Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эволюция психотерапии 4.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
958.46 Кб
Скачать

I. Проблема сознание/тело в развитии сознания и психотерапии

 

История психотерапии может быть представлена как история лечения искусственного разделения между сознанием и телом, которое началось задолго до античности. Это разделение было опи­сано как необходимая стадия в развитии представлений о сознании и психологии (Jung, 1963). Человек пришел в этот мир, чтобы узнать себя и понять, что он знает себя. Саморефлексивное по­нимание — знание, что ты знаешь о себе — это сущность психоло­гии. Для этого требуется быть разделенным, расщепленным внут­ри себя — чтобы размышлять о себе, так же, как требуется зеркало, чтобы отражать наш физический образ.

Юнг (Jung, 1960), Нойманн (Neumann, 1954) и Янес (Jaynes, 1976) описали полную историю человеческих ритуалов, искусств, мифов, философии и науки как стадий в эволюции понятий со­знания и психологии. Согласно их взглядам, первое осознание человеком своей ментальной или психологической природы выра­зилось в создании "богов", определяющих будущее и размышля­ющих на небесах, "духов", "оживляющих" природу, и "сил", 'управляющих" телом изнутри. Понимание того, как силы, ру­ководящие человеком, приходят изнутри, было решающим шагом в развитии наших представлений о сознании. Тем не менее, все еще остается вызывающее тревогу искусственное разделение междy сознанием и телом.

Это разделение достигло наиболее ясного выражения в философских взглядах Рене Декарта (1596—1650). Изобретение физического эксперимента и возникновение науки привело к дальнейшему развитию картезианского дуализма в отношении разума (сознания) и тела как различных объектов и сфер знания. Я полагаю, что более чем двухсотлетняя история современной психотерапии, которая началась с гипноза и работ Антона Месмера (1734—1815), может рассматриваться как попытка преодолеть искусственное разделение между сознанием и телом.

Именно картезианский дуализм привел к наибольшему отчуждению и искусственному разобщению сознания и тела. В крайних случаях результатом этого разобщения являются различные формы психопатологии. Психопатология диссоциации проявляется у отдельной личности как невроз и "психосоматические" проблемы. в обществе в целом психопатология разобщения проявляется во всех формах политических идеологий и систем, которые ведут к разделению и отчуждению различных групп людей. Это идеологи­ческое разделение между "ними" и "нами" в конце концов приво­дит к борьбе за власть и — как естественное следствие — к несоб­людению прав человека и в дальнейшем — к войне.

Поскольку "диссоциация" в той или иной форме — это психо­логический источник человеческих проблем, мы можем рассмат­ривать всю историю психотерапии как серию попыток преодолеть искусственное разделение человеческой природы. В табл. 1 пред­ставлены общие черты пяти стадий в эволюции психотерапии от ранних спиритуальных/шаманских подходов до современной глу­бинной психотерапии Фрейда и Юнга, а также более современная работа Милтона Г. Эриксона, дающая психонейрофизиологические основания для лечения.

Как видно из табл. 1, основной всегда является проблема дис­социации или "расщепления", которое необходимо преодолеть. В наиболее ранних культурах это "расщепление" описывалось тем или иным способом как разделение между миром духов и более мате­риальной природой человека. Человеческий дух изображался в архетипических мифах как пойманный в сети фюзиса, символизи­рующего материальный мир (Jung, 1959). В шаманских традици­ях методом лечения являлось вызывание духов с помощью ритуала или церемонии. Исходно предполагалось, что духовная энергия находится вне больного, поэтому ритуал был таким способом рас­становки духовных сил, чтобы они могли действовать внутри па­циента. Нередко ритуал или церемония происходили внутри ма­гического круга, который служил темиосом или вместилищем изменений, необходимых в процессе лечения. Иногда болезнь рассматривалась как негативная фигура или сила, которая перено­силась из больного в шамана или гуру и разрушалась в их собствен­ном теле.

Работы Антона Месмера были переходным звеном между древ­ними традициями душевного исцеления, развитием гипнотерапии и современной глубинной психотерапии (Rossi, 1986; Rossi & Ryan, 1986). С развитием ритуалов, которые применял Месмср и пред­шествующие "отцы" гипноза, акцент в лечении сместился с ра­зобщения дух/тело на разобщение сознание/тело. Вместо призывания духов было использовано прямое внушение, облегчающее идеодинамический процесс, с помощью которого "идея" сообщалась посредством слов, а вербальные ассоциации могли стимулировать непосредственное переживание ощущений, движения и психофи­зиологических ответов, что помогало решению психосоматических проблем. Такая терапия часто принимает форму эмоционального кризиса, который остается в безопасных пределах темноса клини­ки или врачебного кабинета.

