Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
все ответы.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
284.69 Кб
Скачать

16 Нету.

17. Неореализм

Кеннет Уолц, Роберт Гилпин, Джозеф Грико, Джон Миршаймер и др.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. парадигма политического реализма претерпела определенные изменения. Возникла его неклассическая версия – неореализм, основные положения которого были изложены Кеннетом Уолцем в книге «Теория меж­дународной политики», первое издание которой увидело свет в 1979 г.

Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория меж­дународных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. В отличие от канонического реализма неореализм не склонен трактовать мировую политику как некую суммарную равнодействую­щую внешних политик. В его основе лежит абстрагирование политической сферы от других сфер международных отношений.

От классической парадигмы неореализм отличается и своим под­ходом к изучению международной политики как целостной системы, функционирующей в соответствии с определенными законами. Еще в своей ранней работе «Человек, государство и война»Уолц пришел к выводу, что все исследования международных отношений и, в частности, вооруженных конфликтов, можно разделить на три группы. Одни из них концентрируют внимание на природе самого человека (эгоистическая природа, агрессивные импульсы, недостаток интеллекта...). Другие связывают причины конфликтов с внутренней природой и атрибутами государства. Наконец, третьи выделяют причины системного свойства. Лишь третий, сис­темный подход, может быть в этом отношении плодотворным.

Будучи следствием взаимодействий международ­ных акторов, структура международной системы не сводится к простой их сумме, а представляет собой самостоятельный феномен, способный навязать государствам те или иные ограничения, или же, напротив, предоставить им благоприятные возможности на мировой арене. Сама же структура определяется как набор принуждающих условий и ограничений. Уолц ограничивает такую со­вокупность тремя элементами: ведущий принцип (анархия междуна­родных отношений), распределение возможностей субъектов (соответ­ствующее их силе) и функциональная дифференциация (различия между субъектами с точки зрения внутриполитических режимов).

Никто, кроме самого государства (в лице его политического руководства), не заинтересован в его безопасности, укрепление которой, а, следовательно, и укрепление силы государства, его власти как способности оказывать влияние на другие государства, остается главным элементом его национальных интересов.

Различия в поведении государств на мировой сцене объясняются, прежде всего, их неодинаковым могуществом. Уолтц сравнил международные отношения с рынком, где государства, действуя, подобно фирмам, в своих интересах, конкурируют с одними и сотрудничают с другими членами мирового сообщества. При этом основной акцент делается на конфликте и соперничестве.

Согласно неореализму, структурные свойства международной системы фактически не зависят от каких-либо усилий малых и средних государств, являясь результатом взаимодействий между великими Державами. Это означает, что именно им и свойственно «естественное состояние» международных отношений. Что же касается взаимодействий между великими державами и другими государствами, то они уже не могут быть охарактеризованы как однозначно анархические, ибо приобретают иные формы, которые зависят главным образом от воли великих держав. Наиболее стабильной считается биполярная структура, когда государства – лидеры, обладающие примерно равной силой, вынуждены проводить политику взаимного сдерживания.

Неореалисты внесли значительный вклад в разработку многих ключевых проблем, вставших перед теорией и практикой международных отношений после холодной войны. Вместе с тем неореализму присущи и многие слабости. Среди них можно назвать положения о вечности и неизменности «естественного состояния», баланса сил как способа стабилизации международной системы, приписываемой ей статичности. Наиболее уязвимым пунктом в неореалистских построениях остается концепция Национальной безопасности, которая рассматривается в традиционных терминах игры с нулевой суммой, постоянной возможности войны между великими державами и обусловленное этими обстоятельствами стремление к поддержанию баланса сил на международной арене.