Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Word.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
110.08 Кб
Скачать

[Править]1990-е годы

В 1990-х годах комбинации на перекладине не сильно меняются. И прогресс уже не такой яркий, как в предыдущем десятилетии. Олимпийские игры 1992-го года и финал на перекладине показывают тенденции развития комбинаций на данном снаряде. Часть гимнастов, по прежнему строят свои комбинации на основе перелётов, выполненных с одной руки (Виталий Щербо). Эта тенденция сохранится до 1996 года включительно. Потом, постепенно таки перелёты полностью «вымрут» из арсенала гимнастов. Другая часть гимнастов, во всю занимается освоением нового типа перелётов «Ковач» в самых разных их вариантах. Чемпион Олимпиады 1992 года на перекладине — Димас Трент, как раз включил в свою программу эффектную, но очень рискованную новинку. Третья часть гимнастов выполняет различные варианты перелётов Гейлорда I — согнувшись, ноги врозь, в группировке. Но позднее, эти перелёты станут практически раритетными. Останется крайне мало исполнителей, включающих в свои программы эти перелёты. К Олимпийским играм 1996-го года перелёт Ковач освоен уже большим количеством гимнастов. Некоторые из них значительно усложнили его, а также добились высочайшего уровня исполнения. Отметим Российского гимнаста Алексея Немова, который включил в свою программу целых три перелёта Ковача (в группировке, согнувшись, прогнувшись), а также выполнил связку Ковач согнувшись + Гингер. Иван Иванков выполняет на чемпионате мира связку из двух Ковачей подряд. А чуть позже исполняет уникальный перелёт — Ковач с поворотом на 360 градусов (впервые выполнен Кольманом). Данная связка повторена гимнастом из Казахстана — Федорченко и японцем Хатакедой.

В оборотовых вращениях ставится эксперимент — гимнастов директивно заставляют включать в программу «аномальные обороты». То есть большие обороты вперёд (также с перемахами или поворотами) хватом сверху. Но после Олимпиады 1996-го года от них отказываются из за спорности пользы таких движений. В остальном, ничего нового в плане оборотов не появляется.

[Править]2000—2010 годы

В период с 2000-го по 2010-й год произошли просто революционные изменения в Правилах проведения соревнований, что конечно же отразилось на комбинациях спортсменов. Если в предыдущее десятилетие гимнасты в основном использовали отдельные сложные элементы для увеличения сложности комбинации, то с 2000-го года начали действовать новые правила, которые позволяют гимнастам набрать сложность за счёт соединения элементов группы D и выше. Это привело к тому, что гимнасты начали выполнять подряд как можно больше разных элементов. Комбинации гимнастов высшего уровня достигали сложности в 10 баллов, но реальная их сложность сильно различалась. Например, наиболее распространёнными в комбинациях были соединения оборотов в обратный хват: Рыбалко в обратный хват + большой оборот вперёд в обратном хвате и из обратного хвата подхват в хват снизу и поворот на 360 в обратный хват — большой оборот вперёд с подхватом и поворотом на 360 в смешанный хват и т. д. И таких вертушек, которые не сильно отличаются друг от друга, да и не требуют разносторонних навыков, было великое множество. Комбинации выглядели однообразно и незрелищно, так как включали в себя помимо оборотов лишь один (не самый сложный) перелёт. Можно сказать, что период с 2000-го по 2005-й год, в массах гимнастов, лётовые элементы не только не эволюционировали, но даже деградировали. Но небольшая группа гимнастов, тем не менее, выполняла совершенно иные комбинации. Наглядный пример такой программы продемонстрировал российский гимнаст Алексей Немов. Он выполнил связку из 4 элементов с фазой полёта, и в придачу ещё два отдельных перелёта Ковача. Подобная комбинация сильно отличалась в зрелищности и реальной сложности, но оценивалась точно также, как комбинации первого типа. Ещё более прогрессивные комбинации продемонстрировали итальянец Игорь Кассина, а также белорус Иван Иванков и украинец Валерий Гончаров. Кассина стал автором уникального по сложности (для этого элемента даже не существовало ещё новой группы сложности G, которая появится лишь позднее) перелёта — Ковач прямым телом с поворотом на 360. Плюс к этому сложнейшему перелёту, в свою комбинацию он включил Ковач прямым телом и перелёт Кольмана. Гончаров и Иванков исполняют рекордные связки из перелётов — Ковач в группировке + Ковач в группировке с поворотом на 360 (Кольман).