 

Таблица 1. Пять стадий в развитии психотерапии

 

 

Спиритеский/

шаманский

Ранний гипноз

Зигмунд Фрейд

Карл Юнг

Милтон Эриксон

Способ лечения

Обращение к духам

Психофизиология

Анализ

Синтез

Утилизация

Проблема

Человек/Бог (диссоциация)

Разум/тело (диссоциация)

Сознательное/бессознательное (диссоциация) вычленение

Я/истинное Я

(диссоциация)

комплексы

Сознательное бессознательное (диссоциация)

Ограниченность обучения

Метод (обнаружение)

Призывание духов

Прямое внушение

Свободная ассоциация

Активное воображение

Предписание симптома

Ресурс

Дух

Идеодинамический процесс

Личное бессознательное

Коллективное бессознательное

Различные варианты экспериментального обучения

Терапия (переосмысливание, рефрейминг)

Ритуал

Эмоциональный кризис

Катарсис, перенос

Амплификация, расширение сознания

Реассоциация и восстановление обучения

 

С развитием глубинной психологии Фрейда и Юнга в концеп­циях и лечении разделенной человеческой природы произошел серьезный сдвиг в сторону слов и вербальных ассоциаций. Фрейд использовал термины подавление и вытеснение для описания дина­мики разобщения между сознательными и бессознательными час­тями психики. Для своих наиболее сложных пациентов он нашел новый способ лечения, который назвал психоанализом. Он разви­вал технику анализа, чтобы получить доступ к источнику проблем в бессознательном индивида. Теперь, с помощью этой психоана­литической техники, пациент проецировал свои ранние жизнен­ные конфликты на аналитика — процесс, названный Фрейдом переносом. Невроз переноса стал психологическим темносом, или вместилищем трансформаций, которое помогает смягчить конф­ликт и ограничить его рамками медицинского кабинета.

Юнг значительно расширил концептуальный мир глубинной психологии. Он начал с разработки тестов на ассоциацию слов и обнаружил существование определенных сочетаний или ковариаций в индивидуальных вербальных ассоциациях. Он назвал эти сочетания комплексами и увидел в них. основу автономии бессоз­нательных процессов. Именно эта автономия приводила к диссо­циации и проблемам в отношениях между людьми, а также к внут­ренним проблемам личности.

Постепенно Юнг разработал метод активного воображения, с помощью которого он вдохновлял своих пациентов вести внутрен­ний диалог между этими автономными комплексами. Внутренний диалог был терапевтической попыткой соединить разобщенные стороны сознания. Когда Юнг видел, что его пациенты подверга­ются опасности быть захлестнутыми эмоциями, связанными с их комплексами, он давал выход этим эмоциям через фантазирова­ние с помощью рисования или лепки из глины и песка. Все мы знакомы с более современными производными этого аспекта но­ваторской работы Юнга — сегодня они называются гештальт-терапия, трансактный анализ, психосинтез, арт-терапия, транспер­сональная терапия и так далее.

Юнг назвал внутреннюю работу процессом амплификации и счи­тал, что она основана на нашей общей психобиологической способности к самовыражению. Он назвал этот основной психобио­логический ресурс коллективным бессознательным; в принципе, это был тот же самый внутренний ресурс, который древние врачеватели называли миром духов. Лечение происходило через выявление и "переживание" элементов и фигур коллективного бессознатель­ного, замаскированных до того во фрагментах нашего личного жизненного опыта. Диалог с этими внутренними фигурами и ком­плексами стимулировал процесс осознания руководящих челове­ком "сил". Однажды достигнув понимания этих "сил", человек мог делать сознательный выбор при решении жизненных проблем.

Можно сказать, что новаторский подход к психотерапевтичес­ким проблемам Милтона Г. Эриксона явился наиболее значитель­ным вкладом в эту область со времен Фрейда и Юнга. Так же, как и труды обоих классиков, работа Эриксона совершенно оригиналь­на и приводит к новым взглядам и новым подходам в понимании человеческих проблем и возможностей их разрешения (Erickson, 1980; Haley, 1985).

Как следует из табл. 1, мы можем обобщить значение и особен­ности уникальных вкладов Фрейда, Юнга и Эриксона следующим образом: Фрейд был гением анализа. Юнг был гением синтеза, а Эриксон был гением утилизации (Erickson, 1985). С современной точки зрения, все подходы, приведенные в таблице 1, дополня­ют друг друга. Вместе они представляют хорошо очерченный взгляд на область психотерапии и ее современное состояние на данном этапе развития. Я бы хотел поделиться с вами своим пониманием эриксоновской утилизации, или натуралистического подхода, что может быть важно при создании нового языка человеческих возмож­ностей. Для того чтобы дальнейшее обсуждение было более понят­ным, необходимо сделать краткий обзор современных исследова­ний в физиобиологии отношений сознание/тело.

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]