Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
энд. сис.05.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.09.2019
Размер:
121.34 Кб
Скачать

Нарушения функций надпочечных желез

Гипофункциональные состояния коры надпочечников

Острая тотальная недостаточность может возни­кнуть при двустороннем грубом повреждении коры НП в результате травмы, кровоизлияния, при тромбозе сосудов (вен), ДВС-синдроме, тяжелых инфекциях (особенно при менингококковом сепсисе).

При отсутствии эффективного лечения быстро разви­ваются прогрессирующая мышечная слабость, тяжелая артериальная гипотензия, диспепсические явления и на­ступает смерть от острой недостаточности кровообраще­ния.

Хроническая форма недостаточности НП (болезнь Аддисона, бронзовая болезнь) может быть связана с двусторонним тубер­кулезным процессом, метастазами опухолей, токсичес­кими поражениями НП (при хронической ин­токсикации некоторыми инсектицидами - ДДТ и др.), амилоидозом и др. Часто встречаются ат­рофия НП аутоиммунного происхождения. У части таких больных гипокортицизм комбинируется с гипогонадизмом.

Вторичные (центральные) формы недостаточности НП могут быть вызваны дефицитом АКТГ вследствие повреждения аденогипофиза или (редко) гипоталаму­са.

Хронический гипокортицизм проявляется:

1. адинамией (вследствие нарушения электролитного обмена из-за дефицита альдостерона),

2. снижением ОЦК (за счет потери натрия и воды),

3. артериальной гипотонией

4. гипогликемией (из-за недомтатка глюкокортикоидов)

5. усилением пигментации кожи ( усиление образования меланотропина)

6. кроме того, головокружением, болями в области живота, похуданием.

В зависимости от причины и эффективности лечения 'хронические формы недостаточности НП могут продол­жаться длительное время или переходить в острую форму (так называемый аддисоновский криз).

Гипоальдостеронизм. Изолированная (парциальная) недостаточность продукции альдостерона встречается редко.

Проявления связаны с не­достаточной продукцией альдостерона на фоне нормаль­ной или повышенной секреции других гормонов, в част­ности глюкокортикоидов. Отмечаются быстрая утомляемость, мышечная слабость, артериальная гипотензия, периодические обморочные состояния, брадикардия до полной атриовентрикулярной блокады (приступы Адамса — Стокса), гипонатриемия и гиперкалиемия.

Гиперфункциональные состояния коры надпочечников Различают две формы гиперальдостеронизма:

1)первичный гиперальдостеронизм (син­дром Конна), связанный с гормонально-активной опухолью, происходящей из клубочковой зоны.

Проявления сво­дятся к трем основным группам симптомов: сердечно-со­судистым, почечным, нервно-мышечным. Избыточное выделение альдостерона ведет к почечной задержке натрия и потере калия. Накопление натрия в клетках стенок со­судов приводит к их гипергидратации, сужению просве­та и по­вышению артериального давления. В результате гипертензии часто встречаются (особенно у детей) изменения глазно­го дна, приводящие к нарушению зрения вплоть до сле­поты. Нередко наблюдаются нарушения ритма сердца, характерные для гипокалиемии изменения ЭКГ.

В начальнный период суточный диурез по­нижен, а затем сменяется стойкой полиурией, которая обусловлена дегенерацией эпителия почечных канальцев и снижением их чувствительности к АДГ. Из-за полиурии отеки возникают довольно редко.

Как правило, имеются нарушения в нервно-мышеч­ной системе: мышечная слабость, парестезии, судороги; иногда вялые параличи.

2)вторичный гиперальдостеронизм может возникать при физиологических состояниях (физическое напряжение, менструация, беременность и лактация, высокая внешняя температура с интенсивным потоотделением и др.) и патологии (заболеваниях, сопровождающихся гиповолемией, ишемией почек и при нарушениях функции пе­чени (при циррозе). Характеризуется задержкой натрия, артериальной гипертензией, гипер­гидратацией. В отличие от синдрома Конна в крови имеется высокий уровень ренина и ангиотензина и развиваются отеки.

Гиперпродукция глюкокортикоидов.

