- •Природа философского знания. Специфика философствования.
- •4. Основной вопрос философии и мировоззренческие тенденции его осмысления.
- •6. Позитивизм и неопозитивизм о соотношении философии и науке.
- •7. Категориальный аппарат философского (со)знания.
- •8. Мифологическая картина мира как мировоззренческий предшественник философского познания.
- •9. Восточные школы философствования (даосизм, буддизм, конфуцианство, веданты)
- •11. Философия Платона
- •12. Философия Аристотеля
- •14. Философия эпохи Возрождения. Культ человеческой индивидуальности
- •15. Философия самосознания Нового времени (ф. Бекон, р. Декарт, Лейбниц). Сенсуализм и рационализм.
- •18. Русская религиозная философия (в. Соловьев, н. Бердяев).
- •19. Шопенгауэр и Ницше: воля к жизни и воля к власти как бытийные изначальности.
- •20. Философия Экзистенциализма (Кьеркегор, Сартр, Камю)
- •21. Психоаналитическая философия (з. Фрейд, г. Юнг)
- •22. Герменевтика о феномене понимания.
- •23 Представление о материи в истории философии
- •1. Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.
- •25. Пространство и время в культуре, науке и философии.
- •26. Познание как отражение действительности. Категория практики. Образ, знак и символ в структуре познавательного акта.
- •27. Проблемы истинности (по)знания
- •28. Природа человеческой субъективности. Сознание. Проблема «идеального».
27. Проблемы истинности (по)знания
Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Истина может превращаться в заблуждение в процессе развития знания или же в процессе её неправильного применения.
заблуждение – это непреднамеренное искажение истины в результате решения задач получения истинного знания.
Источники заблуждения:
Историческая ограниченность любого, Ущербность методов Познания, Абсолютизация или преувеличение тех или иных результатов познания, Предубежденность, догматизм, Гносеологические причины,
Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины. Несмотря на разные источники своего возникновения, заблуждения и ложь выявляются общими методами проверки, так называемыми, критериями истины.
Критерий истины – это признак, по которому какое-либо знание считается истинным.
Неоспоримо должно приниматься положение о том, что основной признак, истинности знания содержится в самом определении истины как таковой. То есть главным критерием истинности является «соответствие некоего знания истинной реальности». Это есть главный и обязательный критерий любой истины с точки зрения предпосылок истинности знания, то есть со стороны самой его возможности быть истинным в силу своей сопричастности истинному бытию.
Но этот критерий не охватывает других условий истинности знания, а именно – признаков истинности знания, выявляемых из самого содержания знания, которое не гарантировано истинно даже в том случае, когда оно отражает в себе нечто действительно истинное.
Такими критериями верности отражения в знании того, что оно собой выражает, могут быть:
1. Внутренняя непротиворечивость. Критерий на логическую правильность – ничто в содержании истины не должно концептуально отменять друг друга.
2. Возможность критической проверки. Критерий проверяемости – содержание истины должно проверяться способом, объективно подтверждающим её достоверность. 3. Общезначимость. Критерий неодолимой универсальности – истина должна признаваться всеми в силу отсутствия её разумной альтернативы. Истина 2+2=4 может оспариваться кем-то только тогда, когда он предложит какой-либо другой её возможный вариант.
4. Прагматизм. Критерий полезности – содержание истины может подтверждаться эффективностью результатов своего применения. 5. Конвенционализм. Критерий условного соглашения – силами определенной группы людей нечто может приниматься за истину на совместно признанных условиях и в силу необходимости к этому.
6. Соотнесенность с чувственным опытом. Критерий чувственного созерцания – некоторое знание может считаться истинным, если не противоречит чувственному опыту. Истина «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» может быть обоснована опытом реальных геометрических операций (на листе бумаги и на любой другой ровной поверхности) без любого другого вида её доказательств.
7. Соотнесённость с умопостигаемым опытом. Критерий интеллигибельного созерцания – некоторое знание считается истинным, если оно не противоречит какой-либо эталонной идее о себе. Утверждение «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» можно считать истинным только на основании мысленного рассмотрения соответствия этого утверждения идее евклидового пространства, которая собою как раз и определяет само содержание этого утверждения.
8. Ясность и отчетливость. Критерий разумной простоты – некоторое знание может считаться истинным, если его содержание невозможно затуманить, выразить расплывчато, подать в запутанных обоснованиях, а также, если оно не требует избыточно сложной формы для своей презентации. Утверждение «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» можно считать истинным даже только на том основании, что его содержание невозможно запутать или сделать неопределенным по смыслу, а для его презентации нет необходимости в сложно организованной форме предъявления (графической или вербальной).
