Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_po_kulturologii.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
212.81 Кб
Скачать

19. Барокко: архитектура, скульптура, живопись.

"Отцом Варокко" принято считать великого Микеланджело.

Большую часть росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане Микеланджело "приоткрыл", сняв леса в 1509 г. А это был самый пик "Высокого Возрождения" в Италии!

Великий Микеланджело мощью и экспрессией своего индивидуального стиля в один миг разрушил все привычные представления о "правилах" рисунка и композиции. Написанные им на потолке могучие фигуры зрительно "разрушили" отведенное для них изобразительное пространство; они не соответствовали ни сценарию, ни пространству самой архитектуры. Здесь все было антиклассично. Дж. Вазари, знаменитый летописец Возрождения, пораженный, как и другие, назвал этот стиль "причудливым, из ряда вон выходящим и новым".

В вестибюле библиотеки Сан-Лоренцо Микеланджело сделал нечто совершенно необъяснимое. Колонны сдвоены, но запрятаны в углубления стен и ничего не поддерживают, поэтому их капители представляют собой какие-то странные окончания. Висящие под ними волюты-консоли вообще не выполняют никакой функции. На стенах - мнимые, глухие окна. Но более всего удивляет лестница вестибюля.

По остроумному замечанию Я. Буркхардта "она пригодна только для тех, кто хочет сломать себе шею". По сторонам, где это необходимо, у лестницы нет перил. Зато они есть в середине, но слишком низкие, чтобы на них можно было опереться. Крайние ступени закруглены с совершенно бесполезными завитками на углах. Сама по себе лестница заполняет почти все свободное пространство вестибюля, что вообще противоречит здравому смыслу, она не приглашает, а лишь загораживает вход.

В проекте собора Св. Петра (1546) Микеланджело в противоречие начавшему строительство Браманте, подчинил все архитектурное пространство центральному куполу, сделав сооружение динамичным. Пучки пилястров, сдвоенные колонны, ребра купола изображают согласованное, мощное движение ввысь, к небу.

Так в результате переосмысления архитектурного пространства рождался стиль Барокко. В некотором смысле происходил возврат к идеалам Готики. Тот же органический рост форм, та же динамика, иррациональность, преобладание вертикали над горизонталью.

Архитектура

Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства),свойственно торжественное,монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом.

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем.

Дворцы и церкви Барокко, благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям, приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство.

Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

Первым образцом стиля Барокко считается церковь Иль-Джезу (1575г.) архитекторов Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта для монашеского ордена иезуитов.

Интерьер храма очень торжественен: он оформлен мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом — через преодоление страстей и пороков.

Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — волютами (итал.volute—"завиток") и словно перетекает вниз. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

Ярким примером архитектуры барокко является церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1667 гг.) архитектора Франческо Борромини.

Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно , поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах—это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

В интерьере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и легкими. Здесь всё располагает к сокровенному общению человека с Богом.

Ярким образцом дворцового ансамбля является палаццо Барберини (1625-1663гг.) (архитекторы: Мадерна, Борромини и Бернини). Со стороны входа здесь впервые появился парадный двор, форму которого определил фасад с сильно выступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной стороны раскинулся парк. Таким образом, дворец связан с городом и в то же время образует в нем некий особый мир, сочетающий в себе архитектуру и живую природу.

Самым ярким примером архитектуры Барокко является Площадь Святого Петра в Ватикане архитектора Лоренцо Бернини.

Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё духовное единство.

Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними - обелиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращенных к апостолу Петру: "И дам тебе ключи Царства Небесного". Характерный для барокко эффект "затягивания" в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Характерные черты архитектуры Барокко

"Боязнь пустоты":

многочисленные скульптурные украшения;бесконечное повторение, дублирование одних и тех же элементов;

"перетекания" формы из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора;

появление спиралевидных деталей - волют.

Всё должно создавать впечатление, какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм.

Принцип формообразования - монументализация декора.

Создание ансамблей.

Скульптура.

Лоренцо Бернини

Великим творцом эпохи Барокко был Лоренцо Бернини (1598-1680), в равной степени проявивший себя и в архитектуре и в скульптуре. Родился он в Неаполе в семье художника и скульптора. В 25 лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным образом в Риме.

Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал "Давид" (1623г.) — юноша-пастух (будущий царь Иудеи), победивший в поединке великана Голиафа.

В отличие от скульптур Микеланджело и Донателло Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.

По сравнению с эпохой Возрождения в произведениях Бернини появилось много новых черт.

Он показывает не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение.

Силуэты фигур усложнились.

Бернини шлифовал камень, передавал тончайшие ньюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.

Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 —1652гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером.

В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу.

Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет.

Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождается новое тело и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа.

Автор часто обращался к древнеримской мифологии. В скульптурной грулле "Аполлон и Дафна" Бернини показывает момент, когда бог Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие. В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.

В скульптуре "Похищение Прозерпины" Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, и этим ещё сильнее подчеркнута тщетность её сопротивления.

Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра. Он создал надстройку над могилой Св. Петра — киворий высотой 29 метров. Издали шатер из черненой и позолоченной бронзы на четырех витых колоннах с "занавесями" и статуями из нефа собора кажется всего лишь игрушкой, причудой убранства интерьера. Но вблизи — ошеломляет и подавляет, оказываясь колоссом нечеловеческих масштабов, отчего и купол над ним кажется безмерным, как небо.

Монументальная живопись Барокко

Традиции монументальной живописи Барокко сложились к 30-м гг. XVII в. Росписи в куполах и на сводах храмов и дворцов должны были стать образом тех мистических видений, которые даются человеку в момент Божественного озарения. Сюжеты плафонов разрабатывали в разных вариантах две темы: торжество Божественной справедливости и прославление на небесах Христа, Богоматери и святых.

У истоков монументальной живописи Барокко стоит художник из Пармы Джованни Ланфранко (1582-1647). На выполненной им купольной фреске римского храма Сант-Андреа делла Балле "Вознесение Богоматери" (1625-1627 гг.) фигуры Богоматери, святых и ангелов изображены в сложных ракурсах и кажутся стремительно летящими вверх - в небесную высь.

Идеи Ланфранко получили продолжение в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596-1669). Композиция "Аллегория Божественного провидения" (1633-1639 гг.) из палацио Барберини а Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Множество фигур, устремлённых в разные стороны, создают иллюзию бесконечно расширяющегося пространства.

Во второй половине XVII в. плафонная живопись Барокко достигла расцвета. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баттиста Гаулли (1639-1709), по прозвищу Бачичча. Очень выразителен плафон римского храма Иль-Джезу "Триумф имени Иисуса" (70-е - начало 80-х гг. XVII в.).

На нем изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз - в реальное пространство. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие вовлекаются в некое мистическое действо.

Самая замечательная деталь росписи - это свет, исходящий от начальных букв имени Иисуса Христа. Все краски словно переливаются в этих лучах, рождая атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображённый.

Характерный приём живописи Барокко - "прорыв" в заоблачную высь - мастерски применил художник Андреа Поццо (1642-1709) в лучшей своей фреске "Святой Игнатий Лойола в раю" (1691-1694 гг.) церкви Сант-Иньяцио в Риме.

Картину небесного торжества святых обрамляет изображение архитектурных деталей, которые продолжают реальную архитектуру храма. Благодаря этому сиена кажется вознесённой на головокружительную высоту. Поццо изобрёл множество новых ракурсов - в огромной композиции очень мало повторяющихся поз и разворотов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]