Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен_по_Васильеву.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
860.67 Кб
Скачать

Вопрос 36. Книжное стихотворство XVII в.

Новая рус. литра пользуется двумя формами художественной речи – прозой и стихом. Те же формы характерны и для фольклора, где издавна развивались и прозаические и стихотворные жанры . В устной народной речи txt неразрывно связан с напевом. Исполнитель не декламирует, а поет. Но в русском фольклоре существовал и «говорной» стих, например, раешный с обязательной рифмой в конце строк. Раешником пользовались уличные зазывалы, торговцы. Он широко применялся в скоморошьем репертуаре. В древнерусской письменности стих то есть txt, членимый на соизмеримые отрезки, встречаются только как исключения. Немногочисленные стихотворные памятники известные Древней Руси, сложились или по византийским образцам, или под воздействием устного народного творчества. Влияние византийской метрики очевидно в ранних славянских стихотворениях, использующих принцип силлабической симметрии (соизмеримости стихотворных строк по слоговой длине). Древнерус. литра исключительно широко использовалась приемом ритмитизации. Ритмическое движение особенно сильно в гимнографии, в которой txt и мелодия образует некое двуединство. Гимнография – это лирика ограниченная рамками богослужения.

Стихотворство, как осознанная противостоящая и прозе вообще, и ритмической прозе, и гимнографии форма художественной речи возникло в первом десятилетии 17 века в Смутное время. В рукописную книгу тогда проникают и фольклорные размеры (раешный стих, тоника), и заимствованная украино-польская силлабика. С этого момента начинается история русской поэзии западного типа.

Раешником написана стихотворная часть «Послания дворянина к дворянину» (1608 – 1609) Автор послания помещик Иван Фуников, оказался в захваченной Иваном Болотниковым Туле, когда ее осадили войска Василия Шуйского. Бунтовщики держали Ивана Фуникова в тюрьме, подозревая, что он прячет зерно. В послании он писал свои злоключения. Раешный стих, которым пишет Фукинов, рассчитан именно на комический эффект. Комизм – смысловой ореол раешника. Это скоморошье балагурство, подчеркнутое рифмой. Рифма «оглупляет явления делает схожим не схожее… снимает серьезность рассказываемого, делает смешным даже голод», а шутка это своего рода психологическая защита от травмирующих психику явлений действительности. В «Послании…» есть и прозаические куски, здесь смысловая инерция раешника уже не действовала.

Поэт Евстратий, приверженец Василия Шуйского, в стихотворной молитве 1621 года ориентируется на поэтическую культуру Западной Европы. Эта молитва написана силлабическим стихом с перекрестной рифмой. Графически стихотворения Евстратия исполнено как «серпантинный» рисунок. Сделано это так: из соседних стихов исключены общие элементы (флексии). Эти элементы вписаны между строк. В результате строки становятся зигзагообразными, «серпантинными». В европейской поэзии 16-17 веков были широко распространены всякого рода «курьезные» стихи, например, палиндромоны (перевертыши), читавшиеся одинаково слева направо и справа налево. Сложился так же особый жанр изобразительной эпиграммы, к-рый предусматривал оформление txtа в виде рисунка: креста, лучей солнца, бокала, языков пламени и т.д. Стихотворение Евстратия – это типичный образец «алхимии слова».

За «шатость в вере» Хворостинина сослали в Кирилло –Белозерский монастырь. Чтобы доказать свою верность православию Хворостинину пришлось написать «Изложение на еретики-злохульники» - огромный стихотворный трактат в 1300 строк, в котором обличаются католичество и различные ереси. «Изложение»Хворостинина не оригинально. Это переложение одного украинского полемического пр-я, так же стихотворного.

