Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31, 32, 33, 36, 38..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
73.73 Кб
Скачать

38. Язык и познание.

Язык в широком смысле представляет собой коммуникативно -познавательную, знаковую систему. Язык является средством познания окружающего мира, являясь гармоничной и целостной системой. Он -инструмент человеческого общения. Средства, которые человек использует для обмены информацией, являются знаковыми или семиотическими. Семиотика (от греческого sema — знак) — учение о графических знаках и о рядах знаковых форм; всякий знак — сигнификат, т.е. он означает нечто, но не обязательно должен  употребляться как денотат, т.е. ему не обязательно должно соответствовать какое-нибудь значение.  Распространение знаний от поколения к поколению невозможно без языка, без письменных текстов. Все языки произошли от одних и тех же знаков, символов. Эти знаки были результатом наблюдения древних людей за природой, за звездным небом, которое во всех точках земного шара выглядит примерно одинаково. Кроме коммуникативных функций язык выполняет и когнитивные функции, являясь посредником во взаимоотношениях между субъектами познавательной деятельности, а также между объектом и субъектом познания. Особое место, как мне представляется, в познавательной функции языка  имеют имена собственные, в которых заложены скрытые познавательные смыслы, поскольку имена являются посредниками между имманентным и трансцендентным, между феноменом и ноуменом.        Еще Платон в диалоге «Кратил» сделал гносеалогические выводы устами Сократа, доказал нам, что «необходимо «установление родства между словами и изучение одного через другое»; (439.а.), существует схожесть установленных имен с вещами, «которым они присвоены» (439.а), « из истины изучать саму вещь, а не по изображению» (439.b), «не из имен изучать вещи, а из них самих» (439.b), «нельзя говорить о знании, если все вещи меняются» (440.b), «надо все мужественно и хорошо исследовать и ничего не принимать на веру» (440.d) (3)

С. Н. Булгаков считает, что всякое познание есть именование, а предикат, идея, срастаясь с субъектом, с подлежащим, дает имя. Всякое имя является собственным в том смысле, что в нем избирается один предикат из бесконечного ряда других, которые могут быть к нему прилагаемы; этот отбор и есть именование в узком смысле. Что в имени, во всяком имени - скрывается указательный жест или местоимение. И чем сильнее выявляется указательный, именовательный элемент, тем больше подчеркивается в наименовании «собственный» характер имени; чем энергичнее утверждается связка, тем больше, конечно, имя является кличкой.

Для характеристики языка как целостной смысловой системы используют две взаимосвязанные черты. Первая черта представляет собой имманентность языка по отношению к человеческому бытию. Вторая черта заключается в реализации языком определенного отношения между знаком и его значением благодаря наличию у человека способности к пониманию языка символов.

Людвиг Витгенштейн разработал два различных направления в философии языка и эпистемологии. Язык и мир предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения. Весь язык--это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддается формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. 

Если отойти от логической составляющей языка, то язык понимается как речевая коммуникация, связанная с конкретными целями людей в конкретных обстоятельствах, то есть язык-это часть мира, а не зеркальное отражение его. Витгенштейн подчеркивает многообразие реальных употреблений языка: разнообразие значений и смыслов, «символов», «слов», «предложений» и отсутствие единой логической основы разнообразного мыслительно-речевого поведения людей. Язык-живое явление. Теперь Витгенштейн обьясняет язык с помощью языковой игры. Выражение «языковая игра» подчеркивает, что говорение есть часть деятельности или какой-то формы жизни. 

Все знаки обладают материально, чувственно воспринимаемой формой, которую мы будем называть означающим (например: красный, зеленый, желтый цвета светофора — доступен зрительному восприятию; короткие или длинные гудки в телефоне воспринимаются слухом, записанное или звучащее слово). 2. С материально, чувственно воспринимаемым означающим — в сознание общающихся связывается та или иная идея, то или иное означаемое, то или иное содержание знака. 3. Очень важным свойством знака является его противопоставленность другим знакам в рамках данной системы (поднятое или опущенное крыло семафора). 4. Устанавливается для каждого данного знака связь между его означающим и означаемым является условной, основной на сознательной договоренности. Она может быть чисто условной (например цвет светофора, стол- table), либо может быть в той или иной степени мотивированной, внутренних обоснований (например: изображения зигзага дороги, бегущих детей и пр.). 5. Содержание знака, т. е. его связь с обозначаемой знаком действительностью — есть моделирование (конституирование) в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, но моделирование обобщенное и схематичное. Например, знак извилистой дороги указывает на реальные извилины данной дороги, но вообще относится к любому классу извилистых дорог, обозначая сам факт извилиности дороги как общую идею, в отвлеченности от частного и конкретного.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]