Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Генисаретский о Концепте.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
36.94 Кб
Скачать

Концептуализм и изменение смысла понятия проектирования

Итак, множественность концепций и множественность связанных с ними типов рациональности - это две стороны рефлексивности проектной культуры, ее экстенсиальное и интесиональное измерения. Рефлексивность означает здесь возможность свободного, самосознательного и самопроизвольного, намеренного осуществления проектного действа, проектирования как способа существования. И уже одним этим интерес к концептуальности как качеству проектной культуры вполне оправдан. Но этим дело не исчерпывается. Концептуализация проектной деятельности, выделение особого жанра концептуального проектирования имели еще одно следствие для развития проектной культуры. На этот раз речь идет не о большой свободе проектировщика в отношении выполняемой им деятельности, а о довольно-таки существенных изменениях ее смысла, содержания, основных аксиологических и экологических функций.

Для простоты объяснения этих изменений -- насколько они вообще поддаются объяснению при нынешней изученности концептуализма -- воспользуемся следующей простейшей схемой:

Благодаря концептуализации всех ролей в проектной коммуникации/ рефлексии в понятии проектирования приходится различать и отдельно описывать сразу несколько векторных отношений.

1. Проектная концептуализация объекта, цель которой состоит в обретении проектного замысла, в поддержании, с помощью постоянно обыгрываемой концепции, достаточно высокого уровня проектной активности ( в ходе разворачивания и языкового опредмечивания, экспонирования замысла ).

2. Проектный дискурс [4] -- собственно процесс мылительного и знакового изготовления проекта как текста, выполненного в определенном профессиональном языке проектирования.

Языковые средства его очень разнообразны: это и вербальное описание (в сценарных проектах), и решение систем дифференциальных уравнений при обсчете конструкций, и композиционно--колористический поиск, гармонизирующий пространственные или цветовые массы объекта, и, наконец, создание компьютерной программы и затем решение задачи на компьютере. Однако во всех случаях, если это проектирование, а не другое какое-то занятие, будет иметь место проектный дискурс -- процесс построения текста, отнесенного к будущему состоянию проектируемой части среды, к образу жизни и деятельности в ней пользователей.

3. Дополняющий проектный дискурс процесс -- критическая рецепция проекта, которая также осуществляется на особой, но отличной от проектной концептуализации основе, а именно на основе критических концепций.

Критическая рецепция - это отнюдь не оценка, не экспертиза проекта. Это куда более длительный и глубокий процесс усвоения содержания проекта, продумывания, ценностного прочувствования предложенных в нем решений, соотнесения их прямых и косвенных последствий с ценностными рядами, выходящими, казалось бы, за рамки той области реальности, куда входит проектируемый объект, и т.д. Критическая рецепция проекта, в нормально развитой проектной культуре, - процесс, равномощный проектированию, имеющий свою инфраструктуру, не менее развитое концептуальное обеспечение. Что такое рецепция проекта, можно было бы почувствовать недавно в масштабной общественной активности, направленной против ряда мелиоративных проектов (например, против поворота части стока сибирских и северных рек в Каспийское море) или градостроительных проектов, влекущих за собой уничтожение ценнейшего архитектурного наследия. Оказалась необоснованной, неразвитой не только государственная экспертиза таких глобальных, масштабных проектов, но и целый ряд других институтов сферы проектирования (например, говоря словами писателя С. Залыгина, “гуманитарной экспертизы” - постоянно действующих потребительских обществ, региональных служб разработки и оценки социально-культурных проектов и т.д.).

4. И н н о в а ц и я в отношении объекта проектирования - то воздействие на него, которое онтначнет претерпевать по ходу осуществления проекта и к которому будет вынужден адаптироваться пользователь, обитатель среды, также переживающий свою жизнь не безвольно и бессмысленно, но в символах какой-либо жизненной концепции, какого-либо взгляда на жизнь.

Так вот, проектирование - это не только и не столько создание проекта и ведомственно-анонимное внедрение его. Проектирование - это одновременно, в общем концептуальном пространстве, протекающее действие проектной концептуализации, проектной дискурсии, критической рецепции и управляющего проектного влияния на образ жизни пользователя, его социально--функциональную и предметно--пространственную среду, называемое в последнее время специальным термином “инновация”.

Могут возразить, что в этом понимании проектирования нет ничего нового: ведь все элементы описываемой схемы известны в теории и практике дизайна. И все же вряд ли напрасно сегодня развивается - в качестве самостоятельной дисциплины -- дизайнерская инноватика, изучающая признаки новизны проектных решений; не случайно в дизайне столь остро стоит вопрос о развитии профессиональной дизайнерской критики, основанной на проектной экологии и аксиологии; формируется проектная информатика, стремящаяся упорядочить немалое по объему, даже в дизайне, проектное хозяйство, сделать его обозримым, управляемым; наконец, забрезжил на горизонте вопрос о прямом, демократическом участии потребителей, пользователей проектной продукции в ключевых моментах проектного процесса, определяющих направление совершенствование образа жизни, предметной среды. Да, все эти стороны проектирования были известны и ранее, но отправлялись они как подразумеваемые, вторичные функуции проектной деятельности. А в условиях концептуализированной проектной культуры речь идет об их обособлении в самостоятельные, относительно независимые функции и даже, быть может, в организациоонно автономные деятельности. Такое же обособление произощло когда-то с дизайном, отслоившемся от инженерно--технологического проектирования промышленной продукции.

Изложенного, видимо, достаточно, чтобы признать влияние концептуализма на проектную культуру заслуживающем дальнейшего изучения. Ближайшими его проблемами, на наш взгляд, являются: влияние типа рациональности концепций на структуру проектного дискурса; структура проектного хозяйства и предмет проектной информатики; социально--культурные аспекты критической концепции проектов; критерии верификации/фальсификации проектных текстов; восприятие проектных иннноваций пользователями, возможность управления этим восприятием путем воздействия на их жизненные концепции, в частности на процесс поиска символической идентификации.

[1] Переход от наивно-реалистического взгляда на проектируемую реальность к концептуально-рефлектированному, как кажется, соответствует переходу от “сильной” проектности к “слабой”, изучению которого посвящена статья Г.Г.Курьеровой в настоящем сборнике. Не стоит смущаться при этом парадоксальным сочетанием наивности и силы, поскольку иррефлективность - это отождествление с реальностью, дающее простор действию ее собственных сил. Видимо, разрушительные, антиэкологические последствия “сильной” проектности суть бесконтрольные действия каких-то сил самой реальности. “Слабая” же, концептуализированная проектность основана на синэргии, остранении и со-действии личного и надличного, природного, начал культуры.

[2] О коллизиях актуализации/деактуализации различных творческих концепций см. также статью Е.В.Сидориной в данном сборнике.

[3] В дизайне этот тип ценностной ориентации проектного творчества довольно подробно исследован Е.В.Сидориной [ 25, 24 ], В.Ф.Сидоренко [ 23 ] и др.

[4] Дискурс (семиот.) - процесс текстообразования и преобразования, знаковое, языковое бытие мысли и других смыслозначимых процессов [ 11, с.488-493].