Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
энд. сис.05.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.09.2019
Размер:
121.34 Кб
Скачать

Основные механизмы эндокринных заболеваний.

В зависимости от уровня повреждения эндокринной системы различают следующие механизмы эндокринных заболеваний:

  1. нарушения центральной регуляции эндокринных функций;

  2. нарушения биосинтеза и секреции гормонов;

  3. нарушения транспорта, метаболизма и реализации биологического действия гормонов (периферический или внежелезистый).

Нарушения центральной регуляции.

Нарушения функции коры больших полушарий, особенно функциональные расстройства ВНД (психозы, неврозы, стрессы) неред­ко приводят к нарушениям функции многих эндокринных желез.

Нарушения нейроэндокринной регуляции на уровне гипоталамуса и гипофиза могут выражаться в недоста­точном или избыточном образовании либеринов, статинов, тропных гормонов и соответствующих нарушениях функции периферических эндокринных желез. При этом нередко нарушается механизм обратной связи, и изменения концентрации гормонов периферических желез не влияют на секрецию рилизинг-факторов и тропинов.

Нарушения биосинтеза и секреции гормонов.

Местные патологические процессы в эндокринных железах изменяют их функциональную активность. Гипофункция развивается :

1. вследствие уменьшения массы паренхимы железы (атрофия, некроз),

2. недостаточности ферментных систем и кофакторов биосинтеза гормонов,

3. блокады механизмов депонирования и секреции.

Гиперфункция развивается при:

1. увеличении массы железистого эпителия (гиперплазия, гипертрофия, доброкачественная и злокачественная опухоли),

2. активизаци ферментов биосинтеза гормонов и др.

Эндокринная дисфункция нередко является результатом наследственного или приобретенного дефекта ферментов биосинтеза гормонов или инак­тивацией (блокадой) этих ферментов (адреногенитальный синдром, гипотиреоз), возможно об­разование в железе аномальных форм гормонов. Такие гормоны обладают неполноценной ак­тивностью или полностью ее лишены.

В некоторых слу­чаях нарушается внутрижелезистое превращение прогормона в гормон.

Различают абсолютную и относительную (скрытую) недостаточность эндокринных желез. Последняя выявляется при повышенной потребности организма в гормонах, тогда как в условиях физиологического покоя показатели образования и секреции гормонов имеют нормальные величины..

Нарушения транспорта, метаболизма и реализации биологического действия гормонов

Это формируют внежелезистый механизм эндокринных расстройств, которые возникают на фоне нормальной их секреции.

Большая часть циркулирующих в крови гормонов с белками плазмы образует комплексы, но физиологической активностью обладает лишь свободная фракция гормона.

Распространенным механизмом нарушения активности гормонов является их инактивации аутоантителами. При нарушении процессов метаболизма гормонов (цирроз, гепатит, низкая или высокая активность ферментов метаболизма) также возникают гормональные расстройства.

Действие гормонов на органы-мишени реализуется по трем направлениям:

I) влияние на биологические мембраны;

2) стимуляция или угнетение активности ферментов;

3) влияние на генетический аппарат клетки.

Первоначальным обязательным этапом при этом является взаимодействие гормонов со специфическими циторецепторами. Рецепторы инсулина, соматропина, рилизинг-факторов и других белковых гормонов встроены в клеточную мембрану. Их действие на клетку опосредуется аденилат-циклазной системой. Стероиды же проникают внутрь клетки и связываются с цитоплазматическими рецепторными белками. Затем активированный стероидрецепторный комплекс перемещается в ядро, где связывается с акцепторными участками хроматина. Результатом этого является изменение активности генов, ответственных за синтез тех или иных ферментов и других белков.

Нарушение гормональной рецепции в клетках органов-мишеней изменяет биологические эффекты гормонов (гирсутизм, гиперинсулинемия, возникающая в ответ на гипергликемию, при избыточным потреблении углеводов, снижает количество рецепторов инсулина).

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНОЙ СИСТЕМЫ. НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГИПОФИЗА

Пангипопитуитаризм. У человека полная недостаточность функции гипофиза бывает врожденной и приобретенной (опухоль, послеродовой некроз гипофиза, травма основания черепа, воспаление, тромбоз, вирусная инфекция). Поражение железы в эмбриональном или препубертатном периоде ведет к карликовости, половому недоразвитию, ослаблению функций щитовидной железы, эндокринообменным нарушениям, снижению реактивности.

При разрушении более 95 % массы железы у взрослых людей развивается гипофизарная кахексия, или болезнь Симмондса, характеризующаяся сильнейшим истощением, атрофией щитовидной, надпочечных и половых желез, мышечной ткани, висцеральных органов, разрушением костной ткани, выпадением зубов и волос, расстройством функций вегетативной нервной системы, гипогликемией, повышением чувствительности к инсулину. Большинство нарушений связано с прекращением выработки соматотропина и кортикотропина.

Гипофункция аденогипофиза. Патогенез и симптомы гипофункции аденогипофиза в основном совпадают с таковыми при пангипопитуитаризме.

