Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IOGP.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
743.42 Кб
Скачать
  1. Правовое положение окраин России в XVIII – XIX вв.

  2. Развитие русского права в XIX в. (дореформенный период).

  3. Крестьянская реформа 1861 г.

19 февраля 1861 г. царь подписал манифест и серию законов об отмене крепостного права: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе крестьянами, вышед­шими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содей­ствии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и др. Все эти документы нашли отражение в основных положениях крестьянской реформы 1861 г.

Освобождение крестьян происходило поэтапно и растянулось на 20 с лишним лет. Прежде всего, крестьяне должны были перейти в состояние временнообязанных, однако и для этого отводилось 2 года, в течение которых должна быть составлена и подписана так называе­мая уставная грамота — своеобразный договор крестьян с помещиком об условиях освобождения. В уставной грамоте определялись земель­ные наделы, отводимые в пользование крестьян и причитающиеся за них повинности. Повинности были прежние, крепостнические — бар­щина или оброк, только несколько упорядоченные. За помещиками сохранялись некоторые права по надзору за поведением временнообя­занных крестьян.

При освобождении крестьян от крепостной зависимости предусмат­ривалось наделение их землей в том случае, если они не являлись дворовыми. Приусадебные участки сохранялись за ними в прежних размерах, а полевые наделы выделялись в соответствии с нормами, предусмотренными местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой кре­стьянам.

Применительно к деревням, селам (или нескольким деревням, селам, относившимся к имениям помещиков) эти положения конкре­тизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, сколько и какого качества земли получали крестьяне.

В целях урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами назначались мировые посредники. Они назначались из числа дворян-помещиков сенатом по представлению губернаторов. Теоретически  мыслилась их обязанность объективно и справедливо рассматривать и решать все спорные вопросы.

Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми по­средниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если гра­мота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечаниям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Идеальным случаем завершения работы над уставной грамотой считалось подписание ее крестьянами (всеми или лицами, ими на то уполномоченными), однако это не было обязательным. Гра­мота вступала в силу, после того как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соот­ветствующим требованиям закона. Таким образом, во многих местах крестьяне так и не подписали уставные грамоты. Они надеялись, что условия освобождения будут изменены на более благоприятные.

Размеры крестьянских наделов в большинстве случаев значитель­но уменьшились по сравнению с дореформенными, а качество земли ухудшилось. Во всех губерниях у крестьян была отрезана пятая часть земли, а в черноземных районах еще больше.

Землю, полученную временнообязанным крестьянином, он обязан был выкупить, после чего становился крестьянином-собственником. После заключении выкупной сделки он вносил сразу обычно 20% выкупной -суммы, а остальное за него платило помещикам царское правительство. Крестьяне обязывались образовавшийся долг выплачивать в рассрочку в течение 49 лет государству.

Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли, при этом с крестьян взимались еще и большие проценты по ссуде. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Царское правительство при проведении реформы исходило из того, что помещики несли большие потери — они лишались бесплатной ра­бочей силы. В связи с этим оно стремилось компенсировать помещикам подобную потерю за счет крестьян.

Собственником земли и одновременно должником крестьянин ста­новился после заключения выкупной сделки, когда вносил первичную сумму и оформлял обязательства выплачивать в рассрочку долг госу­дарству. Некоторые крестьяне отказывались от заключения выкупных сделок, но не заявляли об отказе от земельных наделов. Они длитель­ное время оставались на положении временнообязанных. Это объяс­нялось главным образом тем, что суммы выкупа были очень большие, и крестьяне не имели возможности внести даже первичные суммы, необходимые для оформления выкупных сделок.

К 1881 г. крестьян в состоянии временнообязанных оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном выкупе. В течение двух лет следовало заключить выкупные сделки, либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть — лишилась земли.

Таким образом, при проведении крестьянской реформы некоторые крестьяне, имевшие ранее землю, лишились наделов. Остались без земли и дворовые крестьяне. Они были вынуждены оставаться у своих хозяев на условиях вольного найма либо искать работу в других местах.

В 1863 и в 1866 гг. на тех же условиях были распространены ос­новные положения крестьянской реформы на удельных и государст­венных крестьян. Удельные крестьяне получили в полтора раза боль­ше земли, чем бывшие помещичьи крестьяне, а государственные кре­стьяне — в два раза больше. Они получили земли, которыми пользо­вались до реформы. У этих категорий крестьян землю не отрезали.

