Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрестоматия-2.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
613.38 Кб
Скачать

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

V – I вв. до н.э.

СОБЫТИЯ, ОБЩЕСТВО И ЛИДЕРЫ

Эллады V в. До н. Э.

V в. до н.э. в истории Эллады был богат на события, среди которых следует выделить разразившуюся в первой половине столетия Персидскую войну (500 - 449 гг. до н.э.) - противостояние небольших греческих государств, отразивших натиск одной из могущественнейших держав и, осознав необходимость общеэллинского единства, объединившихся для совместной борьбы.

Другим крупным событием стала Пелопоннесская война: столкновение двух союзов - Афинской архэ и Пелопоннесской симмахии (431 - 404 гг. до н.э.).

V в. до н.э. подарил миру таких выдающихся политических деятелей, как Фемистокл, Перикл, Алкивиад. В сражениях первой половины века прославились афинский стратег Мильтиад и спартанец Леонид. Деяния военных и мирных дней, героическую борьбу против персов и разразившиеся во второй четверти столетия противоречия описали Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Это время не только развития исторических знаний, рождение которых связано с именем Геродота, но и греческой драматургии. Триада крупнейших драматургов: Эсхил, Софокл и Еврипид, обращаясь к событиям мифических времен, воспевала гражданские доблести. В неспокойные годы Пелопоннесской войны учил гражданственности Аристофан, критикуя своих сограждан и их лидеров.

V в. до н.э. - это время расцвета афинской демократии и начало упадка греческого классического полиса.

  1. Историки V в. До н. Э.

Начнем наши рассуждения о событиях, лидерах и обществе V в. до н.э. со знакомства с теми, кто сохранил о них свидетельства.

Итак, первым среди историков V в. до н.э. следует назвать Геродота, занимающего особое место в развитии исторической науки. Цицерон - римский политический деятель и оратор I в. до н.э., обращавшийся неоднократно к трудам греческих историков, назвал его «отцом истории». Но творчество Геродота выросло не на пустом месте - его предшественниками были логографы. На греческом языке «логос» обозначает «слово», «рассказ», а «графе» - писать.

Логографов принято делить на старших - живших ранее Геродота и младших - его современников.

Позднее, в конце V - IV вв. до н.э. этот термин использовался для обозначения тех, кто составлял речи для выступавших в афинском суде в качестве истца или ответчика. Среди составителей речей конца V - начала IV в. до н.э. следует отметить Лисия. Он не был гражданином Афинского государства (эта категория свободных называлась метеками), поэтому сам не мог выступать в суде и писал речи для других, получая за это плату.

Произведения логографов, в которых отражение действительности сочеталось с мифическими, этнографическими и географическими сюжетами, не сохранились полностью. Они известны по отрывкам и в пересказе более поздних создателей исторической прозы. Характеристику творчества предшественников Геродота можно найти у Дионисия Галикарнасского (жил в конце I в. до н.э. - начале I в. н.э.). Представляя читателю Фукидида, он писал: «Я хочу сказать несколько слов и о других историках... Они жили в разных частях Эллады до Пелопоннесской войны. К их числу относятся Эвгеон с Самоса, Деиох с Проконнеса, Эвдем с Пароса, Дамокл Фигелеец, Гекатей Милетянин, Акусилай из Аргоса, Харон из Лампсака, Мелесагор из Халкедона. Несколько ранее Пелопоннесской войны и до времени Фукидида жили Геланик с Лесбоса, Дамаст Сигеец, Ксеномед Хиосец, Ксанф Лидиец и большое количество других.

Они преследовали всегда одну цель: собрать воедино все предания отдельно для каждого народа или государства, которые сохранились у местных жителей или были записаны в религиозных или светских книгах, ничего не добавляя к ним или убавляя от них. В этих сочинениях встречаются мифы, дошедшие от древнейших времен, и некоторые сценического характера перипетии, кажущиеся весьма наивными нынешним людям» (Письмо к Помпею, II).

Упоминает о логографах и Геродот. Так, например, он пишет, что Гекатей вначале не советовал начинать войну против персидского царя, перечисляя все народы, над которыми властвовал Дарий, и указывая на его военную мощь. После того, как он не сумел их убедить, он стал советовать грекам добиваться господства на море (Геродот, V, 36).

Гекатей на основе своих многочисленных путешествий создал «Обозрение земли», где описал Европу и Азию, приложив к труду одну из первых известных нам географических карт, которая была вырезана на медной доске. Другое произведение Гекатея носило название «Генеалогия». Это описание родословного дерева людей, восходящего, согласно античной традиции, к божествам. Останавливая свое внимание на всем, что казалось ему интересным, Гекатей пытается выяснить происхождение некоторых мифических сказаний, закладывая тем самым основы исторической критики.