Для парциальной недостаточности аденогипофиза характерно уменьшение продукции какого-нибудь одного гормона.

Гипопродукция соматотропного гормона в период внутриутробного развития или в раннем возрасте ведет к гипофизарной карликовости, или гипофизарному нанизму (от греч. nanos — карлик). Это заболевание, характеризуюется резкой задержкой роста, а также половым недоразвитием.

Парциальная гонадотропная недостаточность приводит к инфанти­лизму: у девочек — к отсутствию менструаций, бесплодию; у мальчиков — к гипоплазии яичек, физическому и половому недоразвитию.

Гиперфункция аденогипофиза.

Гиперпродукция соматотропина проявляется в зависимости от возраста. Если в молодом возрасте (до закрытия эпифизарных хрящей), то возникает гипофизарный гигантизм, если в более позднем возрастном периоде (при эозинофильной аденоме гипофиза), то развивается акромегалия. Известны случаи, когда больные достигали к 10 годам роста 190 см, к 18 годам — 250 см; встречаются гипофизарные гиганты ростом свыше 260 см. Наряду с быстрым удлинением трубчатых костей происходит усиленный рост мягких тканей и внутренних органов.

При акромегалии отдельные части тела непропорционально увеличиваются, черты лица резко укрупняются. Одновременно развивается спланхномегалия (увеличение печени, селезенки, сердца и др.). Эти изменения обусловлены усилением периостального роста и разрастанием мягких тканей. Соматотропин повышает проницаемость клеточных оболочек для аминокислот, ускоряет синтез белока и тормозит его распад. В результате усиления липолиза и торможения образования жира увеличивается продукция кетоновых тел. При акромегалии часто наблюдается гипергликемия, снижение толерантности к углеводам, уменьшение чувствительности к инсулину.

Гиперпродукция лактогенного гормона (при доброкачественной опухоли аденогипофиза) вызывает гиперпролактинемию, которая ведет у женщин к развитию синдром агалактореи — аменореи. У мужчин повышенная секреция пролактина может служить причиной угнетения сперматогенеза и бесплодия.

Эффекты повышения секреции кортикотропина, тиротропина и гонадотропинов сводятся главным образом к гиперфункции надпочечных, щитовидной и половых желез и будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Гиперсекреция меланотропина промежуточной долей гипофиза, приводящая к потемнению кожи, самостоятель­ного патологического значения не имеет и является лишь признаком некоторых других эндокринных нарушениях.

Нарушения функций нейрогипофиза.

Гипосекреция АДГ. В норме вазопрессин стимулирует реабсорбцию воды в почечных канальцах. Он активирует аденилатциклазу в клетках канальцев, что приводит к усилению деполимеризации гиалуроновой кислоты, в результате чего реабсорбция воды возрастает. Регуляция секреции вазопрессина осуществляется через осморецепторы, а так же через баро- и волюморецепторы. Проявлением дефицита АДГ яв­ляется несахарный диабет. Выделяют несколько различных по этиологии и пато­генезу форм несахарного диабета:

  1. первичная форма, связанная с опухолями гипота­ламуса, воздействием на него различных повреждающих факторов или с дегенерацией гипоталамических ядер не­известной этиологии (возможно, аутоиммунного характера);

  2. семейная (наследственная) форма,

  3. нефрогенная форма, связанная с приобретенной патологией почечных канальцев; разновидностью дан­ной формы является, например, снижение чувствительности дистальных канальцев к АДГ.

Недостаточность вазопрессина нарушают реабсорбцию воды в канальцах нефронов, что ведет к полиурии, достигающей 20 л мочи и более в сутки с низкой относительной плотностью. Она сопровождается вторичной резко выражен­ной жаждой (полидипсией).

Гипосекреция окситоцина. Может возникать при первичных формах несахарного диабета. Изменение секреции окситоцина играет роль в патогенезе нарушения родовой деятельности и лактации, дискинезии желчных путей

Гиперсекреция АДГ. Данная форма патологии опи­сана под названием «гипергидропексический синдром» (синдром Пархона), или «синдром разбавленной гипо-натриемии» (синдром ШварцаБартера).

Этот синдром может возникать после некото­рых повреждений мозга (в частности, после нейрохи­рургических вмешательств), при повышении внутриче­репного давления, возможно, после инфекционных за­болеваний, а также в результате эктопической продук­ции АДГ или подобных ему веществ опухолями неэндо­кринных органов (особенно легких).

Заболевание проявляется олигурией, гипергидрата­цией и связанной с гемодилюцией гипонатриемией.

Гиперсекреция окситоцина. Такая эндокринопатия у человека не описана.

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

Главными гормонами ЩЖ являются йодистые произ­водные аминокислоты тирозина - тироксин (тетрайодтиронин, Т4) и трийодтиронин (Т3).

