Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпора по философии.doc
Скачиваний:
102
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
419.84 Кб
Скачать

17. Философия и.Канта

На формирование взглядом Канта большое влияние оказали Локк и Лейбниц. Кант придерживает идей, мужества своих идей. Подчеркивает значение самостоятельного мышления. В творчестве сущ-ют два периода: 1)докритический – выдвигает ряд новых прогрессивных идей.

В его фил-ких взглядах данного периода звучат мотивы материализма: «Дайте мне материю и я построю мир», интерес Канта направлен на изучение природы. 2) критический – Кант считает, что должен просмотреть недостатки прошлой фил-фии. Вопрос о теории познания выдвигает: 1) Что такое познание? 2) Является ли познание фактом? 3) Как этот факт возникает?

Всякое познание есть суждение т.н. такое соединение двух представлений, в котором одно из них высказывается утвердительно, другое отрицательно. Не всякое утверждение есть познание. Все суждения делятся синтетические и аполитические. Аполитические не рассматривают наши знания, только уточняют их. Синтетические суждения прибавляют в предикате (субъект есть радикал S-P ; s-субъект, P- предикат к субъекту, то что раньше в нем не содержалось (Например, тело обладает тяжестью) Только синтетические суждения лежат в основе познания. Кант делает вывод, что познание содержит синтетические познания-априорных. Факт познания начинается с того, что Кант рассуждает о пространстве и времени.

3 уровня познания: 1)чувственный 2)рассудочный 3)разумный

Чувственность это условие наших впечатлений и ощущений, способность воспринимать не само ощущение, его предпосылки. Рассудок – это понятие – логический признак, имеет объем и содержание.

Исходная проблема критической философии распада­ется на следующие вопросы:

Что такое познание?

Является ли познание фактом?

Как этот факт возможен?

Отвечая на первый вопрос, Кант говорит, что всякое познание есть суждение, но не всякое суждение есть по­знание. Познание дает такие суждения, в которых преди­кат утверждает то, чего нет в субъекте, и эти суждения имеют общий, необходимый характер (синтетические ап­риорные суждения). Далее Кант показывает, что такие суждения есть в науках и они возможны при соответст­вующих условиях, когда у нас есть представления о про­странстве и времени.

Обычно считается, что представления о пространстве и времени выведены из опыта. Кант с этим не согласен. У нас есть способность восприятия, чувственность. Про­странство и время — формы чувственности. Какие-то внеш­ние воздействия идут извне, они созерцаются и упорядо-чиваются в априорных формах пространства и времени. А какие объекты до и вне упорядочивания в этих формах, мы не знаем и знать не можем («вещи в себе»).

Кроме чувственности как способности восприятия, су­ществует рассудок как мыслящая способность. Рассудок на базе чувственных созерцаний создает понятия. Образо­вание понятий возможно потому, что существуют катего­рии как формы мышления. Например, мы созерцаем осве­щенный солнцем камень и ощущаем его тепло. Мы связы­ваем эти чувственные данные в суждении об их причин­ной связи; для этого у нас есть категория причинности. Кант указывает на 12 категорий рассудка.

Над рассудком возвышается разум. Он стремится си­стематизировать познание, дать принципы для рассудка. Разум создает идеи и идеалы, стремится познать «умопо­стигаемые вещи», находящиеся вне опыта (мир как целое, Бог, душа). Но когда разум желает познать мир как целое, он впадает в антиномии (антиномия состоит в том, что од­новременно доказываются два противоречащих суждения: А и не-А ). Так, Кант приводит доказательства того, что мир конечен и бесконечен в пространстве и времени, что в мире есть нечто простое и все должно делиться до беско­нечности и т. д. Нельзя, таким образом, доказать ни то­го, что Бог есть, ни того, что Бога нет; нельзя доказать ни смертность, ни бессмертие души. Все это означает непо­знаваемость мира, Бога и души; они оказываются «вещами в себе». В то же время Кант говорит, что они принимаются «практическим разумом». Например, слабые люди укреп­ляются в морали благодаря религиозной вере. Если при помощи разума нельзя познать мир, Бога и душу, то в прак­тической жизни следует верить в них.

Если «вещи в себе» непознаваемы, то познаваемы явле­ния, «вещи для нас». Мир явлений включает в себя мате­риальные явления и человеческие поступки. И Кант пред­лагает метафизику природы и метафизику нравов.

Говоря о морали, Кант утверждает ее «автономность» — независимость от религии. Человеческий разум устанав­ливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима — это желание, намере­ние поступать определенным образом. Императивы гово­рят, что поступать определенным образом — хорошо. Глав­ный императив («категорический императив») у Канта звучит так: «Я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеоб­щий закон». Например, эгоизм аморален, ибо ни один эго­ист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом. Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть три способности души — рассудок, способность суждения и ра­зум. Способность суждения применима к искусству, а так­же к оценке целесообразности в мире.

В последние годы жизни Кант много размышлял над социально-политическими проблемами, считал, что через антагонизм людей и государств общество придет к опти­мальному состоянию. Апофеоз истории — формирование всестороннего, развитого человека, формирование свобо­ды, установление вечного мира.