Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Открытие второго фронта союзниками.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
185.86 Кб
Скачать

Нормандская десантная операция.

Принятым планом операции предусматривалось высадить мор­ской и воздушный десант на побережье залива Сены, на участке от банки Гран-Ве до устья реки Орн протяжённостью около 80 км, и на двадцатый день создать плацдарм в 100 км по фронту и 100-110 км в глубину. Здесь намечалось сосредоточить силы, достаточные для ведения дальнейших наступательных действий в Северной Франции. В первый день операции предполагалось высадить на бе­рег 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и несколько отрядов “коммандос” и “рейнджерс”, продвинуться на глубину до 15 - 20 км и на шестой день увеличить состав войск на плацдарме до 16 диви­зий1.

Район высадки делился на две зоны - западную и восточную. В первой из них должны были высаживаться американские, а во вто­рой - англо-канадские войска. Западная зона делилась на два уча­стка, восточная - на три. На каждом из них одновременно высажива­лась одна усиленная пехотная дивизия.

Главная задача флота союзников в операции заключалась в том, чтобы доставить войска в район высадки, надёжно обеспечить при­крытие десанта на переходе и при высадки от ударов подводных ло­док надводных кораблей противника, артиллерийским огнём содей­ствовать продвижению войск на берег.

Организация военно-морских сил, выделенных для участия в операции “Нептун”, была подчинена задаче наиболее надёжного обеспечения прежде всего высадки первого эшелона десантных войск. Для высадки каждой дивизии создавались самостоятельные соединения.

Действиям с моря должна была предшествовать высадка значи­тельных сил воздушно-десантных войск в глубине обороны против­ника - в 10-15 км от берега. Им предстояло оказать содействие мор­скому десанту при высадке и овладении плацдармом, захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие важные объекты и тем самым не допустить подхода резервов противника к побережью.

Первостепенными объектами воздушных атак были определены сооружения железнодорожной сети, подвижной состав, а также аэро­дромы во Франции и Бельгии. Все соединения авиации, выделенные для обеспечения операции “Оверлорд”, с конца марта 1944 г. были подчинены непосредственно главнокомандующему союзными экс­пидиционными силами генералу Д. Эйзенхауэру. Практическое ру­ководство ими осуществлял его заместитель главный маршал авиа­ции А. Теддер1.

Американо-английское командование, чтобы достигнуть внезап­ности высадки, в подготовительный период осуществило широкие мероприятия по скрытому сосредоточению сил и средств, борьбе с разведкой противника и введение его в заблуждение относительно времени и района высадки десанта.

В ночь на 6 июня 18 кораблей английского флота совместно с

группами бомбардировочной авиации предприняли демонстратив­ные действия в районе северо-восточнее Гавра. В то время когда они маневрировали вдоль побережья, самолёты сбрасывали полоски ме­таллизированной бумаги, чтобы создать помехи в работе немецких радиолокационных станций.

Несмотря на слабость немецкой авиации и военно-морского флота, командование экспедиционных сил создало надёжную проти­володочную, противоминную и противовоздушную оборону. В част­ности, чтобы не допустить выхода немецких кораблей из Бискай­ского залива и Северного моря в пролив Ла-Манш, были развёрнуты крупные корабельные силы прикрытия.

После трёхмесячной подготовки в район сосредоточения, нахо­дившихся в 100-150 км к северу от южного побережья Англии, де­сантные войска в конце мая - начале июня были сосредоточены в районах сбора, в 20-25 км от места посадки. 3-4 июня они направи­лись в пункты погрузки - Фалмут, Плимут, Веймут, Саутгемптон, Портсмут, Ньюхейвен.

Высадка назначалась на 5 июня, но из-за плохих метеорологиче­ских условий была перенесена на сутки.

В ночь на 6 июня одновременно с переходом морского десанта союзная авиация начала наносить удары по артиллерийским бата­реям, отдельными узлами сопротивления, штабам, скоплениям войск и тылам противника. Сильные удары авиация нанесла по объектам в районе Кале, Булонь с целью отвлечь внимание немецкого командо­вания от действительного направления высадки.

