Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
титуль. лист.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
146.43 Кб
Скачать

3.1.1. Итоги IV пятилетки (1946—1950)

Выполнение плана IV пятилетки проходило в трудных условиях перестройки экономики на мирное производство и жестокой засухи 1946 г., но уже к началу 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, отменена карточная система (значительно раньше, чем на Западе, где экономика восстанавливалась при помощи американского «плана Маршалла»). В 1950 г. промышленное производство уже превзошло довоенный уровень на 73 %. Усилия государства концентрировались на ведущих направлениях научно-технической революции (НТР) — атомной энергетике, ракетостроении, электронике, химии и др. В 1947 г. (неожиданно для США) был пущен первый атомный реактор под руководством академика Курчатова, летом 1949 г. испытана атомная бомба. США лишились ядерной монополии. В 1953 г. создана водородная бомба, шли успешные испытания ракетной техники. За годы IV пятилетки было построено свыше 3200 современных предприятий. Однако сельское хозяйство поднималось медленно, с большими трудностями, отставало развитие легкой и пищевой промышленности.

3.1.2. V пятилетка (1951–1955)

V пятилетний план предусматривал еще более высокие темпы развития экономики в 1951–1955 гг. СССР стремительно наращивал свою экономическую и военную мощь, выравниваясь с капиталистическим миром и стабилизируя международную обстановку. К середине 50-х гг. в стране завершился второй этап индустриализации на современном технологическом уровне, промышленное производство составило более 60 % всего ВНП, численность рабочего класса — более половины занятого населения. Советское общество по своей производственной основе и социальной структуре стало индустриальным. СССР прочно занимал второе место в мире по экономическим показателям после США, неумолимо сокращая исторический разрыв с самой мощной индустриальной державой мира. Социальная политика советского руководства обеспечивала постоянный, хотя и медленный рост благосостояния всех слоев населения за счет снижения цен на продовольствие и предметы первой необходимости, расширения системы общественных фондов потребления и социальных гарантий человеку труда.

Используя рычаги централизованного планирования, СССР удалось в сравнительно короткий срок восстановить народное хозяйство, мобилизовав для этого все природные и людские ресурсы.В итоге Советский Союз вышел на передовые мировые рубежи в общественном развитии.

    1. Власть и общество в первое послевоенное десятилетие

В первое послевоенное десятилетие советская система обладала значительным запасом прочности; в годы войны она обретает определённую завершённость и самодостаточность, способность успешно противостоять попыткам её изменения. Победа над фашизмом, распространение советской модели на ряд стран Восточной Европы и Азии, обретение Советским Союзом статуса сверхдержавы лишь подтверждали правильность выбранного пути. В этих условиях в стране не было и не могло быть реальной организованной оппозиции режиму. Так сложилось, что после победоносной войны у Сталина не осталось ни только политических соперников, но и оппонентов. Идеологические шоры, однопартийный характер государственной машины, атмосфера эйфории после победы над фашизмом не позволили Сталину и его ближайшему окружению трезво оценить новые глобальные и локальные вызовы советской системе и дать на эти вызовы адекватный ответ. Советская правящая элита не смога в полной мере осмыслить многие принципиальные изменения и в послевоенном мире, накапливающиеся противоречия во властных структурах и иных сферах общества.

В конечном счете ошибочной оказалась ставка Сталина на сильное государство, понимаемое как совокупность чиновников, руководимых мудрым вождем.

Ошибочные оценки ситуации в мире и стране стали причиной принятия неадекватных мер для решения конкретных назревших задач в экономической и социальной сферах, возврата к механизму репрессий. Наиболее остро вопрос, как заставить людей эффективно трудиться в общественном хозяйстве, проявился в сельском хозяйстве. Как правило, после войны крестьяне охотнее работали на своем личном подворье, чем на колхозном поле. Согласно статистическим данным, в 1947 г. 14,8% колхозников (свыше 4 млн человек) не выработали установленного минимума трудодней, а свыше 300 тыс. человек совсем не работали в колхозах.

Еще одной серьезной проблемой в первые послевоенные годы являлось знакомство в годы войны большого количества советских людей, как военных, так и гражданских, с западным образом жизни.

Впечатления о заграничных походах заставили вчерашних фронтовиков иными глазами посмотреть на советскую действительность. Критические настроения не носили массового характера. Лишь очень немногие в стране, подобно генералам Ф.Т.Рыбальченко и В.Н.Гордову, вели в первые послевоенные месяцы разговоры (подслушанные МГБ) о необходимости иметь в стране настоящую демократию, распустить колхозы.

Сталин не зря боялся «тлетворного влияния Запада», понимая, что живучесть системы в огромной степени зависит от изоляции советских людей от западных ценностей, от сохранения целостности системы. Боязнь влияния Запада заставляет Сталина в первые послевоенные дни создать 100 фильтрационных лагерей для размещения бывших военнопленных и репатриируемых советских граждан. Формальной целью их создания был отсев возможных предателей и шпионов. Из 1,95 млн человек, прошедших проверку в этих пунктах, около 900 тыс. попали в сталинские лагеря. Через ужесточение режима власть стремилась пресечь возможный рост критических и тем более оппозиционных настроений. Была и другая причина для нового витка репрессий – дряхлеющий вождь к концу жизни становился все более подозрительным. Сталин не доверял военным никогда. Но после войны, когда резко повысился их авторитет, его недоверие к высшим военачальникам усилилось. Начался сбор компрометирующих материалов на многих видных полководцев минувшей войны, включая легендарного Г.К.Жукова. Летом 1946г. Маршал Жуков был освобожден от должности главнокомандующего Сухопутными войсками и назначен командующим Одесским военным округом.

Сталин не доверял не только военным. В послевоенные годы он утрачивает не только доверие и к Министерству государственной безопасности (МГБ) и пытается создать своеобразную «партгосбезопасность». Акции против военных преследовали и другую, не менее важную для Сталина цель. Вождь, играя на противоречиях между своими соратниками, в очередной раз меняет структуру власти, умело манипулируя соперничающими группировками, но и они, в свою очередь, использовали недоверие и подозрительность вождя в своих целях. А все вместе это создавало в стране атмосферу напряженности и нестабильности.

В соответствии с официальной доктриной задачи индустриализации и коллективизации были решены, социализм «построен». Интересы укрепления сталинского политического режима требовали новых исторических социально значимых целей.