- •2. "Левиафан" т. Гоббса.
- •3 Билет
- •5. Глобализм как идеология.
- •6. Деционизм в мо
- •Вопрос 7 Интернациональные системы в мо. (По учебнику Цыганкова)
- •8 Вопрос. Историческая социология мо
- •9 Нету.
- •Концепция гегемонии в мо.
- •11. Критическая теория мо.
- •15. Национальные интересы, структура, роль в мо.
- •16 Нету.
- •17. Неореализм
- •18. Номос земли. К. Шмитт.
- •19. Нормативный подход в международных отношениях (все, что нашла)
- •Объект и предмет смо.
- •21. Основные парадигмы мо.
- •1950Ые 2 базов направления ,1974-Яковлев «о патриотизме»:
- •24 Нету
- •Вопрос 25 Проблема безопасности в теориях мо. (По учебнику Цыганкова)
- •26.Реализм в международных отношениях.
- •27. Роль сми в мо
- •29 Нету
- •30 Социология войны и мира
- •Мир как альтернатива войны. Культура мира.
- •32Социология интеграционных процессов на постсовктском пространстве
- •34. Теория многополярного мира
- •Часть 1. Философия многополярности
- •Часть 2. Теория многополярности в контексте существующих теорий мо
- •Часть3. Квадриполяризм и большие пространства
- •37 Нету
- •Экономика в мо.
27. Роль сми в мо
жирным шрифтом или курсивом выделены самые важные моменты, но и в целом статья из учебника про СМИ и безопасность России читается легко
Конец двадцатого века принес заметные изменения в традиционные методы дипломатии. Во многом это связано с той возрастающей ролью, которую стали играть в международных отношениях информационные технологии. Они формируют сегодня новый уровень связей между странами мира, создавая глобальную инфраструктуру и проникая практически во все сферы межгосударственной жизни. Современный мир подчинен негласному правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали средства массовой информации. Хотя дипломатия считается довольно консервативной сферой, такие серьезные перемены не могли обойти ее стороной. Как свидетельствует пример наиболее развитых и активных игроков мировой арены, в их отношениях с внешним миром одна из приоритетных ролей отдается сегодня СМИ. Как отмечают эксперты, если страна в современных условиях не сумеет войти в мировую информационно- телекоммуникационную систему как самостоятельный игрок, то ей придется уступить часть своей независимости другим, более развитым в этом отношении государствам. Трансформировать СМИ в систему, способную эффективно конкурировать с соперниками за рубежом – это означает не только обеспечить информационную безопасность страны, но и создать еще один важный инструмент для защиты внешнеполитических интересов.
С тех пор, как мировое общественное мнение стало важным фактором международных отношений, роль медиаресурса во внешней политике стремительно возрастает. Признанным лидером здесь показали себя США, которые на глобальном уровне сумели создать механизм, обеспечивающий информационную поддержку своих интересов во всех регионах мира. Только официальные ежегодные расходы Белого дома на внешнеполитическую пропаганду превышают 1 миллиард долларов. Вашингтон не только создает нужный информационный имидж своей страны через сеть специально созданных для этого медиаструктур, но и активно корректирует для этого информационную политику во многих суверенных государствах. При этом американская дипломатия и медиадеятельность не просто идут нога в ногу, но и объединены под крышей одной структуры. Так, уже несколько лет в Госдепартаменте США официально действует так называемый «Центр быстрого реагирования». Его задача – коррекция образа Америки в случае, если он неверно подается в зарубежных СМИ с точки зрения Вашингтона. У этого Центра – весьма широкие полномочия, вплоть для прямого вмешательства в редакционную политику зарубежных СМИ и давления на отдельных журналистов.
