
МОУ
Снежская
средняя общеобразовательная школа
« Идейно - композиционное значение главы Фаталист в романе М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени »
Реферат выполнил
ученик 9 класса
Проценко Влад.
Руководитель
Орешко О.В.
п.Путёвка
Брянская область
2012 год
Содержание
1. Вступление
2. История создания романа «Герой нашего времени»
3. Композиционная сложность романа
4. Последовательное представление перед читателем Печорина и его жизни
5. Основная часть
а) Критика романа
б) Композиция романа
в) Идея романа
6. Идейно - композиционное значение главы Фаталист в романе.
7. Вывод
8. Список используемой литературы
1.Вступление
Герой нашего времени (Годы написания: 1837-1840) — известнейший роман Михаила Юрьевича Лермонтов, работу над которым он начал под впечатлением первой ссылки на Кавказ в 1837 г. (Лермонтову - 23 года). Жанр романа: социально-психологический реализм. Главный герой романа - прапорщик Григорий Печорин.
В 1836 г. Лермонтов задумал написать роман из петербургской великосветской жизни.
По примеру Пушкина, который показал своего современника — Евгения Онегина — на фоне петербургской жизни 1820-х гг., Лермонтов хотел изобразить своего современника — гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни.
2.История создания романа
В1837 году за стихотворение «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и выслан на Кавказ. Работа над романом прервалась. После ссылки он уже не захотел возвращаться к прежнему замыслу. На Кавказе был задуман новый роман.
Лермонтов побывал в Пятигорске и в Кисловодске, в казачьих станицах на Тереке, проехал вдоль линии боевых действий, а в городке Тамани, на побережье Черного моря, чуть не погиб. Его хотели утопить контрабандисты, которые заподозрили, что молодой офицер прислан для того, чтобы их выследить. С побережья Черного моря Лермонтов отправился в Грузию. На обратном пути, в Ставрополе, он встретился и подружился с сосланными декабристами. Все это обогатило его множеством необыкновенных, ярких впечатлений. Встречи с новыми людьми вдохновили его на создание живых образов своих современников.
От непритязательных записок странствующего офицера к цепи повестей, объединенных двумя персонажами — Печориным и Максимом Максимычем, а затем к психологическому роману, в котором расположение повестей служит раскрытию внутреннего мира и поведения Печорина, представленного как типичное явление эпохи, — таков замысел Лермонтова.
3. Композиционная сложность романа
Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием Герой нашего времени», составили роман в двух частях.
Главы этого романа — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фата- лист» — расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если же расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:-
1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани («Тамань»).
2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери »).
3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча («Бэла»).
4. Из крепости Печорин отлучается на две не дели в казачью станицу, где держит пари с Byличем («Фаталист»).
5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем («Максим дока- Максимыч»).
6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»)
Такая композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость его образа выявлялась не только в исследовании его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашел композиционное решение романа, которое постепенно приближает читателя к герою.
Композиция, стиль романа и его идейное содержание подчинены одной цели: как можно глубже и всестороннее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «история души человеческой, — как заявляет автор в «Предисловии» к «Журналу Печорина», — хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».