Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая психология...doc
Скачиваний:
353
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Отношение к природе в юношеском возрасте.

В юношеском возрасте окончательно закрепляется объектный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектификации природных объектов до­стигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «зна­чимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста (рис. 18, к). Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие пери­оды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен объектный характер модальности отношения к природе. В то же время в юношеском возрасте происходит изме­нение второго параметра модальности. Уровень интенсив­ности отношения непрагматической модальности по сравне­нию со старшими подростками довольно существенно рас­тет, но остается ниже среднего для подростков и юношей в целом (рис. 18, д). Это происходит на фоне продолжающе­гося снижения доминантности отношения (рис. 18, б).

В юношеском возрасте растет доля «фанатов» и падает доля «нигилистов» (рис. 18, а). По данному показателю прак­тически происходит возврат к уровню среднего подростко­вого возраста.

Таким образом, для юношеского возраста свойствен непрагматический характер модальности отношения к при­роде.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в юношеском возрасте является объектно-непрагматической.

В юношеском возрасте ведущим в структуре интенсив­ности отношения к природе непрагматической модальности становится перцептивно-аффективный компонент, который значительно превышает все остальные и достигает своего максимального уровня в процессе онтогенеза. На втором месте — практический, далее — поступочный, а когнитив­ный, который был ведущим в первые периоды онтогенеза, переходит на последнее (рис. 18, и). Иными словами, в юно­шеском возрасте окончательно складывается структура ком­понентов интенсивности, свойственная взрослым1.

Интересно, что в этот период — при близком к средне­му уровню интенсивности отношения непрагматической модальности — ее средневозрастная структура, в целом, соответствует структуре, характерной для «доброжелателей», т. е. людей именно со средним уровнем интенсивности.

В юношеском возрасте также достигают максимума в процессе онтогенеза экологические установки эстетическо­го типа (природа — «объект красоты») и склонность к выбо­ру эстетического типа деятельности с природными объекта­ми (рис. 18, в).

Таким образом, в этот период преобладает перцептив­но-аффективный компонент отношения. Следовательно, для юношеского возраста, в целом, характерен перцептив­ный субъектно-непрагматический тип субъективного от­ношения к природе.

§ 3. Общие закономерности развития субъектив­ного отношения к природе в онтогенезе.

Поскольку непрагматизм (как в отношении, так и в стра­тегиях и технологиях взаимодействия) является одной из основ эксцентрического типа экологического сознания, то важнейшее значение для педагогического процесса эколо­гического образования имеет онтогенетическая периодиза­ция типов субъективного отношения непрагматической мо­дальности (рис. 19).

В целом, в онтогенезе субъективного отношения к при­роде можно выделить два больших этапа (или «эры»). Пер­вый, при всем наличии важнейших особенностей, свой­ственных каждому отдельному периоду, характеризуется преобладанием субъектного восприятия природных объек­тов, существованием по отношению к ним «субъектной ус­тановки». Он охватывает дошкольный, младший школьный, младший и средний подростковый возраст. Итак, первый этап — это эра субъектной модальности отношения к при­роде («субъектная эра»).

Второй этап характеризуется преобладанием объектно­го восприятия природных объектов и существованием «объектной установки» по отношению к ним. Он охваты­вает собой старший подростковый, юношеский возраст и более поздние периоды. (В первый период этого эта­па—в старшем подростковом возрасте эпизодически про­являются элементы субъектного восприятия, свойствен­ного предыдущей эре; в этом смысле он является пере­ходным периодом между эрами.) Итак, второй этап — это эра объектной модальности отношения к природе («объектная эра»).

В эре субъектной модальности выделяются два этапа («эпохи»), в соответствии с преобладанием тех или иных аспектов субъектного восприятия и ведущим механизмом образования «субъектной установки».

Первый этап связан с доминированием гносеологичес­кого и установочного (построенного на оппозиции «челове­ческое — нечеловеческое») аспектов субъектного восприятия и антропоморфизма как способа осмысления мира и меха­низма возникновения субъектной модальности отношения к природе. Он охватывает два периода: дошкольный воз­раст и, в определенной мере, младший школьный. Это эпо­ха антропоморфизма.

