Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
правка диплом.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
241.66 Кб
Скачать

1.3. Нина Садур в контексте гендерного исследования

Мы будем называть "женской прозой" авторские литературные произведения, написанные женщинами о женщинах и для женщин. Последнее не означает, что тексты эти не могут быть прочитаны, поняты или осмыслены мужчинами, но только то, что их непосредственным адресатом являются женщины, которые воспринимают предложенную ими концепцию личности, бытия или судьбы через призму своего личного опыта. Собственно, открытая апелляция к этому опыту и составляет особенность такого типа прозы.

В данном случае речь идет, не столько о разнообразии концепций мировидения, предъявляемых современными женщинами - писательницами, но о том, что поэтика женской прозы настойчиво свидетельствует о наличии особого кода, формирующего язык, на котором женщины-писательницы говорят с миром и о мире. Повышенная риторичность женских текстов имеет еще одну цель. Она призвана не только выразить существующий конфликт, но и указать на путь его разрешения. Женщина говорящая становится не только объектом, но и субъектом речи, носителем своего голоса в мире, рассказчицей своей беды и своей судьбы, выдумщицей своей истории.

Способом вырваться из исторического времени, сжимающего женщину в своих немилосердных объятиях, выталкивающих ее на обочину жизни, является и погружение в стихию доисторических, архаических, древних представлений, мистических прозрений.

Логическому пересказу они не поддаются, потому что важнее фабулы в них атмосфера таинственности, скрытого, но ощутимого ужаса, при том, что стиль повествования всегда нарочито обыденный, иногда сниженно-просторечный, имитирующий язык "женщины из народа".

Сама обычность женского существования становится если не темой, то принципом изображения персонажей в современной женской прозе, являясь в свою очередь выражением главной ее проблемы - обреченности ее героинь на полное непонимание. Невозможность вызвать отзвук, приговоренность к коммуникативному одиночеству и вечный поиск отклика или хотя бы его тени, в таком полном и таком пустом и холодном мире - вот главный комплекс женской прозы.

Сложность и противоречивость явления обнаруживается именно на уровне идентификации. Воспитанные в условиях пренебрежения к миру феминистических ценностей, писательницы пытаются открыть этот мир в себе. Идентифицируя себя с женской прозой – как воплощением идеи феминизма, – авторы в то же время испытывают всю меру отчуждения от нее не только под воздействием внешних сил, но и потому что в целом сами бессознательно являются носителями патриархальной культурной традиции. Это усугубляется тем, что женщина психологически и исторически привыкла идентифицировать себя с ролью хранительницы и защитницы сложившегося уклада, готовой формы и здравого смысла.

Цель нашей работы — показать при анализе произведений одной современной писательницы Нины Садур, начавшей свой творческий путь в конце 80-х годов и до сих пор являющейся признанным востребованным автором, как раскрываются женские и мужские образы в женской прозе.

Творчество Н. Садур в определенной мере является одним из факторов, которые определяли атмосферу предчувствия катаклизма, крушения мира, что характерно для мировоспитания женщин-писательниц конца 20 – начала 21 века.

Для ее творчества характерно изображение необъяснимого, неразрешимого, мистического как провокации по отношению к установленному порядку. С этой целью ее герои всякий раз перешагивают границы пространства и времени и преодолевают границы сознания. Сумасшествие является привилегированной противоположностью, является Другим по сравнению с общественными нормами.

Произведения женщин-писателей отличается по тематике. По направлениям: авангард, постмодернизм, реализм, модернизм. Проза Валерии Нарбиковой – это проза авангарда, но её авангардизм чрезвычайно женственен, капризен, прихотлив. Проза Ларисы Ванеевой – это проза модернистки. Загадочная проза, проза Прекрасной Дамы, которой как символу новой веры грядущего века поклонялись и ожидали её прихода наши первые феминисты – русские символисты начала века – Владимир Соловьёв, Александр Блок, Андрей Белый.

Несмотря на то, что природа творчества Нины Садур в полной мере отражает специфику «женского творчества» как особой писательской практики, включающей в себя особый набор категориальных черт, таких как автобиографичность, телесность, установка на женский субъективный опыт, иррациональность (мистицизм), творчество писательницы представляет собою самобытную художественную систему, нуждающуюся в отдельном исследовании.

Мистика - одна из категориальных черт женской прозы вообще, для творчества Н.Садур является центральной, главенствующей. Этим она резко выделяется из общего контекста женской прозы. Мистика пронизывает все творчество писательницы на разных уровнях: это и способ проникновения в иную реальность («Немец»), и обретение новых знаний о собственном существовании («Чудная баба»), и познание любви («Панночка»), и, наконец, мистика для Н.Садур – это само творчество, сама практика письма как сакрального акта.

Носительницей мистического, иррационального начала и в прозе и в драматургии Садур, выступает непременно, женщина («Чудная баба», «Панночка», «Проникшие»). В женском восприятии мира преобладают категории не рационального мышления, а телесная коммуникация с миром, которая состоит из ощущений: цвета, запаха, вкуса.

В механизмах сжетообразования обнаруживаются устойчивые черты как поэтического, так и мировоззренческого характера, философского осмысления бытия человека

А.Н. Веселовский определяет сюжеты как «сюжетные схемы, в образности которых обобщались известные акты человеческой жизни в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действия положительная или отрицательная».21

По мнению Гегеля, «общая ситуация произведения – это источник развития всего сюжета», имеется ввиду раскрытие в художественном произведении всеобщего «состояния мира», в котором «еще только дремлет могучая сила раздвоения»; «ситуация вообще представляет собой среднюю ступень между всеобщим, неподвижным в себе состоянии мира и раскрывшимся в себе для акции и реакции конкретным действием».22

В произведениях Н. Садур в сюжете реализуется концепция мира и человека, смысл человеческой жизни, понимания и непонимания в мире. Сюжет хрупкий, вроде, даже невидимый. Ее герои всякий раз пребывают на границе с потусторонним. Их мысли, чувства, эмоции выходят на первый план, фантазии на столько переплетены, что и стирает все явные и тайные грани между ними.

Творчество Нины Садур, несомненно, принадлежит к женской прозе, которая противопоставляется мужской и по тематике, и по мотивам. Сама же Нина Садур на вопрос «Как вы оцениваете понятие «женская проза?» отвечает: «Я отношу его к веянию моды и вижу в нём некоторую дискриминацию. Я бы женскую прозу оценила как некое сведение счётов с мужчинами и вымещение комплексов. Конечно, любое творчество, и моё в том числе, не может не быть окрашено полом. Я женщина и исследую мир данными возможностями». 23

Представительницы женской прозы, в том числе и Нина Садур, описывают окружающий мир с призмы своего женского взгляда. Мужчина и женщина, в их понимании, это разные планеты, как разные планеты Америка и Россия. Женщина чрезмерно сильно чувствует всё происходящее вокруг, поэтому в творчестве женщин-писательниц много эмоций, экспрессии. Из вышесказанного следует, что самый адекватный способ анализа произведений Нины Садур – гендер, гендерное исследование прозы и пьес.