Среди младших логографов наиболее известным является современник Геродота Гелланик Митиленский (о.Лесбос). Его перу принадлежит ряд произведений, например, «Жрицы Геры Аргосской», «Девкалиония», посвященная истории Фессалии, «Троика», где рассказывается о Троянском походе. Он был первым, кто систематически изложил историю Аттики в книге «Аттида».

Характеристика творчества логографов Дионисия Галикарнасского и дошедшие до нашего времени отрывки из их сочинений позволяют сделать следующие выводы:

1. Большая часть логографов происходила из малоазийских городов или прилегающих к ним островов, опережавших в своем развитии материковые центры собственно Эллады.

2. Они, используя эпические поэмы, предания, светские и религиозные книги, излагали историю отдельных городов или местностей.

3. В произведениях логографов многочисленны отступления: они широко вводят в текст мифы, делают географические и этнографические экскурсы. Однако пытаются трактовать мифологические предания в рационалистическом духе, что свидетельствует о зарождении исторической критики.

Геродот. Для творчества Геродота характерны некоторые черты его предшественников, но главным отличием его «Истории» является то, что это история не отдельного народа или государства, а многих, которые оказались вовлеченными в Персидскую войну.

Геродот оказался свидетелем двух крупнейших событий эпохи - последних лет Мидийской (Персидской) войны и начала Пелопоннесской. Известно, что к началу последней ему было 53 года. Следовательно, он родился в 484 г. до н.э., умер между 431 и 425 гг. Родиной историка был Галикарнасс, город, основанный греками в Малой Азии, где жило племя карийцев. Отсюда его прозвище - Галикарнассец: «Геродот из Галикарнасса собрал и записал эти сведения, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом», - начинает он свой труд (Геродот, I, 1).

Известно, что Геродот в молодости участвовал в борьбе против тирана Галикарнасса, которая не увенчалась успехом, и вынужден был покинуть родину. Так началось его десятилетнее странствование. Он посетил Самос, был в Ассирии, Вавилоне, Ливии, Египте, Северном Причерноморье, Фракии и Македонии. И все, что он увидел и услышал, вошло в десять книг «Истории», которая делится на две части. В первой содержатся разнообразные географические и этнографические сюжеты, сведения о мифологии варваров и ранней истории греков. Вторая - это непосредственное описание Персидской войны, начиная с похода Дария в Скифию (513 г. до н.э.). Одним из последних упоминаемых событий является поход Архидама, спартанского архогета, в Аттику в 431/430 г. до н.э.

Хорошо знаком Геродот и с Западным Средиземноморьем, благодаря участию в основании греческой колонии Фурия, предпринятому при Перикле в середине 40-х гг. V в. до н.э. Историк был близок к кружку Перикла, в который входили архитектор Гипподам, составивший конституцию для Фурии; Фидий, создатель величественного памятника в честь побед греков над персами - построек на Афинском акрополе. Прославляя Перикла, Геродот напоминает, что дед его - Ксенофонт установил демократию в Афинском государстве.

Особенностью взглядов историка является вера в то, что от отношений между людьми, их дружбы или вражды, страстей и пороков зависит ход событий. Но он не отрицает и вмешательства богов. Отмечая, что судьба превратна, Геродот ищет объяснения причин событий также и в обиде или мести олимпийцев.

Плутарх, живший спустя четыре века, обвинял Геродота в том, что он стремился увидеть в людях плохое и умалчивал о благородных делах. Геродота критиковали многие из историков, писавших позднее него, за недостоверность некоторых частей «Истории». Однако при этом следует помнить: «Я обязан передавать все, что мне рассказывали, но верить всему не обязан», - так говорил он, приводя различные версии того или иного события.

Заслуга Геродота в том, что он попытался рассмотреть изменение судеб людей и государств: «Я буду продолжать мое повествование, одинаково обозревая большие и малые города и людей. Ведь те, кто были великими в древности, в большинстве стали незначительными ныне, и, напротив, те, которые при мне стали большими, прежде были малыми» (Геродот, I,5).

Фукидид. В одном из частных собраний Англии хранится мраморный бюст Фукидида: высокий лоб, чуть тронутый морщинками; с легким изломом брови окаймляют глазницы; крупный прямой нос; курчавая небольшая бородка и такой же венчик волос. И кажется, что вот-вот откроются уста и прозвучат гордые слова, которыми он начал свою историю: «Фукидид афинянин описал войну пелопоннесцев с афинянами, как они воевали между собой. Приступил же он к своему труду тотчас после начала военных действий, предвидя, что война эта будет важной и наиболее достопримечательной из всех бывших дотоле. А рассудил он так, потому что обе стороны взялись за оружие, будучи в расцвете сил и в полной боевой готовности; и, кроме того, он видел, что и остальные эллинские полисы либо уже примкнули к одной из сторон сразу после начала войны, либо намеревались сделать это при первой возможности. И в самом деле, война эта стала величайшим потрясением для эллинов и части варваров» (Фукидид, I, 1).