Второй этап связан с доминированием функционально­го аспекта и установочного (построенного на оппозиции «рав­ное — неравное» в своей самоценности) Аспектов субъектно­го восприятия и субъектификации как механизма возникно­вения субъектной модальности отношения к природе. Он охватывает также два периода: младший школьный возраст и младший и средний подростковый возраст. (В младшем школьном возрасте еще существенно влияние элементов антропоморфизма, он является переходным.) Это эпоха субъектификации.

Необходимо отметить, что антропоморфизм, будучи следствием особенностей мышления дошкольника, распрос­траняется на все природные объекты. Субъектификация, которая зависит и от специфики психологических релизеров, поступаемых от природного объекта, и от характера взаимодействия, и от собственной активности личности, ее склонности моделировать ему субъектность, является уже избирательной. Поэтому, начиная с младшего школьного возраста, когда говорят о субъектном или объектном харак­тере модальности отношения к Природе, анализируют, как воспринимается большинство природных объектов.

В целом для онтогенетического развития такого пара­метра модальности, как «объектность — субъектность» ха­рактерна следующая закономерность: к концу каждой эпо­хи или эры снижается степень выраженности свойственных ей характеристик и постепенно нарастает значение характе­ристик, которые будут уже свойственны следующей эпохе или эре. Переходными периодами являются младший школьный и старший подростковый возраста.

Качественные изменения, происходящие при переходе от эпохи антропоморфизма к эпохе субъектификации внут­ри «субъектной эры» и при переходе от «субъектной» к «объ­ектной эре», сопровождаются изменениями второго пара­метра модальности: «прагматизм — непрагматизм».

В младшем школьном возрасте, на стыке эпох антро­поморфизма и субъектификации, происходит переход от доминирования прагматической модальности к доминиро­ванию непрагматической. Таким образом, детский антро­поморфизм «тяготеет» к прагматизму, а субъектификация — к непрагматизму. В старшем подростковом возрас­те, на стыке «субъектной» и «объектной эры», происходит обратный переход от непрагматической к прагматической модальности.

Анализ онтогенеза доминирования того или иного ком­понента интенсивности отношения к природе непрагматической модальности позволяет выделить следующие тен­денции.

В дошкольном возрасте ведущим является когнитивный компонент.

В младшем школьном — на фоне максимальной интен­сивности (для всего онтогенеза), достигаемой к концу пе­риода, происходит постепенное переструктурирование ком­понентов. С этого периода значение когнитивного компо­нента начинает снижаться и к юношескому возрасту он опус­кается до последнего ранга.

В младшем и среднем подростковом возрасте продол­жается начавшийся в младшем школьном возрасте рост зна­чения поступочного и практического компонентов, которые, в общем-то, достаточно тесно взаимосвязаны1. Поступочный компонент становится в этот период ведущим, а прак­тический поднимается до второго места.

В старшем подростковом возрасте — на фоне минималь­ной интенсивности (для всего онтогенеза) — вновь происхо­дит переструктурирование компонентов. Значение поступоч­ного и практического снижается, а на первое место посте­пенно выходит перцептивно-аффективный, который в предыдущие периоды находился на последнем месте, — начинает складываться структура, свойственная взрослым. В юношеском возрасте, который по структуре компо­нентов интенсивности отношения к природе, в целом, со­ответствует взрослым, перцептивно-аффективный компо­нент становится полностью ведущим.

Таким образом, выделяются два «кризисных периода»: младший школьный возраст и старший подростковый воз­раст. В них происходят переходы между эпохами и эрами ' в развитии объектного — субъектного характера модальнос­ти. Они сопровождаются также переходами между прагма­тической и непрагматической модальностью. Именно в эти периоды «нестабильности» происходит и переструктури­рование компонентов интенсивности.

Следовательно, онтогенетическая цепочка ведущих ком­понентов интенсивности отношения к природе непрагма­тической модальности выстраивается следующим образом: когнитивный компонент (дошкольный возраст)->переструктурирование (младший школьный)->поступочный и на вто­рой позиции — практический (младший и средний подростковый)-»переструктурирование (старший подростковый)-»перцептивно-аффективный (юношеский возраст и взрослые).



В целом, система возрастных изменений в доминиро­вании тех или иных типов отношения к природе может быть представлена следующим образом (рис. 20).