Аналогичные подразделения существуют и в других американских ведомствах. Например, благодаря информационной утечке, организованной изданием «The Washington Post», стало известно о том, что в 2008 году Министерство обороны США заплатило частным подрядчикам в Ираке в общей сложности 300 млн. долларов за производство политических материалов, новостей, развлекательных программ и социальной рекламы для иракских СМИ. Основная задача кампании – привлечь местное население к поддержке американской политики. Аналитики констатируют, что переход к информационному обществу меняет в наше время даже стратегию военных кампаний. Средства массовой информации, подчиненные ведущим мировым игрокам, уже давно служат задаче не отражать реальность, а формировать ее – в заранее заданном тоне. Зачастую именно СМИ становятся тем инструментом, который позволяет не только заручиться общественной поддержкой, но и создать повод для военного вторжения в суверенное государство. Классический пример, ставший уже хрестоматийным – Югославия. Подготовку к западному вмешательству в косовские события начали раскручивать с кадров, снятых в 1992 году английской компанией ІТN. Именно на них ссылался Билл Клинтон в своих речах. Эти кадры демонстрировали человека за колючей проволокой. Утверждалось, что это концентрационный лагерь, в котором «плохие» сербы держат «хороших» албанцев. Как оказалось позднее, на самом деле журналисты нашли дом, в котором было окошко с проволокой, и сняли изнутри албанца. Не менее яркие факты скоординированной работы СМИ во внешней политике можно найти в истории с первым вторжением американцев в Ирак. Известно, что войну в Персидском заливе обслуживали специальные фирмы, занимающиеся public relations. Перед ними была поставлена задача: оправдать участие США в военных действиях. Так, на слушаниях в американском Конгрессе некая кувейтская девочка с подробностями рассказывала, как иракские солдаты выносили грудных детей и клали их на холодный бетон в одной из больниц. Рассказ оказал нужное впечатление и сыграл важную роль в подготовке военного вторжения в Ирак. Однако, как оказалось позднее, девочка, которую специально подготовили к выступлению, научив ее на нескольких уроках актерского мастерства, не была на месте событий. Она оказалась дочерью посла Кувейта в США. В третьем тысячелетии информационные технологии шагнули еще дальше, а роль СМИ из вспомогательной превратилась в центральную. Войны двадцать первого века превращаются в постановочные спектакли, рассчитанные на то, чтобы управлять эмоциями мировой аудитории в интересах реализации собственной государственной политики.
О том, как умело можно использовать СМИ в своей внешней политике, говорит и более современный пример – боевые действия сил НАТО против правительственных войск Каддафи в Ливии. Перед тем, как была принята Резолюция Совбеза ООН N1973, лояльные Западу СМИ больше месяца готовили соответствующую информационную картину. В своих сообщениях они рассказывали о многочисленных жертвах среди мирного населения, появившихся в результате попытки ливийских властей взять под контроль мятежные восточные города. Правда, не было предоставлено ни одного фотодоказательства, и никто не провел соответствующего расследования правдивости публикаций СМИ. Тем не менее, на основании сообщений прессы Совбез ООН принял вначале решение о санкциях против ливийского руководства, а затем – о создании бесполетной зоны над Ливией.
Таким образом, именно медиа-ресурс позволяет сегодня манипулировать международной политикой. Сбылись прогнозы, которые немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер еще в начале прошлого века дал в своей знаменитой работе «Закат Европы». «В ближайшем будущем три или четыре мировых газеты будут направлять мысли провинциальных газет и с их помощью – «волю народа». Все будет решаться небольшим количеством людей, контролирующими эти газеты, имена которых, возможно, даже и не будут известны, однако огромная масса политиков второго ранга, риторов и трибунов, депутатов и журналистов, представителей провинциальных горизонтов, будет поддерживать в низших прослойках общества иллюзию народного самоопределения», – писал в своем исследовании Шпенглер. И хотя немецкий ученый не предусматривал развития электронных СМИ, он довольно точно предугадал, насколько сильно вырастет роль информации в жизни общества.
Информационное пространство - совокупность (1) банков и баз данных, (2) технологий их сопровождения и использования, (3) информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих: - информационное взаимодействие организаций и граждан; и - удовлетворение их информационных потребностей. Основными компонентами информационного пространства являются: (1) информационные ресурсы, (2) средства информационного взаимодействия и (3) информационная инфраструктура. Для комплексного воздействия на информационное пространство применяют целый комплекс действий направленный не только на публикацию сообщений, но и на мониторинг информации о компании/стране, ее анализ, формирования тактики действий.
Как объект управления государственной информационной политики информационное пространство общества (информационно-психологическое пространство) относится к сложным динамическим объектам с не до конца прогнозируемой реакцией на управляющие воздействия. Для информационного пространства общества характерно наличие скрытых для субъекта управления объектов и связей, выявление и учет которых в процессе планирования и реализации управляющих информационных воздействий затруднен, а подчас и невозможен.
