Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Miyon-Delsol_Sh_Politicheskie_idei_XX_veka.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
2.99 Mб
Скачать

i

Collection Premier Cycle

Les idees politiques au xxe siecle

CHANTAL MILLON-DELSOL

M.llre d« eonTirencn I I'Unlwniti Puii XII, Philotophie et Hiitoire del id£e« polltique*

Политические идеи

XX века

ШАНТАЛЬ МИЙОН-ДЕЛЬСОЛЬ

Доцент Университета Paris XII, философия и История полотических иде

Prttsa

Uniamitaira di Franci

Издательство

Конкорд

Москва

Ouvrage realise avec I'appui et le soutien

de la Cooperation Technique Frangaise :

Ambassade de France en Russie

Ministere des Affaires Etrangeres

Издание подготовлено при поддержке

Французской Организации по

Техническому Сотрудничеству :

Посольство Франции в России

Министерство Иностранных Дел

Isbn 5-88827-009-1

© presses uhiversitairbs ов framce, 1991 © Издательсво Конкорд, Москва 1995

Оглавление

Введение

I. Государство - создатель нового человека, Наследники Маркса 5

Дискуссия об "азиатстком способе производства" 7

Народничество 12

Плехнов 15

Ленин и деспотизм 18

Диктатура пролетариата или диктатура партии 21

Законные репрессии 25

Цель и средства: НЭП 30

Социальное единство и череда козлов отпущений 35

Тоталитаризм и очищение 39

Вопрос об отмирании государства 43

Мошенничество 45

Утопия и террор 50

II. Расистское государство 54

О репутации нацизма 54

Орудие судьбы 56

Превосходство германцев 58

Призвание и преследования 61

Онтологическое превосходство 62

Дифференциализм и расизм 65

Рождение арийца 67

Человек приближается к животному 70

Антисемитская мифомания 73

Упадок и апокалипсис 75

Евгеника и капризы морали • 77

Позор и месть 81

Тайна единения с народом 83

Неравенство как образ жизни 88

Идея тысячелетнего рейха 90

Массовое уничтожение как условие выживании 93

Тоталитарное государство . 97

Харизматическая диктатура , " 99

III. Корпоративно-фашистская туманность

или этократическое государство 102

Рене де Латурдюпен и его время 106

Шарль Моррас: естественное общество 108

Моррас и естественная политика , 111

Современность или упадок 114

Критика либерализма 116

Моральный порядок: преобразование человека 120

Диктатура и общественное спасение 123

Доктринальная диктатура 127

Самостоятельность государства 130

ч Корпоратизм 133

IV. Социализм

или эгалитарное государство 138

Большевизм перед лицом истории 141

Обречённость капитализма 147

Коллективная собственность ' 150

Социализм и борьба за мир 155

Научный социализм - 158

Идеальное общество , 162

Революция с общего согласия *'•»'"• 164

Проблема применимости ' 168

Моральное кредо 173

V. Государство - гарант

или правовое государство ' 176

Правовое государство верит в первородный грех 184

Предназначение государства-гаранта 187

Разделение власти 193

Ценность человеческого достоинства 195

Свобода / равенство 200

Плюрализм проектов 202

Идея прогресса 207

, Плановая демократия 210

Государство-дополнение ' 214

ВЫВОДЫ 218

Хронологическая таблица 221

Библиография 223

В XX веке господство чудовищных правительств достигло сво­его апогея, а террор принял невиданный ранее массовый характер. Самые недостойные крайности соединяются, не уничтожая при этом друг друга. Скорее всего XX век останется в истории как проклятое время; его циничная, запрограмированная бесчеловечность поража­ет воображение. Если принять во внимание технический прогресс, то войны XX века окажутся не более, но и не менее кровавыми, чем войны предыдущих веков, но этот период перенасыщен массовыми преступлениями, организованными руками различных правительств против своих собственных народов.

