Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия Н.А. Бердяева.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
44.39 Кб
Скачать

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат по философии права

на тему

«Экзистенциально-религиозная философия Н.А.Бердяева»

Выполнила: студентка

Талакина Марта Константиновна

1 курс магистратуры МЧГП

1 академическая группа

Москва – 2012 Оглавление

Введение 3

§1. Формирование философских взглядов Н.А. Бердяева 4

§2. Идея творчества в философии Н.А. Бердяева 8

§3. Смысл истории в философии Н.А. Бердяева 10

§4. Восприятие времени и эсхатологизм философии Н.А. Бердяева 14

Заключение 16

Список использованных источников 17

Введение

На заре двадцатого века философские изыскания в России находились, пожалуй, на пике своего развития. Огромное количество ярчайших представителей философии дала Россия первой половины XX век - Н. Бердяев и Л. Шестов, В. Розанов и Д. Мережковский, С. Булгаков и П. Флоренский, Г. Флоровский и Г. Федотов, В. Зеньковский и С. Франк, И. Ильин. Лишь только произошедшие чуть позднее политические, революционные преобразования, круто изменившие ход не только Российской - всей мировой истории, несколько приостановили развитие философской мысли в нашей стране. Традиции русской культуры, религиозной и идеалистической философии были продолжены, прежде всего, русским эмигрантским зарубежьем.

Почти все оригинальные русские философы первой половины XX столетия оказались за границей: в советской России места свободному философствованию не было, любой отход от принятой за основу существования идеологии карался не только запретом на публикации и чтение лекций, но и физическим уничтожением. Такое положение дел способствовало тому, что в эмиграции оказались мыслители, составившие славу отечественной философской традиции, в том числе и Николай Бердяев.

Показательным фактом фанатичной убежденности в своих мыслях и чувствах русской интеллигенции, не нашедшей себя в условиях новой - советской - действительности является следующий факт. 18 августа 1920 г. Бердяев допрашивался сотрудником ЧК, и в уже анкете выразил, как думается, всю свою жизненную идею: «Политические убеждения: являюсь сторонником христианской общественности, основанной на христианской свободе, христианском братстве и христианских верованиях, которые не угнетаются ни одной партией, т.е. одинаково не слиянны ни с буржуазным обществом, ни с коммунизмом»1.

§1. Формирование философских взглядов н.А. Бердяева

Николай Александрович Бердяев является, безусловно, ярчайшим представителем русской философской науки начала двадцатого века. Однако здесь мы коснемся лишь той необычайно широкой области его изысканий, как экзистенциальная философия. Начало века в России было временем подъема духовной культуры, поисков новой философии, обостренных религиозных и мистических исканий. Сам Бердяев вспоминал впоследствии: «Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время»2. Философия стала неотъемлемой частью духовной жизни русского общества того времени, вошла в плоть и кровь интеллигенции России.

Любопытным фактом является то обстоятельство, что большинство философских исканий начала века упирались в религиозную проблематику. Начав с поисков идеалистической основы для материалистического учения Маркса, Бердяев отходит от марксизма и вступает на путь богоискательства. Революция 1905 года подтвердила уверенность Бердяева в том, что революционные марксистские схемы не могут привести к положительным результатам. Хотя Бердяев считал неизбежной революцию в России, ее враждебность гуманности, свободе, духу ужасала его. Отныне Бердяев приветствовал революцию не политическую, а духовную, - в сознании общества.

Он сближается с Д.С. Мережковским и его женой З.Н. Гиппиус, чьи фигуры стояли у самого истока того оригинального явления культуры, которое получило позднее название «русского религиозного ренессанса». В эти годы Бердяев принимает активное участие в работе Религиозно - философских обществ - киевского, московского и петербургского. Бердяев испытал сильное влияние Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, на него оказали воздействие взгляды С.Н. Булгакова, Д.С. Мережковского, он увлекался средневековыми немецкими мистиками.

Следует назвать, отыскивая истоки зрелой бердяевской философии, - немецкого мистика XVII века Якоба Беме. Одна из особенностей пантеизма Беме - понимание Бога как становящегося единства. Сам по себе Бог есть «безоснование» (Ungrund), первичная свобода, бездна. Мир же имеет основание, он основан на божественной свободе. У Беме можно найти идею «становящегося Бога», его развития. Бог «вводит» себя в мир, саморазделяется, открывает себя в творении. Это движение Бога есть главное основание всего бытия. Учение о превосходстве свободы над бытием определяет собой «динамический» характер философии Беме. По сути, речь идет о своеобразной божественной диалектике, о самораскрытии Бога в природе и мире. Таким образом, по Беме, мир вокруг нас - это инобытие Бога, результат его саморазделения. Значит, познавать мир и познавать Бога - это одно и то же.

Учение об Ungrund оказало большое воздействие на Бердяева. Под влиянием этой идеи в философии Бердяева формулируется мысль о существовании первичной, добытийственной свободы, очень напоминающей Ungrund Беме. Тем не менее, имеется и очень существенное различие: для Беме место Ungrund - в Боге, это темная природа, одна из сторон Бога, а для русского философа - первичная свобода существовала вне Бога. В одном из писем к Шестову Бердяев писал по этому поводу: «...Для меня свобода находится вне Бога. В этом смысле я скорее дуалист, чем монист, хотя все эти слова неудачны»3. Такая трактовка соотношения Бога и свободы стала основанием своеобразной теодицеей Бердяева. Так как свобода не создается Богом, она коренится в Ничто, в Ungrund, то Бог-творец не может отвечать за свободу, породившую зло.