Вместе с тем, развитие средств и технологий информационного управления в сочетании с использованием управляющих воздействий в сфере политики, экономики и культуры, делает информационное пространство достаточно надежно управляемым объектом.
Основными структурными элементами информационного пространства общества, на которые должно осуществляться управляющее воздействие при реализации государственной информационной политики, являются субъекты, реализующие и осуществляющие массовое информирование (СМИ и МК), а также субъекты, активно актуализирующие свои интересы в информационном пространстве и генерирующие значимые в масштабах общества и системе его ценностей и интересов информационные потоки.
Основные субъекты управления, которые привлекаются для генерации управляющих информационных воздействий, являются: органы государственной власти и управления (прежде всего, структуры, вступающие в активную коммуникацию с населением – службы по связям с общественностью и подразделения, реализующие концепцию электронного правительства), государственные и негосударственные средства массового информирования, а также негосударственные общественно-политические объединения, чья информационная и коммуникативная деятельность отвечает официально декларируемым национальным интересам.
Объектами управления в информационном пространстве общества для субъектов, реализующих государственную информационную политику, выступают, в общем случае, все элементы и системы, существующие в этом пространстве. Различия между степенью и формой воздействия определяются индивидуальными свойствами и особенностями объектов управления и их значимостью для целей и задач государственной информационной политики. Так, значимость общественно-политических объединений, партий и организаций как объекта управления силами и средствами государственной информационной политики резко возрастает в период, предшествующий выборам в органы власти федерального и регионального уровней.
При планировании и реализации управляющих воздействий на элементы и системы информационного пространства общества в рамках государственной информационной политики используется систематизация объектов управления, которая позволяет распределить виды, формы, характер и средства управления. В общем случае такая систематизация может быть проведена следующим образом.
1. Объекты, имеющие материально-техническую природу – вся информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества. Государственная информационная политика в отношении этих объектов реализуется прежде всего путем формирования условий, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие этой инфраструктуры, доступность для всех членов общества, интеграцию их в информационное пространство и осуществляемую в нем профессиональную и коммуникативную деятельность.
2. Объекты, имеющие виртуальную/виртуально-материальную природу – информация, циркулирующая в информационном пространстве общества и его информационные ресурсы. Управленческой задачей государственной информационной политики в отношении этих объектов является контроль за информационными процессами и потоками, информационное и правовое их регулирование (в том числе путем регулирования общественных отношений в сфере информационного обмена), обеспечение защиты информации и информационных ресурсов, а также формирование информационного фона и создание информационных потоков/полей, характер и содержание которых (их воздействия на реципиентов) отвечает целям и задачам органов государственной власти и национальным интересам по сохранению социальной и политической стабильности в обществе, развитию культуры и науки, и другим социально значимым задачам.
3. Объекты, имеющие человеческую природу – люди и их сообщества. Управление данными объектами в рамках государственной информационной политики демократического государства должно осуществляться по принципам субъект-субъектных отношений, информационной открытости и равноправной интерактивной коммуникации.
Специфическим объектом управления для государственной информационной политики является информационное пространство геополитического конкурента, с которым ведется явное или скрытое информационное противоборство. В этом случае методами управления являются преимущественно скрытые, манипулятивные методы, а применяемые средства и технологии относятся к арсеналу ведения информационного противоборства и проведения информационно-психологических операций (акций информационно-психологического воздействия).
Россия в структуре МО.
По классике:
Структура МО (системы МО) это:
- Соотношение элементов системы
- Способ организации элементов в систему
- Совокупность принуждений и ограничений, которые вытекают из существования системы для ее элементов.
Международная система – это совокупность участников МО (акторов). Структура определяет конфигурацию власти между акторами.
Одна из главных идей концепции М. Каплана — это идея об основополагающей роли структуры международной системы в познании законов последней.
Согласно идее об основополагающей роли структуры, нескоординированная деятельность суверенных государств,, руководствующихся своими интересами, формирует такую международную систему, в которой главным признаком является 'доминирование ограниченного числа наиболее сильных государств, а ее структура определяет поведение всех международных акторов. Структура международной системы навязывает всем странам такую линию поведения в экономической области (или в сфере экологии), которая может противоречить их собственным интересам. Структура позволяет понять и предсказать линию поведения на мировой арене государств, обладающих неодинаковым весом в системе характеристик международных отношений. Таким образом, именно состояние структуры является показателем устойчивости и изменений международной системы, ее стабильности и «революционности», сотрудничества и конфликтности в ее рамках; именно в структуре отражены законы функционирования и трансформации системы. Поэтому в работах, посвященных исследованию международных систем, анализу состояния структуры уделяется большое внимание.