Гордо отметивший, что он - афинянин, Фукидид определил и цель своего труда. Но его история - это не только история Пелопоннесской войны, в ней содержатся сведения и о тех событиях, о которых он говорит, что «они отдалены от нашего времени», но и их он касается отчасти на основании «проверенных и оказавшихся убедительными свидетельств».

Углубляясь в анализ далекого прошлого, Фукидид стремился понять причины происходившего. Перечисляя имена мифических героев и кратко характеризуя свершения, которые приписываются им, он обращает внимание своих читателей на несоответствие сохранившихся преданий о прошлом и реалий жизни.

Первая книга «Истории» - введение. Здесь упоминаются Троянская война («Троянский же поход следует признать самым важным из всех происходивших ранее, но уступающим теперешним походам» - I,10), передвижения племен после нее («и после Троянской войны в Элладе еще происходили передвижения племен и основывались новые поселения, так что страна не могла развиваться спокойно» - I,12). Рассказывая о тирании, он отмечает, что хорошие законы, издревле установленные в Спарте, - причина того, что здесь не было тирании. Самым важным из событий V в. до н.э. была Мидийская война, но она, по мнению Фукидида, была краткой - две битвы на море и две - на суше (I, 22,4).

Фукидид не уделяет большого внимания событиям прошлого, его труд посвящен в основном Пелопоннесской войне, он последовательно стремится вести читателя за собой, детально описывая события. Он критикует историков-предшественников за вымыслы («которые сочиняют логографы - более изящно, чем правдиво») и предупреждает, что в некоторых случаях и он может быть неточен: «Что до речей (как произнесенных до войны, так и во время ее), то в точности запомнить и воспроизвести их смысл было невозможно - ни тех, которые мне пришлось самому слышать, ни тех, о которых мне передавали другие. Но то, что, по-моему, каждый оратор мог бы сказать самого подходящего по данному вопросу, то я и заставил их говорить в моей истории» (I, 22).

Фукидид признает, что речи героев в его «Истории» - лишь отражение действительно звучавших. Однако, «что касается событий этой войны, то я поставил себе задачу описывать их, получая сведения не путем расспросов первого встречного и не по личному усмотрению, но изображать, с одной стороны, лишь те события, при которых мне самому довелось присутствовать, а с другой - разбирать сообщения других со всей возможной точностью»(I, 22,2). Не называя имени Геродота, Фукидид противопоставляет свое сочинение его истории, гордо подчеркивая, что он пишет не для минутного успеха у слушателей.

Завершает первую книгу речь Перикла, доказывавшего, что война неизбежна, что лакедемоняне давно замышляют недоброе против Афин. Перикл был уверен, отметил Фукидид, что Афины одержат верх, если только не будут стремиться к новым завоеваниям и без нужды подвергаться опасностям. «Я опасаюсь гораздо больше наших собственных ошибок, чем вражеских замыслов», - говорит Перикл у Фукидида.

Анализу этих ошибок, описанию столкновений посвящены остальные семь книг «Истории».

Что же известно о жизни Фукидида? Родился он около 460 г. до н.э., умер до 396 г. до н.э. Отец его, Олор, происходил из афинского дема. Род отца имел родственные узы с Клеоном, противником Перикла, выдающимся политическим деятелем Афин середины V в. до н.э.

В 424 г. до н.э. Фукидида избрали стратегом, и он командовал военными силами афинян во Фракии. События, развернувшиеся в этом районе, стали причиной осуждения историка на пожизненное изгнание по обвинению в измене. В этом году во Фракию вторгся спартанский отряд. Другой стратег, стоявший в Амфиполе, послал гонцов к Фукидиду, который находился у о.Фасоса (25 км от Амфиполя). Фукидид опоздал, спартанцы подошли к Амфиполю раньше его. Это и послужило причиной осуждения. Изгнание длилось до 400 г. до н.э. За 20 лет скитаний Фукидид, возможно, посетил Спарту, Италию, Македонию. Но, как полагают современные исследователи его творчества, в основном он жил во Фракии, где и создал свой фундаментальный труд.

Свою неудачу под Амфиполем Фукидид оправдывает только одним - талантом спартанского полководца Брасида, его умением войти в сношения с изменниками, открывшими ему ворота города. Это единственный сюжет в «Истории», где выражено его личное отношение к событиям. Безусловно, его симпатии и антипатии к политическим деятелям воюющих сторон нашли отражение на страницах «Истории» помимо его воли. Но он оставался и в изгнании прежде всего афинянином, и свое наказание, скорее всего, считал справедливым, ибо так решили сограждане.