Гиперкортицизм может быть центральным и связан с из­бытком АКТГ, или с избытком кортиколиберина и первично гландулярным — связан непосредственно с корой надпочечников.

Болезнь Иценко—Кушинга это центральный гиперкортицизм Причиной является гормонопродуцирующая опухоль пе­редней доли гипофиза — базофильная аденома. В результате образуются избыток АКТГ, идет чрезмерная стимуля­ция пучковой и сетчатой зон НП и гипер­плазия желез. Проявления болезни связаны с гиперпродук­цией глюкокортикоидов, а также с гиперпродукцией андрогенов и минералокортикоидов.

Болезнь чаще наблюдается у женщин молодого и среднего возраста и характеризуется общим недомоганием, повышенной утомляемостью, головной болью, жаждой. Характерен внешний вид больного: круглое, «лунообразное», багрово-красное лицо, ожирение с преимущественным отложением жира в области лица, шеи, верхней половины туловища при непропорционально худых конечностях. Характерны багрово-красные или фиолетовые «полосы растяжения» («стрии») на коже живота, плеч, молочных желез, внутренней поверхности бедер. Часто выявляется остеопороз. Изменения со стороны ССС проявляются стойким повышением АД с расстройством мозгового кровообращения, ретинопатией, сморщенной почкой, перегрузочной формой сердечной недостаточности.

При болезни И-К часто имеется снижение устойчивости к инфекци­онным заболеваниям, связанное с иммунодепрессивным действием избытка ГК. Часто наблюдается гипергликемия и не­редко сахарный диабет.

Первично-гландулярная форма гиперкортизолизма - «синдром Иценко - Кушинга».

Данная форма может быть вызвана кортикостеромой - гормонально-активной опухолью коры НП, исхо­дящей из пучковой зоны и продуцирующей кортизол, или злокачественной опухолью.

Внешние проявления синдрома сходны с симптомами болезни И-К. Принципиальное различие заключается в том, что для болезни И-К характерно сочетание гиперкортицизма с высоким уровнем АКТГ и двусторонней гиперплазией НП. При синдроме И-К продукция АКТГ по механизму обрат­ной связи подавлена первичным избытком ГК. При болезни И-К обнаружива­ется двусторонняя диффузная гиперплазия НП, а при синдроме И - К - односто­роннее увеличение с атрофией другого НП.

Гиперпродукция гормонов сетчатой зоны коры надпочечников. Адреногениталъный (кортикогенитальный) синдром (КГС) встречает­ся в двух основных формах:

1) Врожденная форма кортикогенитального синдрома связана с нарушениями син­теза гормонов в коре НП и в кровь по­ступает избыточное количество стероидов с андрогенными свойствами. В этиологии главную роль играет наследственность. Заболевание нередко носит «семей­ный» характер и особенно часто проявляется у одно­яйцевых близнецов.

При этом нарушается синтез кортизола, кортикостерона и альдостерона, что сопро­вождается накоплением андрогенных предшественников и увеличением образования гипофизарного АКТГ. Избыток АКТГ дополни­тельно стимулирует сетчатую зону, усиливая образование андрогенов и вызывает гиперплазию НП.

Проявления КГС наиболее ярко выражены у женского пола и в большинстве случаев обнаруживают­ся сразу после рождения. Дети крупные в результате анаболического действия андро­генов. Если гиперпродукция андрогенов возникла на раннем этапе развития плода изменения наружных половых органов у девочек выражены настолько резко, что бывает трудно установить пол ребенка (женский псевдогермафродитизм). В случаях, когда избыток андрогенов проявляется только после рождения, развивается вирилизация у де­вочек в возрасте 2 — 5 лет, в виде избыточного оволосе­ния (гирсутизм). В более поздние сроки в связи с усилени­ем анаболизма отмечается быстрый рост, который вскоре прекращается в результате преждевременного окостенения эпифизов и в результате – низкорослость. Характер­ны чрезмерное развитие скелетной мускулатуры и боль­шая физическая сила. У взрослых женщин наблюдается аменорея, атрофия матки и молочных желез, телосложение приближается к мужскому типу, часто появляется облы­сение. Имеются также определенные отклонения в пове­денческих особенностях.