Р. Арон выделял по крайне мере три структурных измерения международных систем: конфигурацию соотношения сил; иерархию акторов; гомогенность или гетерогенность состава.
Распад советского блока и крушение сложившейся в послевоенные годы глобальной биполярной системы (впрочем, ее глобальность всегда была относительной) ставят вопросы, которые не могут быть решены в традиционных терминах «полюсов» и «баланса сил».
Широкое распространение западных ценностей как в бывших социалистических странах, так и в постколониальных государствах не только не способствует стабильности глобальной международной системы за счет увеличения степени ее гомогенности, но, напротив, имеет следствием возрастающую массовую миграцию населения из менее развитых в экономическом отношении стран в более развитые, порождает конфликты, связанные со столкновением культур, утратой идеалов, подрывом традиций, размыванием самоидентичности и настойчивыми попытками «возврата к корням», всплесками реакционного национализма.
Речь идет не об однополярном и не о классическом многополярном мире, а о многоуровневой высокоподвижной международной и межгосударственной системе, где на передний план выдвигаются такие проблемы, °собенно в экономической сфере, которые требуют многосторонних Решений, новых международных институтов
Баланс сил (распределение власти):
-биполярная система – США и СССР было
-мультиполярная система – несколько мощных государств
-равновесная система – одинаковое влияние нескольких
-имперская система – господство сверхдержавы
Сегодня формирование саморегулирующейся многополюсной системы, основанной на примате правовых норм, укреплении существующих международных институтов, отказе от конфронтации и силовых методов в решении возникающих проблем, по-прежнему остается далекой мечтой. Существуют тенденции формирования «постмеждународной политики» — глобальной системы, в которой контакты между различными структурами и акторами осуществляются принципиально по-новому.
Современная структура или близка к имепрской – концепции господства США. Или к «постмеждународной политике»ю
По Дугину:
Различные виды МО складываются на основе различных парадигм интренациональных систем: прединтернационалная система, классическая, глобальная и постмодернистская.
Господство той или иной парадигмы зависит от типа общества, типа доминирующей экономики и по классовой структуре.
Россия до 1917 года – империя – классическая интернациональная система. Россия находилась в состоянии премодерна, в ней доминировало сословное общество и аграр экономика. Это предопределяло как Россия понимала международные отношения: система князя(единовластие, царь), слаборазвитые СМИ, слаборазвития буржуазия – парадигма МО мыслилась в духе классических империй, большое значение имеет религия.
Задачи МО: охрана территорий, сохр этнических особенностей новых территорий, религия стимулировала помощь другим православным народам (Балканы).
К.Леонтьев «Россия – традиционная империя. И должна «дружить» с другой традиционной империей – Османской».
Россия отстает от Запада – в России до 1917 был премодерн, при том, что на Западе – с Вестфальского мирного договора – модерн (17 век) => противоречие, необходимость модернизации. Россия называется западом «аномальным национальным государством». А после и сами представители МО России рассматривают Россию, как национальное государство(пока она им и не является).
Все политические решения до 17 года диктовались одновременно реализмом и архаизмом.
Начиная с 17го года: разделение властей, индустриализация, классы.
Буржуазная революция и Временное правительство: формирование модернистской модели МО + либеральные идеи. Происходит синхронизация внешней политики с парадигмой модерна: структура нац интересов, построить нац государство и стать европейской страной, суверенитет республик.
Октябрьская революция 17го: новая модель – марксизм (не либерализм, не реализм). Но у России небыло базовых условий для социалист революции (когда завершается модерн, когда развит пролетариат, когда доминирует бурж общество). 1. До 1924 года – идеи мировой революции – глобальная интернациональная система. 2. Троцкий: создание советского национализма.
В итоге - 3. Сталин: новая форма археомодерна: СССР как национальное государство – реализм, марксизм и неомарксизм – 4 интернационал (Троцкистский), а 3й интернационал (Сталинизм) – наложение марксистской и реалистской парадигмы.