Афины эпохи Перикла для Фукидида - это идеальная полития, при которой все граждане равны перед законами. Одной из причин поражения в Пелопоннесской войне являлись просчеты преемников Перикла. Сама же война - это присущее обществу состояние, так как в нем царит стремление к захвату большего, превосходству над другими, но она несет страдания людям, положительные качества которых во время войны начинают вырождаться: гуманность и доблесть сменяются честолюбием и жадностью: «Война, учитель насилия, лишив людей привычного жизненного уклада, соответственным образом настраивает помыслы и устремления большинства людей в повседневной жизни... Изменилось даже привычное значение слов в оценке человеческих действий. Безрассудная отвага, например, считалась храбростью, готовой на жертвы ради других, благоразумная осмотрительность - замаскированной трусостью, умеренность - личиной малодушия, всестороннее обсуждение - совершенной бездеятельностью... Удачливый и хитрый интриган считался проницательным. Причина всех этих зол - жажда власти» (Фукидид, III, 82,4-6).

Если сравнивать содержание истории Геродота и Фукидида, то можно отметить, что первый создал эпос о героическом, второй обратился к драме войны, трагическим сторонам жизни. Рассказы непосредственных очевидцев, собственные наблюдения, изучение документов позволили Фукидиду восстановить эту драму.

Ксенофонт. Последний из триады историков V в. до н.э., Ксенофонт, отчасти принадлежит уже другой эпохе.

Ксенофонт родился около 444 г. до н.э., умер не раньше 356 г. Он происходил из знатного афинского рода, входил в разряд всадников, участвовал в Пелопоннесской войне. Античная традиция свидетельствует, что в одном из сражений упавшего с лошади Ксенофонта спас Сократ, ставший впоследствии его учителем и другом. Во время правления «Тридцати тиранов» (404 г. до н.э.) он служил в кавалерии. После восстановления демократии покинул Афины. В 401 г. до н.э. вместе с 13 000 греческих наемников Ксенофонт отправился в Персию, где в это время боролись за власть Кир и Артаксеркс. После гибели греческих военачальников наемники избрали его стратегом. В течение 8 месяцев пробивались они к побережью Черного моря. Описание этих событий стало сюжетом «Анабасиса». Добравшись до Фракии, часть наемников поступила на службу к фракийскому царю Севту. В последующем Ксенофонт сблизился со спартанским архогетом Агесилаем, сопровождал его в походах. Будучи заочно приговоренным к изгнанию, он получил от спартанцев в подарок дом в местечке Скиллунте около Олимпии, где занимался литературным трудом и сельским хозяйством.

В 371 г. до н.э. беотийский полководец Эпаминонд разбил спартанское войско при Левктрах. Спустя два года Афины и Спарта заключили между собой союз, приговор Ксенофонту был отменен, но он не вернулся на родину. Последние годы жизни Ксенофонт провел в Коринфе.

Сочинения Ксенофонта делятся на исторические («Киропедия» - воспитание Кира Старшего, «История», «Агесилай» - панегирик спартанскому полководцу), философские («Воспоминания о Сократе», «Домострой», «Пир»), политические («Государственное устройство Спарты», «Государственное устройство Афин») и дидактические («Гиппархик» - наставление командиру кавалерией, «О верховой езде»).

«История» Ксенофонта содержит две части: первая является продолжением «Истории» Фукидида, вторая часть, где прослеживается пристрастное отношение к Спарте, доведена до 362 г. до н.э.

Для анализа жизни Афинского государства большое значение имеет трактат «О доходах», в котором историк дает афинянам советы, как увеличить состояние за счет метеков, которые в отличие от граждан платили налоги, а также разработки серебряных рудников с помощью труда рабов.

В «Государственном устройстве Афин», которое отдельные исследователи считают не принадлежащим Ксенофонту, он с проспартанских позиций критикует государственный строй Афинского полиса.

Пелопоннесская война изменила нравы граждан, одним из принципов становится личный успех, а не защита интересов всего гражданского коллектива. Следовал этому принципу Ксенофонт - сначала как военачальник, затем как создатель исторических и литературных произведений.

Итак, три историка охватили в своих трудах более чем столетний период развития Эллады. Первый среди них - Геродот - путешественник и внимательный наблюдатель, описывая борьбу эллинов против персов, обращался и к прошлому. Фукидид - современник изображаемых событий, первым попытался выявить причинно-следственные связи происходившего в мире эллинов через призму деятельности политических лидеров. Ксенофонт - активный участник исторического процесса, написавший первый исторический роман, посвященный Киру Старшему, основателю Персидской державы, войска которой немногим менее века спустя после смерти царя разорили земли Эллады.