Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
принципы научного описания в школьном образован...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
983.17 Кб
Скачать

Глава II. Псевдонаука. Причины возникновения.

Один из принципов науки является строгая доказательность теорий и научных фактов. И эта принципиальность одновременно является тормозящим фактором для новых открытий и развитие науки в целом. Сегодня многие, подчеркивая большое значение науки, вместе с тем говорят о ее консерватизме и ограниченности, поскольку она не признает так называемые нетрадиционные, паранаучные концепции. Это — прежде всего астрология, парапсихология и уфология.

Как отнестись к этим исследованиям? Может быть, как раз они и открывают колоссальные перспективы для постижения реальности?

Когда мы обсуждаем этот вопрос, очень важно иметь в виду следующее. Эти проблемы появились не в наше время. Они коренятся в глубокой истории.

Существует, например, много зафиксированных данных, подобных следующим:

«Если к 1794 году, числу того года, когда пал Робеспьер, мы прибавим сумму его цифр, то получится 1815 — год падения Наполеона I; повторение того же действия дает 1830 — год падения Карла X».

Или другой пример.

«Французская палата депутатов в 1830 г. состояла из 402 членов, из которых 221 составляли партию, называвшуюся «La queue Robespierre», между тем как остальные, числом 181, назывались «Les Honnets gens». Если мы каждую букву возьмем как число, соответствующее ее месту в азбуке, то окажется, что сумма букв каждого названия даст число членов каждой партии».

О чем свидетельствуют такого рода примеры? Только о случайном совпадении и больше ни о чем.

Таково основание почти всех суеверий — в астрологии, в сноведениях, в повериях, в предсказаниях и тому подобном. Люди, услаждающие себя подобного рода суетой, отмечают то событие, которое исполнилось, и без внимания проходят мимо того, которое обмануло, хотя последнее бывает гораздо чаще.

До сих пор такого типа исследования не считаются научными. Статус научности чрезвычайно высок. Он представляет собой огромную ценность не только для ученых, но и всего человечества. Понимание этого сегодня важно для каждого человека. Разумеется, в демократическом обществе не может быть запретов на высказывание идей. К тому же в природе человека заложено свойство ошибаться, errare humanum est, и это не преступление. Но, когда ошибочную теорию, минуя строгую критику, пытаются реализовать в жизнь с претензией на большие материальные затраты, здесь мы можем уже употребить термин «лженаука».

Сегодня лженаука, особенно поддерживаемая государством, — это реальная опасность для науки, образования и тем самым для общества в целом. Бороться с ней необходимо.

Существуют элементарные необходимые и достаточные признаки априорной ложности множества широко пропагандируемых в СМИ современных «открытий». Особенно четко эти признаки формулируются в области точных наук, в частности в физике. Неразрешимость споров между наукой и лженаукой вызвана субъективной невозможностью признания сторонниками псевдонауки своего фиаско, поскольку в случаях добросовестного заблуждения это означало бы психологический крах, связанный с отказом от многолетних и безмерных амбиций, а в случаях явного мошенничества могло бы повлечь за собой даже уголовную ответственность.

Эти обстоятельства обуславливают ожесточенность сопротивления лженауки и ее агрессивность, в то время как мотивация к спору противной стороны ослабляется естественным нежеланием профессиональных ученых тратить время на бесплодные споры с фанатичными, невежественными и зачастую недобросовестными оппонентами. В результате возникает порочная ситуация преимущественного влияния лженауки на мировоззрение людей, напрямую с наукой не связанных, при том, что средства массовой информации, падкие до сомнительных сенсаций, переполнены лженаучными измышлениями и клеветническими нападками на «косную официальную науку», «препятствующую прогрессу и удушающую ростки нового». В то же время сама эта «официальная» наука обычно может возразить лишь в своих собственных изданиях с небольшими тиражами.

