- •Тема «социальное обеспечение молодой семьи» План
- •Сущность социальных проблем современной семьи.
- •Социальное обеспечение как технология социальной работы.
- •Виды и порядок социального обеспечения в связи с материнством, отцовством и детством.
- •Социальное обслуживание семьи. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности.
Виды и порядок социального обеспечения в связи с материнством, отцовством и детством.
В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в редакции от 28.04.2009 г.) в статье 1 даны определения следующим понятиям:
1. государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
2. социальные пособия – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет бюджетных средств;
3. субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
4. набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.
Порядок назначения государственной социальной помощи отражены в статье 8 данного закона.
Государственная социальная помощь (ГСП) назначается в следующем порядке:
- ГСП назначается органом социальной защиты населения по месту жительства;
- ГСП назначается на основании заявления гражданина в письменной форме в органы социальной защиты населения, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на праве собственности, сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки органом социальной защиты;
- уведомление о назначении или отказе в социальной помощи должно быть направлено через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов.
Виды государственной социальной помощи (статья 12):
1. денежные выплаты – относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты;
2. натуральная помощь – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и другое.
Конституция РФ (12 декабря 1993 г.) провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этой политикой охраняются труд и здоровье людей, инвалидов и пожилых граждан, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, развиваются система социальных служб и предоставляются иные гарантии социальной защиты.
Среди многочисленных форм и способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства выделяется система пособий по социальному обеспечению. Она включает в себя: пособия по беременности и родам, пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, пособия на ребенка, материнский капитал.
Пособия по беременности и родам. Право на пособия по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством (далее - застрахованные лица).
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
1) лица, работающие по трудовым договорам;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) адвокаты; индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан;
4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в связи с материнством при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70+70 календарных дней (до родов + после родов); 70+86 календарных дней в случае осложненных родов; 84+110 календарных дней при рождении двух и более детей (многоплодная беременность).
Максимальный размер пособия по беременности и родам в 2012 году за полный календарный месяц не может превышать в месяц 36 563 рублей (районный коэффициент на данный вид пособия с 01.01.2010 года отменен. В Москве и за Полярным кругом размер пособия одинаковый).
Единственным исключением, когда пособие платится в меньшем размере, является ситуация, когда страховой стаж женщины менее шести месяцев. В этом случае пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц 1 МРОТ который с 1 июля 2011 года составляет 4 661 рублей.
Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, пособие по беременности и родам устанавливается в размере 465,20 (534,98 – Курган) рублей в месяц. Для этого необходимо в течение 12 месяцев со дня увольнения встать на учет в центре занятости.
Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
Назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.
Обучающиеся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе получают пособие по месту учебы.
Для назначения и выплаты пособий по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 № 172, и в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514.
Пособия по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам. По нормам Федерального Закона № 255 с 01.01.2011 средний заработок считается за два календарных года, предшествующих году ухода в отпуск по беременности и родам. Также до конца 2012 года можно рассчитывать средний заработок по нормам того же ФЗ до изменений 2011 года и выбирать более выгодный для себя вариант. В 2010 году средний заработок считался за последние 12 календарных месяцев, не считая месяц наступления отпуска по беременности и родам. При этом из расчета исключались дни отпусков и больничных и доходы, полученные за эти дни.
Порядок начисления и выплаты пособия по беременности и родам устанавливается:
1. Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
2. Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»;
3. Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»;
4. Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»;
5. Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
6. Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
7. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим, подлежащим обязательному социальному страхованию».
Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в сроки беременности до двенадцати недель. С 1 января 2012 года размер этого пособия составляет 465,20 (534,98 – Курганская обл.).
Единовременное пособие при рождении ребенка с 1 января 2012 года составляет 12405,32 (14266,12) рублей. Получить единовременное пособие при рождении ребенка может один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Мамы, папы, родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40 % от среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 24 календарных месяця. Минимальный размер пособия на первого ребенка с 1 января 2012 года составляет 2326 (2674,90) рублей, на второго, третьего и т.д. – 4651,99 (5349,79) рублей. Максимальный размер пособия на каждого ребенка составляет 14625,32 рубля. В районах и местностях с районными коэффициентами минимальный размер указанного пособия определяется с учетом этих коэффициентов. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется и не может быть меньше суммы минимального размера пособия. При этом он не должен превышать 100% от среднего заработка (дохода) по всем местам работы за 2 календарных года, предшествующих году начала отпуска. То есть на первых двоих малышей до 1,5 лет – не менее 6977,99 рублей. На не первых двоих – не менее 9303,98 рублей в месяц.