В конце 16 века в украинских и белорус. книгах применялись две системы версификации – равносложный стих (изосиллабизм) и неравносложный стих («относительный силлабизм») в обоих случаях с обязательной парной рифмой. Если Евстафий склонялся к изосиллабизму, то Хворостинин отдал предпочтение «относительный силлабизм». Именно по пути, намеченному Хворостовым и пошла рус. поэзия первой половины 17 в. Первые поколения московских стихотворцев пишут неравносложные стихи, называя их «двоестрочным согласием». В нек-рых моментах они совпадали с раешным стихом. И там , и тут каждая строка представляла собой интонационно и синтетически завершенный образ. Наряду с преобладающей женской рифмой обильно использовалась и рифма мужская и дактилическая (Рим – дым, сотворил – одарил).

На первых порах фольклорная традиция и украинско – польское влияние действовали совместно. Потом в книжной поэзии стал действовать иерархический принцип. «Двоестрочное согласия» были отождествлены с высоким серьезным стихотворством, а раешник с присущим ему смеховым колоритом - со стихотворством низовым, простонародным. Это повело за собой изменения в технике «двоестрочного согласия». К концу 20-х – началу 30-х годов в России сложилась поэтическая школа, к-рая активно функционировала в течении двух десятилетий. К ней принадлежало до десятка стихотворцев. В большинстве своем – это приказные чиновники их неродовых семей, только недавно в первом или втором поколение отвоевавшим себе ступеньку на административной лестнице. Поэтому эта литературная группа и обозначается как «приказная школа». Одна из самых заметных и в то же время типичных фигур приказной школы – дьяк Алексей Романчуков, возглавлявший в 1639 – 1638 годах русское посольство в Персию. Русские путешествовали вместе с голштинской миссией. Памятником этого общения стала его собственноручная стихотворная запись в альбоме голштинского врача Гартмана Граммана. Вирши московского стихотворца впервые оказались в рукописи европейца.

Поэты приказной школы поддерживали интенсивные личные и творческие контакты. Среди них было в ходу выражение «духовный союз». Этот термин они прилагали сами к себе как к корпорации. Какими качествами должен обладать поэт причастный к «духовному союзу» . Прежде всего это «остроумие». Остроумие с их точки зрения заключается в умении пользоваться особым «витийным» языком. Излюбленный прием витийного языка – уподобление. В поисках материалов для уподоблений поэты ориентируются в основном на русскую традицию, на сборники «Физиолог»и «Азбуковник», оттуда заимствуют сведения о животных, травах.

Поэт должен владеть ассоциативным мышлением. Ассоциация – стержень поэтического языка «приказной школы». Поиски новых ассоциаций роднят ее с барокко. Однако московские стихотворцы избегают причудливых ассоциаций, довольствуясь традиционными метафорами и символами.

В 20-40-х годах книжное стихотворство еще воспринималось как своеобразная литературная игра. Среди жанрами, которыми пользуются приказные поэты преобладает стихотворные послания, эпистолия. В этих посланиях, как правило, очень мало информации (чаще всего содержательный момент сводится к просьбе о покровительстве). Но по размеру они бывают очень простыми. Приказные стихотворцы не столько заботились о содержании, сколько щеголяли своим умением писать «двоестрочными согласиями». Они обращали преувеличенное внимание на технику стихотворства, и прежде всего на «аркостих» (началестрочие). Из первых букв каждой строки слагается прозаическая фраза, содержащая имя адресата и имя автора. В этом не было никакой нужды, потому что послания вручались реальным лицам. Аркостих обособлял «двоестрочные согласия» от раешника. Обособлением служило и различие в рифмовой технике. В раешных txtах находим звучные рифмы, в том числе корневые и составные. В пр-ях приказных авторов господствуют рифмы грамматические или суффиксально – флексивные. Приказные грамматические рифмы очень скоро перешли от литературной игры к серьезным занятиям поэзией. Савватий написал цикл нравоучительных стихотворений «О свете», «О плоти» в котором развивал тему суетности и бренности человеческой жизни. Приказная школа перестала существовать в 50-х годах, когда патриарх Никон стал проводить церковную реформу, виднейшие стихотворцы стали в ряды приверженцев «древлего благочестия»