Ночью накануне высадки началась выброска воздуш­но- десант­ных войск. В ней участвовали 1662 самолёта и 512 плане­ров амери­канской авиации, 733 самолёта и 335 планеров английских во­енно-воздушных сил. Части 82-й американской воздуш­но-десантной ди­ви­зии высадились западнее Сент-Мер-Эглиза. В этом районе на­хо­дились лишь отдельные подразделения немецких войск, и десант­ники не встретили сильного противодействия, вскоре заняли Сент-Мер-Эглиз2.

Утром 6 июня началась артиллерийская подготовка, которую вели 7 линкоров, 2 монитора, 24 крейсера, 74 эскадерных миноносца. Кроме того, массированные удары нанесла американская и англий­ская авиация. В результате оборона немецко-фашистских войск на побережье была в значительной мере подавлена. В 6 часов 30 минут в западной зоне и на час позднее в восточной зоне первые отряды морского десанта высадились на берег3.

Американские войска, высадившиеся на крайнем западном уча­стке (“Юта”), к исходу 6 июня продвинулись в глубь побережья до

10 км и соединились с 82-й воздушно-десантной дивизией. В тяжё­лом поражении оказался 5-й корпус 1-й американской армии, кото­рый высаживался на участке “Омаха”. Здесь оборона потивника не была в достаточной степени подавлена. Артиллерийские части выса­дились с опозданием, и войска первого броска оказались без огневой поддержки. Десантные отряды корпуса, неся большие потери от артиллерийского и пулемётно-ружейного огня противника, в течение первого дня с трудом овладели небольшим участком берега глубиной 1,5-2 км.

В зоне же высадки англо-канадских сил сопротивление немецко-фашистских войск было слабым. Преодолев его без особых усилий, десантники к вечеру соединились с частями 6-й воздушно-десантной дивизии.

К исходу первого дня операции, союзные войска создали три плацдарма глубиной от 2 до 9 км. На побережье Нормандии высади­лись основные силы пяти пехотных трёх воздушно-десантных диви­зий с частями усиления численностью свыше 156 тыс. человек. В течение первых суток десантной операции стратегическая авиация союзников совершила 14 тыс. самолёто-вылетов. За это же время в районе высадки было зарегистрировано всего 50 самолёто-вылетов немецкой авиации1.

В течение 7-8 июня командование экспедиционных войск про­должало интенсивную переброску новых сил и средств на захвачен­ные плацдармы. За трое суток здесь было сосредоточено восемь пехотных, одна танковая, три воздушно-десантные дивизии и боль­шое количество и большое количество частей усиления. С утра 9 июня союзные войска перешли в наступление с целью создания еди­ного плацдарма. В период с 9 по 12 июня экспедиционным силам удалось занять побережье протяжённостью 80 км по фронту и 13-18 км в глубину, при этом на плацдарме уже находились 16 дивизий и бронетанковые части, эквивалентные трём бронетанковым дивизиям.

Немецко-фашистское командование, по-прежнему считая, что главный удар противника последует через пролив Па-де-Кале, про­должало держать в этом районе крупные силы. Переброску же не­мецких войск из других районов Франции срывали союзная авиация и французские патриоты.

12 июня гитлеровская ставка предприняла неудачную попытку рассечь группировку союзных войск между реками Орн и Вир. К этому времени она подтянула к плацдарму три танковые и одну мо­торизованную дивизии, доведя группировку своих войск в Норман­дии до 12 дивизий. Но эти соединения были плохо укомплектованы людьми и техникой. Чтобы не допустить расширения плацдарма,

немецко-фашистское командование вводило дивизии в бой по час­тям, по мере подхода в район высадки. В результате их усилия рас­пылялись.

Союзное командование, стремясь использовать благоприятные условия, применяло меры к дальнейшему развёртыванию наступа­тельных действий с целью расширения плацдарма. Американские войска получили задачу овладеть полуостровом Котантен с портом Шербур. Англо-канадские войска должны были продвинуться в юж­ном направлении и занять город Кан.

17 июня американские войска вышли на западное побережье по­луострова Котантен в районе Картере, отрезав этот полуостров от остальной территории Нормандии. 27 июня американцы овладели Шербуром, а 1 июля полносью очистили полуостров Котантен от немецко-фашистских войск. В первой половине июля союзники восстановили порт в Шер­бу­ре. Он стал играть существенную роль в снабжении войск во Фран­ции.

Наступление англо-канадских войск, предпринятое 25-26 июня для захвата Кана, не достигло цели. Немцы оказали упорное сопро­тивление.