Следует отметить, что подавление государством всех и вся об­условлено не его желанием установить своё господство и даже не простой ненавистью, а стремлением навязать идеологические сис­темы. В наши дни террор и убийства совершаются для блага тех, ко­го запугивают и убивают. Никогда раньше политика не была до такой степени подчинена идеологии. Она разрушает существующе обще­ство во имя построения совершенного общества будущего, создава­емого по заданной схеме. Страшные преступления этого времени являются средством осуществления идей Прометея, идей секуляри­зированного мессианства. Эти преступления стали возможны в ре­зультате разрушения статуса человека, в следствие утверждения господства системы над людьми. Примат абстракции над обществом делает такое общество беззащитным и отнимает человеческое дос­тоинство у его членов. Крайний рационализм породил невиданную доселе бесчеловечность.

Эра трагических несоответствий: политика построения идеаль­ного общества свободных граждан быстро приводит к тотальному подавлению и угнетению народа. Советская модель развития, несом­ненно, представлявшая собой самую большую надежду нашего века, не дала ни одного положительного результата, что само по себе ил­люстрирует полный провал этой идеи. Этот провал объясняется игнорированием природы человека, её основных особенностей: и здесь, и там люди живут своими заботами, строят отношения со сво­им окружением, стемятся сохранить и умножить свою частную собст­венность, решают непростые вопросы жизни и смерти. Никакая другая эпоха не была в такой степени оторвана от реальной жизни,

III

"lili

никогда люди не относились с таким презрением к конкретным ре­зультатам своей деятельности.

Разумеется, нельзя сводить весь этот период только к истории двух тоталитарных режимов, символизируемых концентрационными лагерями Освенцима и Колымы и оставивших глубокий трагический след в сознании европейцев. XX век породил и другие опасные фор­мы конкретизированной политической мысли, в частности, корпора­тивный фашизм, получивший столь широкое распространение между двумя мировыми войнами, что Алеви (Halevy) назвал этот период "эрой тиранов". В этом веке зародился и стал развиваться социа­лизм, закостенелый и разочарованный последователь советской си­стемы, а затем появилось и правовое государство, демократическая форма которого организуется и совершенствуется с учётом факто­ров риска, неразрывно связанных с понятием свободы.

Здесь можно было бы упомянуть о некоторых других идеологи­ческих течениях, хотя и значительных,'но либо зависимых, либо при­мыкающих к какому-нибудь основному течению. Речь идёт о радика-: лизме, анархо-либерализме, движении в защиту окружающей среды и т.д. Но чтобы максимально чётко и глубоко изложить основные по­литические течения XX века, пришлось остановить выбор на пяти из них, так как именно они оказали наибольшее воздействие на рас­сматриваемый исторический период. При анализе этих политических течений делается попытка ответить на вопросы, которые чаще всего возникают, когда сталкиваешься с этими понятиями:

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ: каким образом идеологическая сис­тема, направленная на освобождение всего человечества и на разру­шение государства, могла породить самого чудовищного Левиафана в истории всех времён и народов?

НАЦИЗМ: каким образом правительство, а затем и народ дош­ли до неслыханного систематического уничтожения людей, осущест­влявшегося планомерно и методично?

КОРПОРАТИВНЫЙ ФАШИЗМ: каким образом нравственные и Даже духовные ценности могут быть извращены до такой степени, что они приводят к подавлению человека во имя всеобщего блага?

СОЦИАЛИЗМ: почему после стольких лет подготовки эгалитар­ная революция так и не произошла, вопреки надеждам её многочис­ленных сторонников?

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: каким образом либерально-плюра­листическая мысль, наиболее слабая, самокритичная и скромная, смогла утвердиться и потеснить своих фанатичных противников, во­оружённых отвергаемыми ею средствами?