Такая существенная разница в реальной сложности комбинаций и скандал с оценкой этих программ на Олимпийских играх 2004-го года заставили руководство FIG ещё раз изменить правила. В этот раз (в 2006-м году) произошли не просто изменения, а целая революция в системе оценки программ. Помимо оценки за технику, была введена оценка за сложность, которая учитывала каждый элемент отдельно, а также связки между отдельными сложными элементами. Гимнаст теоретически сможет набирать базу условно бесконечно, путём усложнения элементов в программе.

Что же произошло с комбинациями гимнастов. Если до 2006-го года, комбинация гимнаста состояла из 3-5 сложных элементов и остальные элементы были лишь нужны для набора специальных требований, то с 2006-го года комбинации представляют собой 10 сложнейших элементов.

Если комбинация Немова совсем недавно была вершиной сложности, то уже на чемпионате мира 2009-го года выполняются такие программы, которые превосходят её по сложности как минимум в два раза. Усложнились обороты. Теперь выполняются сложнейшие продевы Адлеры с поворотами и прыжками в связке с перелётами, что раньше можно было встретить лишь у единиц исполнителей. В массах подобные движения освоены всеми гимнастами мира. Штальдеры выполняются только с прыжком, да ещё и поворотом на 360 или 540 градусов и как правило в обратный хват двумя руками. Элементы с фазой полёта опять таки в массах стали выполняться групп Е и выше. Перелёты Кассины, Ткачёва прямым телом с поворотом на 360, сальто Погорелова и т. д. всё чаще встречались в программах спортсменов. Исчезли связки из 3-4 простых перелётов как в комбинации Алексея Немова. На замену им, пришли связки, которые первыми выполняли Гончаров и Иванков — связки перелётов Ковача. Одним из лучшим исполнителем их стал гимнаст из Нидерландов Эпке Зондерланд. Соскоки остались на том же уровне (двойное сальто назад прогнувшись с поворотом на 720 или тройное сальто назад в группировке). Видимо, усложнение соскоков — дело будущих лет.

Если подвести итог эволюции комбинаций гимнастов то можно выделить несколько аспектов в данном вопросе:

— комбинации гимнастов до 2006 года были похожа на цирковые номера. То есть комбинация содержала 3-5 сложных элементов, а остальные только для «добора» до 10 баллов в базовой оценке. С 2006-го года комбинации стали напоминать «марафон» из 10 элементов со сложностью «выше среднего»;

— от связок оборот+оборот гимнасты перешли к сложным связкам типа оборот+перелёт и перелёт+перелёт. Простые связки из перелётов групп «С» исчезли, на смену им пришли связки из перелётов группы «D» и выше;

— сложность комбинаций возросла в массах гимнастов. Если раньше отдельные сложнейшие связки элементов и отдельные перелёты делали 1-2 гимнаста в мире, то с 2006-го года эти связки выполняют огромное множество спортсменов;

— но помимо прогрессивных изменений произошли и нежелательные. Например, из арсенала гимнастов практически полностью исчезли целые структурные группы элементов. Элементы в висе сзади; соскоки лётом, дугой, срывом, контрсальтоназад на махе назад, сальто через гриф и т. д.; контрсальто вперёд в вис; обороты на одной руке и т. д. Современная гимнастика ставит высокие требования к сложности элементов, но в определённой степени из-за этого страдает разнообразие движений.