Гипофункция щитовидной железы. Этиологическими факторами развития гипотиреоза у людей являются врожденные дефекты биосинтеза тиреоидных гормонов, врожденная гипоплазия или аплазия железы, аутоиммунные и инфекционные воспалительные процессы, удаление части железы при хирургических вмешательствах, повреждение тиреостатическими препаратами, радиоактивным йодом при превышении допустимых лечебных доз, радиоактивного заражения местности и др. Наиболее частой причиной гипотиреоза является недостаточное поступление в организм йода и, возможно, кобальта.

При тяжелой степени недостаточности щитовидной железы, возникшей в раннем детстве, развивается кретинизм, у взрослых людей— микседема (гипотиреоз, сопровождающийся слизистым отеком).

Для гипотиреоза характерны нарушения ВНД, трофики, водно-электролитного, белкового и жирового обменов, роста и полового развития, терморегуляции и других функций жизнедеятельности организма, которые при кретинизме достигают крайней степени.

Для микседемы типичны снижение обмена веществ, температуры тела, ожирение, малоподвижность. В результате развития слизистого отека лицо становится одутловатым, с бедной мимикой, утолщённым носом и губами. Отмечаются ломкость ногтей, выпадение волос и другие трофические нарушения. Снижается половая функция, интеллект, притупляется память, появляются апатия, сонливость, а в позднем периоде болезни — слабоумие.

Увеличение щитовидной железы при недостаточности йода известно под названием эндемический зоб. Это заболевание распространено в горных районах земного шара, где в почве и воде недостаточное содержание йода. Дефицит йода ведет к снижению синтеза тироксина и трийодтиронина, вследствие чего в гипофизе усиливается выработка тиротропина, что приводит к гиперплазии щитовидной железы, масса которой иногда достигает нескольких килограммов.

ГИПЕРТИРЕОИДНЫЕ СОСТОЯНИЯ

Общая этиология и патогенез гипертиреозов

Гипертиреоз связан с развитием раз­личных форм зоба; чаще всего диффузного токсичес­кого зоба и многоузлового (узловатого) гипертиреоидного зоба.

Основные формы гипертиреозов

Диффузный токсический зоб (базедова болезнь) является клиническим проявлением аутоиммунно­го заболевания, при котором синтезируются иммуноглобулины, стимулирующие щитовидную железу и реагирующие с ее антигенами. Их действие на щитовидную железу полностью совпадает с ТТГ, но проявляется быстрее и более длительное время.

Узловатый гипертиреоидный зоб. В основе заболе­вания лежит доброкачественная опухоль — аденома. В секреторной ткани щитовидной железы образуется очаг ло­кальной пролиферации тироцитов и образуется многоузловой гипертиреоидный.зоб.

При этом наблюдается повышение основного обмена, умеренная гипертермия, отрицательный азотистый баланс. Тиреоидные гормоны способствуют мобилизации жира из депо, их окислению и тормозят липогенез из углеводов. Уменьшение запасов жира в депо является одной из причин похудания. Со стороны сердечно-со­судистой системы наблюдается тахикардия, увеличение скорости кровотока и объема циркулирующей крови ( «тиреотоксическое серд­це»).

Их клиническая картина характеризуется триадой, симптомов, описанных Базедовым – струма, тахикардия, экзофтальм (пучеглазие).

Нарушение секреции кальцитонина может быть обусловлено тире-оидэктомией, гипофункцией щитовидной железы, вслествие выпадения или снижения секреции его или при гипертиреозе эндогенного и экзогенно­го происхождения. О нарушении секреции кальцитонина у человека известно очень мало. Возможно, с ее увеличением связано происхождение ложного гипопаратиреоза — заболевания, при котором наблюдаются гипокальциемия и другие сдвиги фосфорно-кальциевого обмена.

НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОКОЛОЩИТОВИДНЫХ ЖЕЛЕЗ Гипофункция околощитовидных желез возникает в результате удаления, гипофункции (при воспалении, инфекциях), что приводит к гипокальциемии и гиперфосфатемии. Это ведет к развитию паратиреопривной тетании – приступообразно возникающего судорожного симптомокомплекса в результате резкого повышения нервно-мышечной возбудимости. Судорожные сокращения могут распространяться и на внутренние органы и вызывать пилороспазм или ларингоспазм.

Относительная гипофункция желез отмечается при интенсивном росте, беременности, лактации и других состояниях, при которых повышена потребность организма в солях кальция. У детей на первом-втором году жизни, обычно в сочетании с рахитом, нередко наблюдается спазмофилия - периодические судороги мышц, возникающие при повышении окружающей температуры и других неблагоприятных воздействиях. Большую опасность при этом представляет ларингоспазм, который может вызвать асфиксию и смерть.

Гиперфункция околощитовидных желез может возникнуть при аденомах или гиперплазии паращитовидных желез, вследствие этого развивается генерализованная фиброзно-кистовая остеодистрофия. При повышенной секреции паратгормона усиливается образование и активность остеокластов, которые начинают выделять лимонную кислоту. В результате этого возникает местный ацидоз, способствующий переходу кальция и фосфатов из кости в кровь. Это приводит к обеднению костей кальцием и фосфором и возникновению кистозно-фиброзных изменений. В результате костная ткань размягчается, возникают деформация скелета и переломы костей.