Возникает естественный вопрос: почему в XX веке предприни­маются попытки конкретно и полномасштабно осуществить утопи­ческие сценарии, абсолютно лишённые какой-либо новизны - пред-

ставим себе какое террористическое общество могло бы возникнуть в результате материализации утопий Платона или Кампанеллы! Все современные идеологии отражают активное неприятие нынешних ре­альностей: ностальгические воспоминания о первобытно-общинном строе, критика вышедшего из-под контроля или извращенного либе­рализма, сожаления об утраченных религиозных идеалах, страх перед непредсказуемой эволюцией техницированного общества. Но аналогичное беспокойство, хотя и в силу других причин, наблюда­лось и в XVI веке, когда Томас Мор написал Утопию, чтобы вырвать­ся за пределы своего мира, жизнь в котором считалась невыноси­мой. Воплощение этих идей в нашем столетии позволило впервые глубоко проникнуть в суть утопических воззрений всех времён.

Для их реализации требовалось сочетанию двух условий, поя­вившихся одновременно только в нашем веке: интеллектуального и технического.

Интеллектуальное условие: современная философия сделала возможным радикальное преображение общества и человека. Исчез­новение универсальных или объективных истин, субъективизм, отри­цание бога позволили человеку создать свою собственную истину, а затем и заново создать самого себя. Человек перестал соотносить себя с некой предопределённой "сущностью", его природа стала за­висеть от сознательно разработанных проектов. Заменив собой Бога в акте творения, современный человек стал активно играть роль Прометея, предписанную ему Карлом Марксом. В XX веке люди уве­ровали, что в этом мире для них всё возможно и принялись творить невозможное.

Техническое условие: в руках репрессивного государства ока­зались современные технические средства. Деспотизм всегда суще­ствовал, но персидский царь располагал только конными стажника-ми, от которых можно было либо убежать, либо спрятаться. Если в XX веке появилась такая изощрённая форма деспотизма, как тотали­тарный режим, то только потому, что он располагает совершенной и вездесущей системой слежки. Современная техника, поставленная на службу тоталитарного государства, подавляет всех и вся, не ос­тавляя индивидууму даже небольших зон свободы, которые сущест­вовали в прежние времена из-за неэффективности органов власти. Благодаря современной технике, власть искусно комбинирует слежку и пропаганду, запреты и принуждение, не оставляя в обществе даже крохотного островка, находящегося вне контроля государства.

Конкретное становление тоталитарных режимов, являющихся современным воплощением утопической политической мысли, поз­воляет провести в XX веке углублённый анализ этих оригинальных Политических систем. Возможно, результатами этого анализа смогут воспользоваться только будущие поколения. Создаётся впечатление,

что чудовищная политика таких политических систем объясняется тем, что они выражают извращённую философию. В структуре бытия они не признают политику, общество и просто человека.

Ошибка тоталитарных утопий заключается в том, что они рас­сматривают политику как один из способов деятельности акт творчества в соответствии с задуманной моделью. Вся теория пра­вового государства направлена на подтверждение тезиса о том, что политика является способом действия: акт, обречённый на неодно­значный выбор при отсутствии готовых моделей. Политика тоталита­ризма претендует на научность, политика правового государства ос­нована на благоразумии. Политика тоталитаризма утопична, полити­ка правового государства этична, но не в смысле нравственности, а в смысле тщательного выбора решений в соответствии с меняющей­ся обстановкой.

Другая ошибка тоталитарных режимов заключается в отождест­влении общества и общины, в стремлении к естественному или на­вязанному консенсусу, тогда как политика правового государства строится с учётом различий, неизбежно существующих в обществе.

И, наконец, ещё одна ошибка тоталитарных режимов состоит в попытке игнорировать тот факт, что существование конечно, в по­пытке перенести ограниченность существования человека из онтоло­гической плоскости в историческую, с тем чтобы обосновать воз­можность её отрицания. Концепсия правового государства заключа­ется в восстановлении ограниченности существования в этом мире, в превращении её в онтологическую характеристику.

XX век стал веком двойной ошибки: пренебрежение к бытию из-за неправильного восприятия бытия.