Ограбив крестьян, реформа, тем не менее, дала им личную свобо­ду. С самого начала крестьяне получили гражданские права, хотя и с массой ограничений. В частности, они получили полные права в де­лах семейных, право вступать во всякого рода сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия и пр. Крестьянская реформа предусматривала организа­цию крестьянского самоуправления. Крестьянская община имела свой главный орган — сельский сход из крестьян-домохозяев (батраки не имели права голоса). Сход выбирал должностных лиц, решал вопро­сы распределения земли на основе уравнительного землепользования, ведал раскладкой и сбором податей, рекрутскими наборами, разрешал выход из общины. Он выносил решения об удалении из общины не­годных элементов, мог лишать недисциплинированных домохозяев пра­ва участия в сходах на срок не более чем на 3 года.

Сход избирал сроком на 3 года исполнительный орган — сель­ского старосту, который исполнял решения схода, ведал дознанием и некоторыми вопросами охраны порядка. Староста следил главным об­разом за своевременным и точным выполнением крестьянами повин­ностей. Он наделялся административными правами — мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.

Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел — один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал ре­шения, которые касались всей волости. Он устанавливал рекрутскую повинность (определял разнарядку по селам), рассматривал также другие вопросы по мере необходимости.

На волостном сходе выбирали исполнительный орган схода — во­лостного старшину, который выполнял решения схода и различные по­лицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры полицейского характера). Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривал малозначительные уголовные и граждан­ские дела.

Волостное правление — исполнительный орган, вышестоящий по отношению к сельской общине, — состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей. Оно иногда собиралось для ре­шения хозяйственных и других местных вопросов.

Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов.

Несмотря на то, что крестьянская реформа проводилась таким об­разом, чтобы как можно меньше ущемлять интересы помещиков, все же в целом она способствовала дальнейшему развитию в России ка­питалистических отношений.

Наиболее буржуазным элементом крестьянской реформы являлось личное освобождение крестьян от крепостной зависимости. Однако кре­стьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с су­щественными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения. Они платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, выполняли ряд государственных повинностей (дорожную и др.). До 1874 г. крестьяне подлежали рекрутской повинности. Со­хранение крестьянской общины также ограничивало права крестьян. Они не имели права уходить из общины и продавать свои земельные наделы без ее согласия.

Крестьянская реформа оставила незыблемым помещичье земле­владение в России, что явилось важнейшим пережитком феодальных отношений. Крестьяне, не получив достаточной по количеству и каче­ству земли, попадали в кабалу к помещикам и вынуждены были на него работать.

Отмена крепостного права и проведение после этого ряда других буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный, строй России. Развитие капитализма пошло ускоренными темпами. Правда, в сельском хозяйстве оно тормозилось многочисленными фео­дальными пережитками, прежде всего, сохранением помещичьего землевладения,  использованием помещиками полуфеодальных форм экс­плуатации освобожденных крестьян.

Однако система отработок в помещичьих хозяйствах не могла со­храняться долго, так как не всегда находилось достаточное количест­во желающих заключить кабальные договоры. Все большее развитие получает буржуазная система вольного найма, появляются сельскохо­зяйственные рабочие.

Наряду с сохранением старого способа сельскохозяйственного производства в некоторых помещичьих и кулацких хозяйствах стали применяться более совершенные орудия труда и машины. Увеличива­ется производительность труда, что влечет уменьшение потребностей в рабочих руках. В деревне интенсивно идет процесс развития капи­тализма. Сокращается числен­ность среднего крестьянства, несколько возрастает число кулаков, зна­чительно увеличивается беднейшее крестьянство.

После крестьянской реформы постепенно ослабевают экономиче­ские позиции помещиков. Некоторые из них, не приспособившись к новым условиям, разоряются, продают земли частично и даже полно­стью, другие же поме­щичьи хозяйства оказались в состоянии экономического упадка. Дво­рянский банк выдавал дворянам-помещикам долгосрочные ссуды под залог земельной собственности. Царское правительство стремилось укрепить помещичьи хозяйства, которые разваливались.

Усиливается кулачество, которое приобретает земли как поме­щиков, так и беднейших крестьян, продающих свои земельные наде­лы и уходящих в город.

Развивается соперничество помещиков и кулаков — нарождающейся сельской буржуазии за влияние в деревне. Первоначально, по­сле введения крестьянского самоуправления, падает значение помещи­ков в решении крестьянских дел. Однако по закону 1889 г. о земских начальниках помещики опять получают некоторые возможности ока­зывать влияние на решение крестьянских вопросов.

