
- •История семиотики
- •1. Спор о мотивированности и конвенциональности знака в эпоху Античности (Гераклит, Демокрит, стоики, Августин, Платон)
- •2. Семиотические идеи Средних веков и Возрождения (реалисты и номиналисты, Джон Локк, Иоганн Ламберт)
- •3. Зарождение семиотики как науки в кон. XIX–нач. XX вв. (ч. Пирс, ф. Де Соссюр, г. Фреге, э. Гуссерль, ч. Моррис).
- •Современные школы и направления семиотики
- •Семиотика в России
Лекция 12
История семиотики
Спор о мотивированности и конвенциональности знака в эпоху Античности.
Семиотические идеи Средних веков и Возрождения.
Зарождение семиотики как науки в кон. XIX–нач. XX вв.: Ч.Пирс, Ч.Моррис, Ф.де Соссюр, Г. Фреге.
Современные школы и направления в семиотике.
1. Спор о мотивированности и конвенциональности знака в эпоху Античности (Гераклит, Демокрит, стоики, Августин, Платон)
Основные проблемы природы знака и процесса означивания были подняты еще в глубокой древности, в Древней Греции. В знаменитом споре о природе вещей между Гераклитом и Демокритом рассматривались вопросы мотивированности и конвециональности языкового знака.
Автор теории physei Гераклит полагал, что название вещи отражает её физическую природу, то есть языковой знак – мотивирован. Это суждение позже поддержали представители других философских школ античной философии – гностики, пифагорейцы и стоики. Блаженный Августин (354–430), представляя идеи стоиков, говорил, что природность наименования доказывается: 1) наличием звукоподражаний, 2) сходством между воздействием вещи на человека и ощущением от названия вещи (то есть идеофонией): mel – так же сладостно на вкус как и мёд, acre – острое по звучанию слово, lana – похоже по воздействию на наши органы чувств как и шерсть.
Сторонники противоположной концепции, известной как теория thysei, видели в наименовании условность, возникшую в результате договоренности людей между собой о наименовании той или иной вещи. Так Демокрит и его последовали (среди них Аристотель и отчасти Платон) поставили вопрос о конвенциональности знака.
Компромисс между двумя концепциями означивания попытался найти Платон, автор самого знаменитого семиотического труда Античности – диалога «Кратил, или О правильности имён».
В диалоге участвуют трое: Кратил, защитник правильности «подлинных» имен (тех, которые присущи вещам от природы), Гермоген, уверенный в том, что «никакое имя никому не врождено от природы, но принадлежит на основании обычая тех, которые этот обычай установили и так называют», и мудрейший арбитр Сократ, ищущий «третий берег». Это, очевидно, и точка зрения самого Платона. Устами Сократа Платон говорит, что имена были установлены, но «законодатель имен» (ономатотет) устанавливал имена таким образом, чтобы звуки, из которых создавалось имя, отвечали «природе» называемого предмета или действия. Показывая соотнесенность звучания и значения, Платон по сути закладывает основы звукосимволизма.
Новаторство Платона в характеристике сути знака (обозначения) состоит в формулировке следущих идей:
– мотивированность слова может быть различной природы (разного характера): «...одни имена составлены из более первичных, а другие являются первыми» (звукоподражания–междометия–идеофоны–звукосимволы);
– мотивированность может быть присуща имени в разной (большей или меньшей) степени: «Итак, мой славный, смело признавай, что и имя одно назначено хорошо, а другое — нет, и не заставляй его иметь все буквы, чтобы быть совершенно такими же, как то, чьим именем оно является, но позволь вносить в нею и неподходящую букву»;
– принятие имени людьми зависит не от природности имени (то есть соответствия ее природе), а от «договоренности», т.е. конвенции, условленности между людьми: «Мне и самому нравится, чтобы имена в пределах возможности были сходны с вещами. Однако, в самом деле, как бы это стремление к сходству не оказалось, как говорит Гермоген, слишком стеснительным и не пришлось бы привлекать к вопросу о правильности имен грубое соображение о договоре».