Приблизительно в это же время сложился основной лейтмотив всех философских построений Бердяева - тема свободы, определившая в дальнейшем «голос» бердяевской философии. В 1911 году вышла его работа «Философия свободы», а в 1916 году Бердяев издал одну из своих «главных» книг - «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», в которой и сформулировал основные положения своей экзистенциальной религиозной философии.

Уже в этих двух книгах была достаточно полно изложено понимание мира Бердяевым. В «Философии свободы» Бердяев не только критиковал целый ряд современных ему направлений философии, но и предпринял попытку построения своеобразной христианской онтологии (учения о бытии). Первичным началом философ объявлял свободу, которая является и свободой выбора между добром и злом. Свобода не может быть ограничена никаким чуждым ей бытием, в том числе и Божьим. Бог выражает лишь светлую сторону этой свободы, и созданный им мир тоже мог бы быть светел и добр. Но Бог не может принудить мир к добру, а свободный выбор человека не всегда в пользу добра. Так возник падший, греховный мир вокруг нас, мир, в котором есть место злу. Человеку трудно понять, почему Бог не создал безгрешного мира, где нет места болезням, детским слезам, страданиям. Ответ прост: в таком мире не было бы свободы, которая лежит в основе мироздания и ограничить которую Бог не хочет. Мир должен пройти искушение свободой, чтобы его выбор в пользу добра был не внешним принуждением, но внутренним свободным выбором. Заслуживает внимания также позиция Н.А. Бердяева, удачно выразившего слитность и неразрывность добра, и зла в свободе: "Свобода зла есть добро и без свободы зла не было бы свободы добра. Насильственное недопущение зла и насильственное уничтожение зла было бы большим злом: Бог терпит зло, допускает зло во имя блага свободы"4.

Итак, мир вышел из свободы, он должен пройти «испытание свободой», и судьба мира, в конечном счете, совпадает с судьбой свободы в мире. Мир, в котором мы живем,- падший именно потому, что в нем господствует не свобода, а необходимость. В окружающей нас реальности все закономерно, предсказуемо, несвободно. Мир противостоит свободному человеку, порабощает его. Разум, рациональное познание не могут помочь человеку освободиться от навязанной извне необходимости. Тема несовместимости свободы и рациональности звучала у Н. Бердяева очень остро. «Свобода не терпит ни определяемости бытием, ни определяемости разумом»5,- замечал он. Бердяев восстал против свободы, заключенной в границы рационально познанной необходимости.

«Свобода не есть познанная необходимость, как хочет Гегель и за ним марксизм, свобода уже скорее есть нежелание знать необходимость»6. Философ убедительно доказывал вторичность разума, отражающегося в нем «естественного» порядка вещей, науки перед человеческой свободой и наиболее ярким ее проявлением - творчеством. «Свободу нужно противопоставить бытию, творчество - объективному порядку... Дух может опрокидывать и изменять «естественный» порядок»7, - был убежден он.

Человек в своей самореализации должен вести непрекращающуюся борьбу с порабощающим его объективированным миром, подчиняющимся закону, «порядку». Личность всегда есть исключение из цепи закономерностей, и утверждает она себя избранием свободы. Существование личности с ее уникальной судьбой, волей, бесконечными стремлениями есть парадокс в объективированном мире природы. Поэтому познание личности не может быть познанием рациональным, «это познание страстное и для него раскрывается не объект, а субъект»8. Рационализм для Бердяева - иллюзия сознания, порожденная социальным приспособлением. Таким образом, Бердяев осуществлял экзистенциалистскую критику рационализма; он противополагал рациональное познание свободе, которая, в свою очередь, интерпретировалась ими как главное свойство, атрибут личности. Разумные истины закрепощают человека, надевают смирительную рубашку на его волю, страсти, индивидуальность.

Действительно, рационализм ориентирован на «нормального» познающего субъекта, «изгнавшего» из себя страсти, эмоции, симпатии и антипатии, бессознательные мотивы. Познание всегда стремится к всеобщности и необходимости. Поэтому рациональное познание не может помочь человеку сохранить свободу. Единственным проявлением человеческой свободы остается творчество. Оно не может быть навязанным извне, подчиненным необходимости и «чуждому миру объектов». Именно в творчестве человек осуществляет прорыв из царства необходимости в царство свободы, проявляет свою духовную сущность, доказывает, что он - образ и подобие Божие. И здесь опять явная перекличка тем с западным вариантом экзистенциализма, на этот раз с Карлом Ясперсом: Ясперс даже дал своего рода «доказательство бытия Божьего», исходя из свободы. Суждение «Я - свободен» предшествует у человека всякому опыту, оно дано непосредственно, очевидно, хотя опыт нас, как правило, учит совсем другому - зависимости, подчинению необходимости. Значит, ощущение свободы дается человеку не миром и не в мире, где господствуют закономерности. Свобода может быть дарована человеку лишь Богом. Таким образом, из ощущения собственной свободы вытекает существование Бога как источника этой свободы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]