Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
81.92 Кб
Скачать

Перераспределение дохода

Рыночная система представляет собой обезличен­ный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Ры­ночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей и благоприобретенного образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены нашего общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образова­ние и квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материаль­ных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые, лица с физически­ми и умственными недостатками, незамужние жен­щины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче, рыночная система влечет за собой значительное не­равенство в распределении денежного дохода, а сле­довательно, и в распределении национального про­дукта между индивидуальными домохозяйствами. Несмотря на некоторый прогресс, бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой эко­номической и политической проблемой.

Перераспределение ресурсов

Экономистам известны два случая резкого нару­шения функционирования рынка, то есть ситуаций, в которых конкурентная рыночная система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство некоторых товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или по­бочными эффектами, другой — с го­сударственными, или социальными, благами.

Издержки перелива. Когда производство или по­требление товара порождает некомпенсируемые из­держки у какой-нибудь третьей стороны, тогда воз­никают издержки перелива. Наиболее оче­видные издержки перелива связаны с загрязнением окружающей среды. Когда химическое предприятие или завод мясных консервов спускают свои промы­шленные стоки в озеро или реку, то купальщики, рыбаки и совершающие лодочные прогулки — не говоря уж о городах, изыскивающих источники нор­мального водоснабжения, — все они несут издержки перелива. Когда нефтеперегонный завод загрязняет атмосферу ядовитым дымом или завод, производя­щий краски, распространяет вокруг себя одуряющие запахи, то население несет издержки перелива, кото­рые ему никак не компенсируются.

Выгоды перелива. Однако перелив может при­нять и форму выгоды. Производство или потре­бление определенных товаров и услуг может также обусловить не требующие компенсации выгоды пе­релива, или выгоды, созданные внешними факто­рами, третьим сторонам или обществу в целом. Например, рентгенограмма грудной клетки или прививки против полиомиелита приносят прямую выгоду непосредственному потребителю. Между тем ранний диагноз туберкулеза и предотвращение инфекционных заболеваний приносят всеобъемлю­щую и существенную для всего общества выгоду перелива. Образование служит еще одним класси­ческим примером выгод перелива. Образова­ние приносит выгоды индивидуальным потребите­лям: "более образованные" люди обычно получают более высокие доходы, чем "менее образованные". Но образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу; например, экономика в целом выигрывает от наличия более универсальной и бо­лее производительной рабочей силы, с одной сто­роны, и меньших затрат на предотвращение пре­ступности, на надзор за соблюдением законов и на благотворительные программы — с другой. Су­щественное значение имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямом соответствии с уровнем образования; например, в числе лиц, участвующих в голосовании на выборах, наблюдается увеличение доли изби­рателей по степени образованности.

Общественные блага и услуги. Рассмотрим свойства товаров индивидуального по­требления, которые производятся на основе ры­ночной системы. Эти товары делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были доступны индивидуальным поку­пателям. Кроме того, товары индивидуального потребления подвержены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто жела­ет и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желает платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным про­дуктом.

Существуют определенные виды товаров и услуг — называемых государственными, или обществен­ными, благами, — которые рыночная система вооб­ще не намерена производить, поскольку их особен­ности резко противоположны особенностям това­ров индивидуального потребления. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных еди­ниц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстране­ния индивидов от пользования выгодами обще­ственных благ, как только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального по­требления основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются обществу в резуль­тате производства таких благ.

Иллюстрации. Классическим примером обще­ственного блага служит маяк, предостерегающий корабли от коварного морского побережья или га­вани. Строительство маяка может оказаться эконо­мически обоснованным, если выгоды (меньше ко­раблекрушений) превысят производственные затра­ты. Однако выгода, приходящаяся на долю каждого пользователя маяком, не может окупить приобрете­ние такого крупного и неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуата­цию его сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практически нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться вы­годами от маяка. Поэтому зачем какому-нибудь судовладельцу добровольно оплачивать такие выго­ды? Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить, капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономисты называют это явление проблемой "фрирайдера": люди могут пользоваться выго­дами некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство. Поскольку в данном случае принцип исключения неприменим, то не существует никаких стимулов для частного предприятия пред­лагать рынку маяки. Учитывая, что услуги маяков невозможно ни выразить в ценах, ни продавать, совершенно очевидно, что частным фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на их стро­ительство. Короче, здесь мы имеем дело с услугой, которая приносит существенную выгоду, но на производство которой рынок не станет выделять ресурсы. Другими видами общественных благ яв­ляются национальная оборона, регулирование па­водков, борьба с насекомыми. Следовательно, что­бы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.

Крупные выгоды перелива. Хотя непримени­мость к ним принципа исключения довольно резко отличает общественные блага от товаров индивиду­ального пользования, правительство обеспечивает людям множество других товаров и услуг, к кото­рым принцип исключения может быть применим. В частности, такие блага и услуги, как улицы и ав­томагистрали, полицейская и пожарная охрана, биб­лиотеки и музеи, профилактическое медицинское об­служивание, вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устана­вливать цены и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыноч­ной системы. Однако, как отмечалось выше, все это услуги, которые влекут за собой значительные выго­ды перелива, из чего следует, что рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производ­ство или финансирование, чтобы не допустить воз­можного возникновения дефицитного выделения ре­сурсов в эту сферу. Подобные товары и услуги иногда называют квазиобщественными (квазигосу­дарственными) благами. Можно понять непрекра­щающиеся споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строитель­ства. Должны ли эти блага индивидуального пользования обеспечиваться через рыночную систе­му, или это квазиобщественные блага, которые го­сударство должно предоставлять?

Распределение ресурсов на общественные блага. В условиях, когда рыночная система цен не выделяет ресурсы на общественные блага, а на квазиобщественные выделяет их недостаточно, ка­ким же должен быть механизм, обеспечивающий их производство?

В отличие от товаров индивидуального потреб­ления, покупаемых у частных предприятий на основе самостоятельных решений самих индивидов, обще­ственные блага приобретаются через посредство пра­вительства на основе групповых или коллективных решений. Точнее, виды и объемы производства раз­личных общественных благ определяются в демокра­тическом государстве политическими методами, то есть путем голосования. Объемы потребления обще­ственных благ представляют собой вопрос государ­ственной политики. Эти групповые решения, прини­маемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять фундаментальных вопросов.

Предположив, что указанные групповые реше­ния приняты, мы должны выяснить, как именно перераспределяются ресурсы из производства това­ров индивидуального пользования в производство общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производ­стве товаров индивидуального потребления, для на­правления их в производство общественных благ Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в том, чтобы сокра­тить частный спрос на них. Это достигается путем обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способно­сти, из потоков "доходы — расходы". Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои инве­стиционные и потребительские расходы. Короче го­воря, налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Пе­редавая покупательную способность частных эконо­мических агентов правительству, налоги высвобож­дают ресурсы из частной сферы их применения. Затем правительство, расходуя налоговые поступле­ния, может само направить эти ресурсы в производ­ство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высво­бождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (сверлильных станков, автофургонов, складских сооружений и т. д.) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т. д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных само­летов, на строительство новых школ и автомагист­ралей. Правительство сознательно перераспределя­ет ресурсы с целью осуществить значительные изме­нения в структуре национального продукта страны