Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право ответы.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
155.85 Кб
Скачать

11. Время совершения преступления. Время совершения длящихся и продолжаемых преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 УК временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Время совершения длящихся и продолжаемых преступлений определено в постановлении Пленума Верховного Суда СССР «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» от 4 марта 1929г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 14 марта 1963г. (Бюл. ВС СССР, 1963, No.3). Временем совершения длящихся преступлений, то есть преступлений, характеризующихся непрерывным осуществлением определенного преступного поведения (например, побег из места лишения свободы) является время совершения действия (бездействия), образующего состав преступления. Временем совершения продолжаемого преступления, то есть преступления, характеризующегося совершением ряда тождественных действий, направленных к единой цели и совершенных по единому умыслу, является совершение первого такого действия.

12. Ультраактивное действие уголовного закона.

В соответствии с ультраактивным принципом (принципом "переживания" старого закона) действия уголовного закона во времени утративший силу к моменту рассмотрения дела в суде любой инстанции уголовный закон, во время действия которого было совершено преступление, должен быть применен (несмотря на утрату им силы), если новый (действующий) уголовный закон устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица, совершившего преступление.

13. Ретроактивное действие уголовного закона.

ретроактивный принцип (принцип обратной силы) действия уголовного закона во времени <*>, в соответствии с которым новый (действующий) уголовный закон должен быть применен в суде любой инстанции к преступлению, совершенному до его вступления в силу (т.е. в период действия старого, отмененного уголовного закона), если новый уголовный закон устраняет преступность деяния, смягчает наказание или иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление. Обратная сила уголовного закона имеет свои временные пределы: новый уголовный закон подлежит применению только к лицу, еще не осужденному за совершенное преступление, либо к осужденному лицу при условии, что уголовно-правовые последствия осуждения еще не утратили своего юридического значения (т.е. к лицу, отбывающему наказание либо отбывшему наказание, но имеющему непогашенную или неснятую судимость).

14. Территориальный принцип действия уголовного закона.

Действие уголовного закона в пространстве – это реальное применение уголовного закона органами правосудия на конкретной государственной территории.

Территориальный. Основополагающим является территориальный принцип. Означает, что лицо, совершившее преступление на территории РФ, отвечает по уголовному кодексу.

Сущность территориального принципа включает в себя: Что является государственной территорией РФ, что является местом совершения преступления.

Состав:

1) Сухопутная государственная территория. Включает в себя материковую часть государства и острова в пределах государственной границы.

2) Водная территория. Это внутренние и территориальные воды. К внутренним водам мы относим морские воды, расположенные в сторону берега от территориальных вод, воды портов, воды заливов, бухт, проливов, воды озер, рек и иных водоемов.

Территориальные воды – это прибрежные морские воды, шириной 12 морских миль.

3) Воздушное пространство. Это пространство над сухопутной и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Воздушными границами являются боковые и высотные пределы. Боковая граница – это вертикальная поверхность, проходящая по сухопутным и водным границам. И линиями государственной границы. Подготовленным океаном.

Космическое пространство считается международной территорией.

4) Континентальный шлейф. Это морское дно и недры подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного протяжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница находится на расстоянии 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина континентального шлейфа.

5) Исключительная экономическая зона. Это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под особый правовой режим. Особый правовой режим исключительной зоны состоит в том, то прибрежное государство имеет суверенные права на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов в водах, покрывающих морское дно, на морском дне, а также на любые другие виды экономической деятельности.

6) К объектам, приравненным к государственной территории, также относятся водные и воздушные суда, прописаны к портам РФ или зарегистрированные в РФ. Военные морские и воздушные суда независимо от места их нахождения подпадают под юрисдикцию того государства, в порту которого они прописаны или в котором зарегистрированы. И подчиняется власти того государства, флаг которого оно носит. Находится на территориальных водах, то на него распространяется юрисдикция государства, под флагом которого оно ходит. Но есть ряд случаев, сформированных в конвенции по международному правилу: 1) Последствия преступления распространяются на прибрежные государства. 2) Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок территориального моря. 3) Капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства, под флагом которого судно ходит, обратилось к местным властям с просьбой об оказании в помощи. 4) Это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными веществами. На воздушном судне во время полета действует юрисдикция государства, где это воздушное судно зарегистрировано. С момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке.

Юрисдикция другого государства, преступление создает последствия на территории такого государства. Преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства, либо лицом, постоянно проживающим в этом государстве или в отношении такого лица. Преступление направлено против безопасности этого государства. Преступление заключается в нарушении действующих в этом государстве правил или регламента, касающихся полетов и маневрирования в данном государстве. Привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии.

Суть территориального принципа заключается в том, что применяется закон «место совершения преступления». В зависимости от объективных и субъективных признаков, все преступления подразделяются на несколько видов, в зависимости от которых определяется вопрос о месте совершения преступления:

1) Преступления с формальным составом. Место совершения следует считать территорию того государства, где совершено общественноопасное деяние.

2) Преступления с материальным составом. Одни считают, что местом совершения преступления является территория государства, где наступили общественноопасные последствия, а другие - там, где совершено общественноопасное деяние.

3) Преступления с усеченным составом. Территория государства, где выполняется та стадия преступления, на которую законодатель перенес момент окончания преступления.

4) Продолжаемое преступления. Местом совершения является территория того государства, где был совершен последний преступный эпизод из числа нескольких тождественных деяний.

5) Длящиеся преступления. Местом совершения является место окончания и/или пресечения преступления.

6) Местом совершения приготовления или покушения на преступление, является место пресечения или прекращения преступной деятельности.

7) Соучастие. Это территория, на которой была прекращена деятельность исполнителя.

Место совершения преступления связывается с местом его юридического окончания или с местом пресечения преступной деятельности лица.