Среди свободных от крепостной зависимости крестьян идет про­цесс расслоения на кулаков, середняков, бедняков — мелких собст­венников. Некоторые из них (кулаки) постепенно превращаются в представителей сельской буржуазии, широко использующих в своих хозяйствах наемный труд. Появляется сельскохозяйственный пролета­риат (батраки), не имеющий собственности на средства производст­ва и вынужденный продавать свои рабочие руки помещикам и ку­лакам.

Крестьянство ведет борьбу с помещиками за возвращение кресть­янской земли, отрезанной в пользу помещиков при проведении кресть­янской реформы. Все чаще ставится вопрос о передаче крестьянам помещичьей земли. В деревне обостряется социальная борьба середня­ков и бедняков с кулаками.

Положение крестьян, особенно бедняцких слоев, все время ухуд­шается. Сохранялось тяжелое бремя систематической выплаты долга государству за земельные наделы. У многих крестьян было явно не­достаточно земли, чтобы избежать хронического голодания. В ре­зультате многие бедняки оставляли земли и уходили в город, на заработки. Далеко не все батраки находят себе работу в помещичьих имениях и у зажиточных крестьян. Образуется огромный резерв ра­бочей силы в деревне, что порождает значительный приток свободной рабочей силы на капиталистические предприятия.

Многие обедневшие крестьяне шли на заводы и фабрики, не по­рывая сразу с деревней. Они надеялись вернуться назад, так как в деревнях оставались их семьи. Их планы состояли в том, чтобы по­править свои хозяйства за счет денежных накоплений, полученных за работу в промышленности. Как правило, эти надежды не сбывались. Хорошие заработки оказывались призраками. В результате бывшие крестьяне закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В дальнейшем эти крестьяне оконча­тельно порывали с деревней, расставшись с мечтой о собственном на­лаженном хозяйстве, превращаясь в кадровых рабочих, свободных от частной собственности на средства производства и продающих капи­талистам свои рабочие руки. Развитие капитализма в промышленности вызывает строительство новых заводов и фабрик. Буржуазия, используя большой приток де­шевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает производство, извлекая из этого сверхприбыли. В основных отраслях завершается промышленный переворот (переход от мануфактур к машинному про­изводству), увеличивается производительность труда.

Российская промышленность во второй половине XIX в. пережи­вает подъемы, а также кризисы перепроизводства. Все большее место занимает металлургия, развивается машиностроение, увеличивается добыча нефти, растут хлопчатобумажная, пищевая, сахарная и, дру­гие отрасли промышленности.

Несмотря на позднее вступление в период капитализма, Россия быстро преодолевает свою промышленную отсталость. Этому способ­ствовало то, что российские капиталисты, создавая новые фабрики и заводы (а новых предприятий было подавляющее большинство), осна­щали их самым современным для того времени оборудованием. Рос­сийская промышленность в этом отношении имела преимущество по сравнению с развитыми странами Европы, там к концу XIX в. боль­шинство предприятий имело морально устаревшую технику, что требо­вало огромных затрат на их перестройку на основе последних дости­жений науки и техники. Российская буржуазия была избавлена от та­кой участи на данном этапе развития промышленности.

Российская промышленность набирала такие мощные темпы сво­его развития, что к концу XIX в. возникли предпосылки вступления страны в стадию империализма — высшую и последнюю стадию ка­питализма. Развитие капитализма повлекло за собой формирование двух но­вых классов — буржуазии и пролетариата, — которые выходят на политическую арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы. Буржуазные отношения становятся ведущими, а буржуазия превращается в экономически господствующий класс, но она не стано­вится все же политически господствующим классом. Создается свое­образное и противоречивое положение. Сохранение сословных приви­легий дает помещикам-дворянам значительные политические преиму­щества. Они продолжают занимать ключевые позиции в государствен­ном аппарате.

Классовая сущность самодержавия в этот период остается преж­ней: оно защищает интересы помещиков. Однако закономерности эко­номического развития вынуждают самодержавие к тому, чтобы пре­доставлять в области экономики определенные возможности буржуа­зии, способствовать процветанию промышленности. При этом царизм особо ревностно оберегал политические права дворян-помещиков, ста­раясь не допускать буржуазию к государственному управлению.

Рабочий класс на фабриках и заводах подвергался жестокой экс­плуатации. Капиталисты имели неограниченные возможности исполь­зовать рабочих на условиях низкой зарплаты при значительной продол­жительности рабочего дня. Крайне тяжелыми были условия труда и быта рабочих.

Во второй половине XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В качестве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]