Мамы, уволенные во время беременности в связи с ликвидацией организации, получают пособие со дня рождения ребенка, а уволенные в связи с ликвидацией организации во время отпуска по беременности и родам – со дня окончания этого отпуска. В этом случае чтобы получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в органах социальной защиты населения по месту жительства, мамам необходимо в установленном порядке быть признаными безработными. Для этого нужно встать на учет в орган государственной службы занятости населения (Закон Российской Федерации № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года).
Безработные, учащиеся, работающие неполный рабочий день и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет получают в минимальном размере (2326 рублей).
Если срок Вашей беременности не менее 180 дней, а мужа призвали в армию, то Вы имеете право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Причем, выплачивается это пособие независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. С 1 января 2012 года размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, равен 19645,12 (22591,89) рублям. Женам курсантов военных образовательных учреждений данное пособие не выплачивается.
Еще один новый вид пособия – ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – выдается мамам с рождения ребенка и до 3-х лет, но только за период прохождения отцом ребенка военной службы по призыву. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от других государственных пособий гражданам, имеющим детей. Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с 1 января 2012 года составляет 8419,34 (9682,24) рублей.
Ежемесячное пособие на ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Это значит, что в каждом регионе размер пособия может быть разным. И выдаваться он может тоже на разных условиях. Так, например, в Москве размер ежемесячного пособия на ребенка будет увеличен в 2009 году до 750 рублей, одиноким матерям - до 1,5 тысяч рублей, а в Липецкой области в 2008 году ежемесячное пособие на ребенка составляло 150 рублей.
В Курганской области с 1 января 2012 года размер пособия на ребенка увеличен на 8,8% и составляет 192 рубля на каждого ребенка, 384 рубля – на детей одиноких матерей, 288 рубля – на детей разыскиваемых родителей (это дети, не получающие алименты или взыскание алиментов не возможно), а также детей военнослужащих по призыву.
Впервые с 1 января 2012 года в области вводится новый вид пособия: единовременное пособие при рождении в семье одновременно двух и более детей в размере 40 тыс. руб. Право на указанное пособие будут иметь семьи, в которых в 2012 году родилась (родится) двойня (тройня). При определении права на пособие мертворожденные дети не учитываются (Закон Курганской области от 28 декабря 2011 года №106 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области»).
|
||||||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
29 декабря 2006 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации от № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Этот закон связан с получением материнского (семейного) капитала - средствах федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
а) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, а также последующих детей начиная с 1 января 2007 года и заканчивая 31 декабря 2016 года;
б) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года и заканчивая 31 декабря 2016 года.
2. Лица, лишённые родительских прав, теряют и право на материнский капитал.
3. Со смертью матери право на материнский капитал возникает у отца, а со смертью отца материнским капиталом может воспользоваться сам ребёнок, не достигший совершеннолетия, обучающийся по очной форме обучения в образовательном до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
Для получения материнского капитала, необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время, после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для матерей.
Дмитрий Медведев подписал федеральный закон от 25.12.2008 № 288-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно внесенным изменениям право на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала уже наступает с 1 января 2009 года. Такое решение было принято в связи со сложившимся экономическим кризисом в стране.
Материнским капиталом можно воспользоваться уже с 01.01.2009 г., а не с 2010 г., как было принято ранее. Это будет касаться только тех случаев, когда деньги нужны для погашения основного долга или уплаты процентов по кредитам, взятым на приобретение или строительство жилья по ипотеке.
С 1 января 2010 года размер материнского капитала составит 387 600 рублей.
Материнский капитал можно использовать на получение образования детьми. Не обязательно оплачивать обучение именно того ребенка, в связи с рождением которого был получен материнский капитал. Можно оплатить обучение другого ребенка в семье. Средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены:
1) на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
2) на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию.
В этом случае материнским капиталом можно воспользоваться через 3 года после рождения ребёнка.
Материнский капитал можно использовать на формирование накопительной части трудовой пенсии для матери.
1. Средства (часть средств) материнского капитала могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года.
2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от этого решения.
К сожалению, государственный материнский капитал выдается всего один раз. Поэтому создан еще один вид финансовой поддержки многодетных семей – региональный материнский капитал, который начисляется из регионального бюджета. На сегодняшний день закон о применении регионального материнского капитала действует лишь в некоторых областях: Калининградской, Амурской, Воронежской, Приморском крае и в Санкт-Петербурге. В остальных областях он вступит в силу с 1 января 2012 года. Материнским капиталом можно воспользоваться через два года со дня рождения (или усыновления) третьего или следующего ребенка, и его размер будет составлять 100 тысяч рублей. Эти деньги могут быть направлены на оплату услуг медицинских или образовательных учреждений, а также на улучшения жилищных условий.