15. Экстерриториальный принцип действия уголовного закона.

Исключением из территориального принципа является принцип экстерриториальности. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей и иных граждан, пользующихся иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права. Данные лица не подлежат уголовной ответственности по законам государства пребывания. Обычно они объявляются персонами и высылаются из страны пребывания, либо если государство отказало в иммунитете, тогда они привлекаются к ответственности по закону государства, где они пребывают.

16. Юрисдикция в отношении преступлений, совершённых на борту воздушных и морских(речных) судов.

К объектам, приравненным к государственной территории в плане осуществления уголовно-правовой юрисдикции, относятся также водные (морские и речные) и воздушные суда, приписанные к портам России.

Вопросы юрисдикции государств над морскими и речными судами регулируются прежде всего рядом международно-правовых документов: Конвенцией по морскому праву, Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне от 29 апреля 1958 г., а также рядом двухсторонних соглашений о морском и торговом судоходстве.

Указанные правовые акты делают различие в правовом режиме военных и гражданских (невоенных) судов. Военные корабли в открытом море пользуются полным иммунитетом от

юрисдикции любого государства, кроме государства своего флага. Международно-правовые документы признают также, что военный корабль, находящийся в территориальных и внутренних водах, а также в портах иностранных государств, пользуется иммунитетом от юрисдикции страны места пребывания. В случае несоблюдения иностранным военным кораблем, а также членами его экипажа законов и правил прибрежного государства и международных договоров, в том числе в случае совершения преступления, данному кораблю может быть предложено только покинуть порт и воды прибрежного государства. Таким образом, военные морские и речные суда при всех обстоятельствах и при любом местонахождении подпадают под юрисдикцию государства, к порту которого приписан военный корабль.

Данное правило получило свое законодательное закрепление в ч. 3 ст. 11 УК РФ: «По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения».

Иной правовой режим у гражданских (невоенных) судов. Согласно ч. 3 ст. 11 УК РФ «лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Данная формулировка закона представляется не совсем юридически корректной. Согласно Конвенции по морскому праву любое гражданское судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно плавает в водах открытого моря, и подчиняется власти того государства, флаг которого несет. Данное правило распространяется на уголовно-правовую юрисдикцию. Преступление, совершенное на борту гражданского судна, приписанного к порту России, находящегося в открытом море, подпадает под юрисдикцию российского уголовного закона. Данное правило не имеет исключения как в международном, так и в национальном законодательстве. В связи с этим оговорка «если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации» в данном случае излишня.

Однако в УК РФ не урегулирован вопрос о юрисдикции над преступлениями, совершенными на гражданских судах, находящихся не в открытом море, а в территориальном море и внутренних водах иностранных государств. В соответствии с названными конвенциями юрисдикция прибрежного государства распространяется на внутренние морские и территориальные воды государства. Иностранные гражданские морские суда, находящиеся в этих водах, а также в портах иностранного государства, по общему правилу подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако это не касается уголовно-правовой юрисдикции. Согласно п. 1 ст. 27 Конвенции по морскому праву и п. 1 ст. 19 Конвенции о территориальном море и прилегающей зоне уголовная юрисдикция не осуществляется на борту иностранного судна, находящегося в территориальном море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, когда:

— последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

— совершенное преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

— если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;

— если это необходимо для пресечения незаконной торговли наркотическими или психотропными средствами.

Таким образом, общее правило состоит в том, что уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на преступления, совершенные на борту иностранных гражданских судов, находящихся в территориальных, внутренних водах и портах государства.

Распространение уголовной юрисдикции на эти преступления являются лишь исключением из общего правила, которое как раз наступает в случаях, предусмотренных международными договорами.

Следовательно, преступления, совершенные на борту иностранных гражданских морских судов, находящихся в территориальных морях, внутренних водах и портах России, не подпадают под действие УК РФ, кроме случаев, установленных меж-

дународными договорами РФ. В то же время преступления, совершенные на борту российских морских и речных гражданских судов, находящихся в территориальных морях и внутренних водах и портах иностранных государств, подпадают под юрисдикцию российского государства, если иное не установлено международными договорами РФ.

Не соответствует действующим международно-правовым документам и формулировка действующего УК РФ относительно юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на борту воздушных судов: «Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом.

.. воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации». Между тем согласно Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г. в отношении преступлений, совершенных на борту воздушного судна, находящегося в полете, осуществляется юрисдикция государства регистрации воздушного судна. Причем это правило действует независимо от того, где протекает полет: в открытом (нейтральном) воздушном пространстве или в воздушном пространстве (над территорией) иностранного государства. Судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета и до момента окончания пробега при посадке. Токийская конвенция, кроме юрисдикции государства регистрации воздушного судна, допускает юрисдикцию другого государства в том случае, если:

— преступление создает последствия на территории такого государства;

— преступление совершено гражданами или в отношении гражданина такого государства, либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;

— преступление направлено против безопасности такого государства;

— преступление заключается в нарушении действующих в таком государстве правил или регламентов, касающихся полетов или маневрирования самолетов;

— привлечение к суду необходимо для выполнения любого обязательства государства в соответствии с многосторонними государственными соглашениями.

Следовательно, правило действия уголовных законов на борту воздушных судов, находящихся в полете, следующее: в случае совершения преступления на борту воздушного судна, приписанного к порту России, находящегося в полете, ответственность наступает по УК РФ, если иное не противоречит международным соглашениям с участием России. Указанное правило касается лишь гражданских воздушных судов, ибо положения Токийской конвенции не применяются к воздушным судам, используемым на военной, таможенной и полицейской службе. Правовой статус военных воздушных судов идентичен правовому статусу военных морских судов. На них распространяется юрисдикция государства регистрации независимо от их местонахождения.