9. Способность к логической реконструкции. Критерий историзма – некоторое знание может считаться истинным, если возможно проследить весь процесс его логического возникновения, развития и оформления. Например, такая истина, как «Все тела в невесомости падают с одинаковой скоростью» может обосновываться только историей всех этапов её логического предположения и экспериментального обнаружения, ни на одном из которых нет никаких поводов к сомнению в этой истине.
10. Возможность самой возможности истины. Критерий прочности бытия – нечто может считаться истинным, если как таковая возможность к этому неустранима никакими обстоятельствами бытия. Утверждение «Всякое действие рождает противодействие» истинно даже без экспериментального подтверждения, поскольку ничто в природе вещей не может ослаблять или устранять саму возможность этого.
11. Самоочевидность чувственного внешнего опыта. Критерий аксиоматического обоснования – нечто может считаться истиной, если его достоверность не требует доказательства в силу своей очевидности. Истина «Тело тяжелее воздуха всегда будет падать вниз» принимается без доказательств в силу самой очевидности повседневного опыта.
12. Самоочевидность интеллектуального внутреннего опыта. Критерий рационального обоснования – нечто может считаться истиной, если для этого достаточно очевидны рациональные основания. Утверждение «Все тела тяжелее воздуха всегда будут падать вниз» является истинным на основании только внутреннего интеллектуального обоснования без экспериментального подтверждения для каждого из всего множества тел, которые тяжелее воздуха.
13. Самоочевидность интеллектуальной интуиции. Критерий очевидности озарения – нечто может считаться истиной, если его мгновенное интеллектуальное созерцание обладает свойствами очевидного факта. Таблица Менделеева, формула бензола Кекуле, двигатель Дизеля, квант энергии Планка, принятие научной общественностью теории Коперника до её математического подтверждения и прочие научные озарения, которые сразу же принимались за истину, и только много позже подтверждались расчетами или технологическими процессами.
14. Самоочевидность мистической интуиции. Критерий очевидности откровения – нечто может считаться истинным, если его духовное постижение обладает характером очевидной реальности. Это различного рода уверенные предчувствия, или, например, не обоснованный логикой выбор единственно правильного метода, религиозные ощущения связи с иной реальностью, так называемая научная интуиция, не объяснимое никакими причинами неприятие какой-либо концепции и т.д.
15. Однозначность логического вывода. Критерий закономерной однозначности – нечто может считаться истинным, если возникает единственная необходимость его однозначного, безвариантного принятия по итогу неких логически разворачивающихся обстоятельств. Например, отклонение стрелки электроприбора при приближении магнита однозначно потребовало принять невозможный для того времени, но однозначно закономерный вывод – электричество и магнетизм имеют общую электромагнитную природу.
16. Многообразные частные виды критериев, которые применяются в самых различных отраслях знания, в повседневной жизни или в общественной практике: математическая моделируемость, значимость того или иного содержания для индивидуального «Я», состояние непреодолимой убежденности, соответствие здравому смыслу, осмысленность, научное доказательство, логическое доказательство, операционная применимость, согласованность в разных своих частях и процессах, способность углублять поле исследования, инструментальная ценность и т.д.
17. Успешная применяемость в практике. Критерий общественной практики – если нечто теоретическое с успехом применяется в практике, то оно может считаться истинным.
Критерий общественной практики подразумевает признание теоретического знания истинным только по результатам его апробации в целеполагающей чувственно-предметной деятельности человека – в практике.
В силу того, что формы практики многообразны (это все виды материальной деятельности людей, включая социальную и политическую), практика, как критерий истины, претендует на универсальность, но не претендует на абсолютность, поскольку практика и абсолютна и относительна одновременно.
Практика абсолютна как критерий истины, поскольку объявляет себя абсолютно единственной возможностью доказывать истинность теоретических положений.
Но практика, как критерий истины, всегда относительна, поскольку практика постоянно развивается в своих формах и в своём содержании, обладая в каждый свой момент относительными свойствами критерия по сравнению с потенциалом будущего своего состояния.
Практика является не только критерием истинного знания, она также является стимулом научного познания и источником научного знания.
Практика выступает стимулом научного познания, поскольку задачи практики формируют заказ на развитие научного знания, а сама практика поставляет научному знанию фактический материал для решения этих задач, становясь, таким образом, одновременно еще и источником научного знания.