Мальчики с врожденной гиперплазией НП обычно рождаются с нормальной дифференциацией наружных половых органов. В дальнейшем происходит раннее ложное половое созревание: преждевременно развиваются вторичные половые признаки и наружные половые органы. В то же время из-за торможения избытком андро­генов образования гипофизарных гонадотропинов половые железы остаются недоразвитыми и сперматогенез может полностью отсутствовать.

МОЗГОВОЕ ВЕЩЕСТВО НАДПОЧЕЧНИКОВ

Мозговое вещество НП синтезирует и выделяет два гормона адреналин и норадреналин. В нор­мальных условиях надпочечники выделяют значительно больше адреналина (около 80 %).

Недостаточность гормонообразования мозгового ве­щества НП как самостоятельная форма практически не встречается.

Чрезмерная секреция катсхоламинов возникает при опухоли, исходящей из мозгового вещества НП,— феохромоцитоме и некоторых других (редких) опухолях хромаффинной ткани может провоцироваться психической или физической нагрузкой, болевым раздражением и другими «стрессорными» факторами.

Для данного заболевания характерны прежде всего сердечно-сосудистые расстройства: тахикардия, спазм периферических сосудов и резкое повышение артери­ального давления. При пароксизмальной форме боль­ные ощущают тревогу, страх, резкие пульсирующие го­ловные боли, боли в подложечной области; возникают обильное потоотделение, мышечная дрожь, возможны тошнота, рвота, нарушения дыхания, временное прекра­щение выделения мочи. В крови отмечается гипергликемия с последующей глюкозурией.

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ .

Гипофункция половых желез может быть обусловлена удалением их хирургическим путем (кастрация), разрушением воспалительным процессом, токсинами, ионизирующей радиацией, расстройствами гипоталамо-гипофизарной регуляции. Отдельную группу составляют врожденные нарушения полового развития, вызванные хромосомными аномалиями или мутацией генов. Неопущение яичек в мошонку (крипторхизм), гипоплазия яичек и яичников, врожденное отсутствие половых желез, псевдогермафродитизм — все эти аномалии развития сопровождаются г и п о г о н а д и з м о м.

Кастрация после полового созревания отражается главным образом на обмене веществ и функции половых желез, вызывая их атрофию, исчезновение половых инстинктов, прекращение циклических процессов в матке, влагалище и маточных трубах, инволюцию вторичных половых признаков. Рано появляются признаки атеросклероза, изменяется соотношение возбудительного и тормозного процессов в коре большого мозга. Соответствующий клинический синдром называется евнухоидизмом.

Уменьшение выработки прогестерона вследствие гормональной недостаточности желтого тела может быть причиной спонтанных абортов.

Возрастное угасание гормональной активности половых желез лежит в основе климакса женщин и мужчин.

Гиперфункция половых желез возникает при усилении гонадотропной функции гипофиза или гормонально-активной опухоли семенников и яичников в ран­нем возрасте, что обусловливает раннее половое созревание. Под влиянием избытка андрогенов мальчики превращаются в "маленьких геркулесов" с короткими конечностями и сильными мышцами, в семенных каналь­цах яичка находят зрелые сперматозоиды. Наружные половые органы ги­пертрофированы, рано появляются вторичные половые признаки - низкий го­лос, оволосение лобка, лица, подмышечных впадин и др. У девочек под влиянием избытка эстрогенов очень рано появляются менструации, наблюдаются рост молочных желез, оволосение лобка, отложение жира в области таза и бедер.

Повышенная секреция гормонов яичника у взрослых женщин вызывает нарушения менструального цикла с аменореей, увеличение объе­ма матки и молочных желез.

Взаимодействие между гипофизом и железами- мишенями.

Основано на прямой (положительной, стимулирующей) связи и обратной (отрицательной, тормозящей) связи, носит и выделение кортизола, который в свою очередь, тормозит секрецию АКТГ. Этот принцип является основой саморегуляции эндокринной системы и обеспечивает поддержание эндокринного гомеостаза.

Нервный контроль

1) парагипофизарный (нервно-проводниковый), реализуется через симпатические и парасимпатические нервы желез;

2) трансгипофизарный, включающий гипоталямические факторы (гормоны) и гуморальный контроль функции аденогипофиза.

