - poiesis. Например, медицина - это техника, направленная на исцеление больных; столярное ремесло - это техника, предназначенная для строительства из дерева. В греческом взгляде на вещи любая технология включает в себя цель и назначение артефактов, на производство которых оно направлена. Хотя артефакты зависят от человеческой деятельности, законы, содержащиеся в технике, не зависят от мнения или субъективного намерения. Даже цели вещей разделяют эту объективность, поскольку они определены техникой (как мы об этом уже сказали выше и пояснили на примере камня).

Отечественные философы Микешина Л.А. и Опенков М.Ю. поясняют Аристотелевское толкование techne: «Технэ это такие знания и способности, которые направлены на производство и конструирование. Они занимают среднее положение между опытом и теоретическим знанием эпистеме. Технэ отличается от эпистеме тем, что последнее, по Аристотелю, имеет дело с неизменным, первичным во всех отношениях и смыслах (подразумевалась математика), тогда как технэ, «продуктивное знание», имеет отношение к области изменчивого, находящегося в процессе становления. Технэ строится на эмпирии, опыте, но в то же время переходит от отдельных случаев к общему понятию.

Медик-практик (лекарь) с простым опытом знает только, что цыпленок хорош для слабого желудка. Но врач, который владеет технэ, знает, кроме того, что цыпленок – легкая пища и почему легкая, и почему желудок бывает слабым. Тогда как опыт знает только «что», технэ знает также «почему» и в этом смысле приближается к теоретическому знанию – эпистеме. Технэ ясно определяется как знания и способность, которая приобретается привычкой, т.е. входит в плоть и кровь; оно направлено на производство, но в связи с ясным ходом рассуждения, касающегося самих вещей. С нашей точки зрения, знания – технэ может быть истолковано как уровень профессионального личностного знания, занимающего промежуточное положение между эмпирическими правилами и знанием фундаментальным для данной предметной области» [9, С. 174-175]. Слово techne является основой современного образования слов «техника» и «технологии» во многих языках. Но сегодня эти термины имеют несколько иное значение, хотя Аристотелевское толкование осталось в самой сущности этих понятий.

Обобщая сказанное выше, отметим, что в своих размышлениях о дихотомии искусственного (технического) и естественного (природного) Аристотель опирается на три тезиса:

1) техника подражает природе, поэтому нет места для подлинного человеческого творчества;

2) техника дополняет и завершает реализацию целей природы;

3) существует онтологический разрыв между природными вещами и артефактами, так что технология не может воспроизводить или изменять естественные вещи [5].

По поводу п.3 можно заметить, что хотя предполагаемый онтологический разрыв казался древним самым ощутимым в химии и алхимии, сам Аристотель придерживается мнения, что этот разрыв нейтрализуется именно в области химии. С 13-го века до наших дней философы и теологи, опираясь на тезисы Аристотеля, стремились определить место природы и техники таким образом, чтобы первое ограничивало последнее. Более того, случай генной инженерии показывает, что современные проблемы выходят за рамки аристотелевской теории.

В «Никомаховой этике» (книга VI, главы 3-7) [4] Аристотель проводит различие между пятью видами познания или постижения истины человеком. Он начинает с двух различий применительно к человеческой душе. Во-первых, человеческая душа обладает разумной частью и неразумной. Неразумная часть души относит нас к другим животным,- она охватывает аппетиты, инстинкты и т.д. Разумная часть души - это то, что делает нас людьми, точнее «разумными животными». Разумную часть души, в свою очередь, можно подразделить на научную часть и дедуктивную (или рассудочную) часть. Научная часть души может получить знание об объектах, законы существования которых находятся в них самих; это касается естественных объектов, законы существования которых являются внутренними, следовательно, не могут быть различными. Дедуктивная, или рассудочная, часть души может получить знания об объектах, законы существования которых могут быть различными. Внешние законы существования артефактов и других вещей в неприродной области могут быть различными. Например, серебряных дел мастер, который сделал конкретную серебряную чашу, мог бы иметь другую цель при изготовлении, нежели та, для которой обычно чаши изготовляются.

Аристотель выделял пять способов познания, взаимосвязанных между собой, среди которых и техне.

Рисунок 1. Пять способов познания

Пять способов познания, которыми обладают люди, обозначаются как преимущества мышления или способности разумной души. Это наука или научные знания (эпистеме), и искусство и ремесленные знания (техне), благоразумие или практические знания (фронезис), интеллект или интуитивное предчувствие (нус) и мудрость (софия).

В то время как эпистеме относится к природной области, техне и фронезис применяются к неприродной области, а именно, фронезис применяется к деятельности в обычной жизни, а техне – к деятельности в ремёслах и искусстве. Нус и софия, однако, не разделяются по двум областям: в то время как нус даёт знание непроверяемых (и недоказательных) первых законов бытия и, следовательно, образует основу всех знаний, софия – это состояние совершенства, которое может быть достигнуто в отношении знаний в целом, в том числе техне.

Вывод. Оба мыслителя, Платон и Аристотель, различали техне и эпистеме, как относящиеся к различным областям бытия, но обращали внимание и на связи между ними. Тема подражания человека природе оказывается актуальной для Платона, когда он рисует метафизическое сходство между работой демиурга и работой ремесленников. Аристотель продолжает эту концепцию, показывая ограниченность техники природой и её целями. У Аристотеля также можно найти решения вопросов в области познания технической деятельности во взаимосвязи с другими видами познания мира.

В. Исторические особенности изобретения техники и создания новых технологий в Древней Греции

Несмотря на появление греческой науки в сочетании с огромными технологическими достижениями между шестым и третьим веками до н. э. вплоть до I века н.э., никакой «технологической революции» в тех масштабах, которых можно было бы ожидать, не произошло. Греками были сделаны великие технологические изобретения. Сложный тоннель для водопровода был изобретён греческим инженер Эупалиносом из Самоса в 6-м веке до н. э. Раскопки в Олимпусе и Афинах выявили обширные подземные системы для канализации и водоснабжения, слесарное оборудование для ванн, фонтанов и личного пользования, имеющиеся к 5 веку до н.э. В 4 веке до н.э. изобрели центральное отопление: Великий Храм Эфеса согревали нагретым воздухом, который циркулировал через дымоходы, проложенные в поле. В 3 веке до н. э. греческим математиком и механиком Архимедом из Сиракуз был спроектирован винт, способный поднимать твердые или жидкие вещества на большую высоту, а греческим инженером Филоном Византийским – водяная мельница. Греческий математик, механик и величайший инженер за всю историю Герон Александрийский, живший в 1-м веке до н.э., изобрел различные автоматы, внёс вклад в разработку геодезической и оптической техники. Перечень этих технических достижений огромен и может быть продолжен (см. [6]).

Но многие изобретения не получили массового распространения и применения, т.к., с одной стороны, использовать труд рабов было дешевле, чем создавать и обслуживать технику. С другой стороны, отказ греков развивать свои технологии, иногда связывают низким статусом людей обслуживающего труда. Ручной труд был презираем, и каждый, применяющий к нему науку, мог потерять статус в обществе. Потому эллины уходили от технологических инициатив в области физического труда и повседневных нужд и направляли свои силы на создание механизмов ради научной забавы и для целей, не связанных с потребностями жизни.