К концу июня плацдарм союзников в Нормандии достиг 100 км по фронту и от 20 до 40 км в глубину2.

Ставка ОВК по-прежнему не решалась усилить свои войска в Нормандии за счёт переброски соединений из Северо-Восточной Франции. В директиве верховного главного командования от 7 июля указывалось, что существует вероятность высадки второго десанта на фронте 15-й армии в зоне пролива Па-де-Кале.

Главной причиной, не позволившей усилить войска вермахта на Западе, являлось начавшееся в июне грандиозное наступление Со­ветских вооружённых сил в Белоруссии. Оно было предпринято в соответствии с договорённостью с союзниками. Гитлеровское ко­мандование не только не могло снимать соединения с советско-гер­манского фронта, но вынуждено было перебрасывать туда дополни­тельные силы и средства.

Не располагая возможностями для усиления войск на Западе и не решаясь на переброску сил с побережья пролива Па-де-Кале к плац­дарму, гитлеровская ставка не смогла существенно усилить оборону в Нормандии.

7-8 июля англичане предприняли наступление силами трёх пе­хотных дивизий и трёх бронебригад с целью захватить северо-за­падную часть Кана. Здесь им противостояла немецкая авиаполевая дивизия. Для подавления её обороны и поддержки наступающих войск союзное командование привлекало не только тактическую, но и стратегическую авиацию. В артиллерийской подготовке участво­вали крупные корабли военно-морского флота. Кроме того, Кан под­вергся повторной бомбардировке союзной авиации. К исходу 9 июля английская пехота заняла совершенно разрушенную северо- запад­ную часть города1.

После передышке 18 июля англичане продолжили штурм города силами четырёх пехотных и трёх танковых дивизий.

Войска занимали квартал за кварталом, по мере того как авиация и артиллерия пробивала им путь. 21 июля они полностью овладели городом.

К 25 июля союзники вышли на рубеж южнее Сен-Ло, Комон, Кан. На этом Нормандская десантная операция завершилась.

Таким образом, в период с 6 июня по 24 июля американо-анг­лийскому командованию удалось осуществить высадку экспедиционных сил в Нормандии и занять плацдарм около 100 км по фронту и до 50 км в глубину. Размеры плацдарма были примерно в 2 раза меньше предусматривавшихся планом операции. Однако абсолютное господство союзников в воздухе и на море позволяло сосредоточить здесь большое количество сил и средств.

Высадка американо-английских экспедиционных сил в Норман­дии, означавшая открытие второго фронта в Западной Европе, яви­лась самой крупной десантной операцией стратегического значения в ходе второй мировой войны. Союзники при подготовке и проведении её умело решили многие проблемы: достигли внезапности высадки и чёткого взаимодействия сухопутных сил, авиации, военно-морского флота и воздушно-десантных войск; осуществили быструю перебро­ску через Ла-Манш в Нормандию большого количества войск, бое­вой техники и различных грузов.

Успешному проведению операции благоприятствовало гранди­озное летнее наступление Советских вооружённых сил, которое вы­нудило немецко-фашистское командование бросить свои основные резервы на восточный фронт.

О трудностях и ограниченных возможностях немецких войск в период боевых действий в Нормандии свидетельствует, в частности, теллеграма Ромеля, направленная Гитлеру 15 июля 1944 г. В ней со­общалось, что за последние недели потери группы армий “Б” дос­тигли 97 тыс. человек, а полученные подкрепления составили лишь 6 тыс.

Несмотря на всё это, сроки, намеченные планом Нормандской операции, не были выдержаны и темпы наступления были низкими. Это объяснялось тем, что союзное командование действовало с ис­ключительной осторожностью, стремясь методически, последова­тельно вытеснять противника. На некоторых участках гитлеровские войска оказывали упорное сопротивление.

Урон немецко-фашистских войск за период почти семинедель­ных боёв составил 113 тыс. человек убитыми, ранеными и плен­ными, 2117 танков и 345 самолётов. Союзники в период с 6 июня по 23 июля потеряли 122 тыс. человек (49 тыс. англичан и канадцев и около 73 тыс. американцев)2.

Союзное командование и экспедиционные силы в ходе операции приобрели боевой опыт, который они использовали в проведении последующих операций.