Известны транспортные системы, обеспечивающие движение БАВ в гипофиз:

1) выделение в портальную систему гипофиза гипоталямических факторов, активирующих (либерины) или угнетающих (статины) гормонопоэз в передней доле гипофиза;

2) аксональный транспорт- перенос нейрогормонов (вазопрессина и окситоцина) из нейросекреторных ядер (супраоптического и правентрикулярного) в заднюю долю гипофиза.

Гипоталямическая регуляция функций аденогипофиза контролируется отрицательной обратной связью. Например, кортиколиберин увеличивает секрецию АКТГ, который тормозит активность гипоталямических клеток, продуцирующих кортиколиберин. Все эти взаимодействия обеспечивают поддержание эндокринного гомеостаза.

Внешний контроль осуществляется через лимбические структуры, кору головного мозга, через которые осуществляется воздействие из внешней среды (холод, те6пло, свет, факторы, вызывающие психическое и эмоциональное напряжение и т. д.) Внешний контроль переводит эндокринную систему на иной функциональный уровень, соответствующий новым потребностям, т. е. обеспечивает адаптацию к меняющимся условиям внешней среды.

Биологическое значение эндокринной функции:

1) поддержание гомеостаза;

2) формирование адаптивных (приспособительных) реакций.

железы

Механизмы компенсации нарушенной функции эндокринной железы.

Изменение функций эндокринных желез, происходящие под влиянием повреждающих факторов среды, как правило, сопровождаются нарушениями в организме обмена веществ и физиологических функций. Соответственно компенсаторные процессы в эндокринной системе следует разделить на две основные группы:

1) компенсация нарушенной функции самой эндокринной железы;

2) компенсация нарушенных процессов метаболизма и физиологических функций, регулируемых в организме эндокринной железой, при недостаточности ее гопрмонов.

Механизмы компенсаторных процессов первой группы могут быть как внутриорганными и внутрисистемными, так и межсистемными. Во- первых компенсация нарушенной функции той или иной железы осуществляется за счет механизмов саморегуляции на уровне самой железы или системой регуляции по принципу обратной связи. Во- вторых, компенсация реализуется, как в большинстве других органов, за счет мобилизации процессов физиологической и репаративной регенерации, способность к которой у железистой ткани достаточно высока. В- третьих- компенсаторные процессы осуществляются за счет изменения функций других систем организма, например, обеспечивающих всасывание необходимых для синтеза гормонов железы субстратов в желудочно- кишечном тракте, транспорт гормонов в свободном состоянии и в составе белковых комплексов, метаболизм и деградацию гормонов, экскрецию гормонов, наконец, связывание гормонов на уровне эффекторов.

Компенсаторные процессы второй группы реализуются благодаря тому, что в регуляции основных метаболических и функциональных процессов принимают участие, как правило, несколько гормонов разных эндокринных желез, что позволяет компенсировать недостаточность или избыточность одних гормонов эффектами других ( внутрисистемная компенсация). Компенсаторные процессы этой группы осуществляются и за счет межсистемных реакций с помощью нервной регуляции и саморегуляции метаболических и физиологических функций.

Поскольку механизмы саморегуляции функции эндокринной железы, прежде, всего связаны с процессами депонирования гормонов, их предшественников и даже субстратов в самой железе, создаваемый таким образом запас гормонов может обеспечить быструю, но кратковременную компенсацию возникающего в организме дефицита субстрата или повышенной потребности в гормоне.

Компенсация нарушенных функций эндокринных желез осуществляется и на межсистемном уровне. Так, биологическая активность секретируемых в кровь гормонов меняется в результате их связывания с транспортными белками крови..

Компенсация избыточной секреции гормонов осуществляется и через активацию их разрушения в печени, метаболических превращений в тканях- мишенях и экскреции с мочой. При недостаточном синтезе и секреции гормонов эти процессы, напротив, протекают менее интенсивно. К компенсаторным процессами межсистемного уровня относится и изменение депонирования гормонов в тканях. Компенсация избытка или недостатка уровня гормонов в крови может осуществляться на уровне тканей- мишеней посредством изменения числа и аффинности клеточных мембранных рецепторов.