Однако правомерно ли подвергать сомнению свободу поиска? Можно ли лишать исследователя права на ошибку? Как можно отличить предмет научного исследования от лженауки? Такие риторические вопросы постоянно звучат при любом публичном обсуждении темы лженауки. Ее защитники неизменно приводят исторические примеры непонимания современниками истинных замечательных открытий и неверных прогнозов великих ученых прошлого (обычно вспоминают Герца, Томсона, Резерфорда). При этом неявно предполагается, что ситуация в науке третьего тысячелетия не отличается от таковой триста или даже сто лет назад. Это глубокое заблуждение.

Первые ученые совершали открытия и выдвигали свои идеи, когда практически любая разумная гипотеза имела примерно равные шансы либо подтвердиться, либо быть опровергнутой. С тех пор человеческая природа не изменилась, людям так же свойственно ошибаться, однако в науке ситуация изменилась радикально. Человечество накопило грандиозный объем знаний, которые решительным образом ограничивают фантазии исследователей в интерпретации новых открытий. Каждая новая гипотеза не должна известными бесспорными законами и фактами в заданных рамках применимости. Именно такого рода «принцип соответствия» позволяет без колебаний отвергать лженаучные притязания.

Принцип соответствия заключается в следующем: любая новая научная теория при наличии старой, хорошо проверенной теории находится с ней не в полном противоречии, а даёт те же следствия в некотором предельном приближении (частном случае).

Например, в тех случаях, когда химический состав газа и его масса не изменяются, уравнение Клапейрона-Менделеева в виде

где p0, V0, T0 – начальные параметры системы, p1, V1, T1 – конечные параметры,

непосредственно обобщает законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля, которые могут быть получены из него как частные случаи:

- p1V1 = p0V0 при T1=T0 – закон Бойля-Мариотта;

- при p1 = p0 – закон Гей-Люссака;

- при V1 = V0 – закон Шарля.

Принцип соответствия был введен Н.Бором. Он гласил:

Результаты квантовой теории должны совпадать с результатами классической в области ее применимости.

Это значит, что электроны, совершающие макроскопическое движение по орбитам большого радиуса в любом поле – в атоме водорода или в слабом магнитном поле, создают излучение, которое одинаково хорошо может быть описано как теорией Бора, так и классической теорией излучения.

Принцип соответствия Бора является одним из основных принципов современной физики, которому удовлетворяют все без исключения теории. Например, он позволяет проследить связь между классической механикой и теорией относительности Эйнштейна.

Ошибки практически неизбежно сопровождают любое научное исследование, но бывают неизбежные ошибки, связанные с неполнотой учета уже имеющегося знания о предмете, или рутинные методические ошибки. С ними приходится мириться. А вот ложные гипотезы лженауки связаны не с недостатком имеющихся знаний о предмете, а с игнорированием этих знаний.

Очень характерно для лженауки всех времен заявление об открытии новых видов взаимодействия, новых частиц, новых сил. Но любая новая сила должна быть увязана с уже известными. Например, нельзя ввести новое дальнодействие без оглядки на необъятный наблюдательный материал в области небесной механики. При этом сразу возникают непреодолимые ограничения на величину гипотетической новой силы — она должна быть так слаба, чтобы ничего не изменить в картине мира в пределах достигнутой точности наблюдений.

Опираясь на непрерывно растущий свод фактов и объективных законов природы, на накопленное коллективное научное знание, предварительны вердикт выносит мировое научное сообщество, а окончательный приговор – опыт человечества, основанный на сравнении эксперимента и теории. И суд этот является достаточно безапелляционным. В науке (по крайней мере в области точных наук) неприменим принцип свободы совести, позволяющий каждому верить по-своему: наука живет знанием, а не верой. Точное знание оставляет мало пространства для различных взглядов — наука не демократична. Дискуссии в науке уместны на стадии гипотез. Дискуссии прекращаются, когда на смену гипотезе приходит теория.