Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по истории.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
1.44 Mб
Скачать
  1. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в ходе какой из войн XlX века произошли описываемые события. Объясните, на основании чего вы это определили.

«Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли к Севастополю, чтоб грудью защищал его. Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они временно преградят вход на рейд… Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено наших усилий, чтоб держать корабли, но надобно покорится необходимости…»

Крымская (Восточная) война

В первой половине XIX в. в передовых странах Западной Европы и Америки завершился промышленный переворот, обусловленный внедрением паровой машины в производство, а затем на железнодорожном и морском транспорте. Техническое перевооружение промышленности оказало огромное влияние и на развитие вооружений. В военно-морском флоте это нашло отражение в замене деревянных парусных судов паровыми кораблями с металлическим корпусом и мощным артиллерийским вооружением.

Первый пригодный к эксплуатации пароход «Клермонт» был построен Робертом Фултоном в Америке в 1807 г. На судне водоизмещением 150 т была установлена 18-сильная паровая машина, вращающая два гребных колеса, расположенных по бортам. На испытаниях, проходивших на р. Гудзон, «Клермонт» развил скорость 5 уз. В 1818 г. другой американский пароход, «Саванна», выйдя из Нью-Йорка, пересек Атлантический океан и через 31 день прибыл в английский порт Ливерпуль, доказав тем самым надежность паровой машины как двигателя корабля. Вслед за Америкой паровые суда начали строить в европейских странах.

Россия из-за своей технико-экономической отсталости к строительству паровых судов приступила позже развитых капиталистических стран. Когда в западноевропейских государствах промышленный переворот завершался, в России он только начинался, и то лишь в легкой промышленности. В металлургии преобладающим типом предприятия оставалась крепостная мануфактура, тормозившая производство черных и цветных металлов, крайне необходимых для строительства паровых судов. Например, в 1850 г. в России выплавлялось чугуна почти в 10 раз меньше, чем в Англии (227 тыс. т и 2249 тыс. т соответственно).

Для строительства паровых кораблей и развития парового флота в целом большое значение имела металлообрабатывающая и каменноугольная промышленность. Однако и эти отрасли были развиты слабо. В середине XIX в. [261] в России действовало всего 25 небольших машиностроительных предприятий с общим числом рабочих около 1500 человек. Добыча же каменного угля не превышала 40 тыс. т. в год, а в Англии она в это время составляла 49 млн т.

В то время как в Англии и во Франции интенсивно строились паровые корабли, основными силами русского военно-морского флота по-прежнему оставались парусные суда. В 1801–1850 гг. в России было построено 139 линейных кораблей, 100 фрегатов и 199 других парусных судов <4. С. 501>.

Первый русский пароход «Елизавета» с паровой машиной мощностью в 16 л. с. был построен в 1815 г. в Санкт-Петербурге. После успешных ходовых испытаний, проводившихся на Неве, он стал совершать регулярные пассажирские рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Через два года на Ижорском адмиралтейском заводе построили второй пароход, «Скорый» (30 л. с.), а в 1825 г. на том же заводе был спущен на воду пароход «Проворный» (80 л. с.). Так постепенно повышалась мощность паровых машин.

Паровые машины устанавливались сначала только на речных торговых судах, а затем и на морских. Медленное внедрение паровых машин на судах, особенно на военных, объясняется двумя основными причинами: недостаточной мощностью судовых машин, не превышавшей в то время 100 л. с., и неудобствами, связанными с бортовым расположением движителя — гребных колес. Маломощность паровых машин не позволяла увеличивать размеры пароходов и, следовательно, улучшать их мореходные качества. Незащищенные гребные колеса были слишком уязвимы и ограничивали возможность установки на судах артиллерии. Поэтому в первое время во всех странах осторожно подходили к замене крупных парусных кораблей с сильным артиллерийским вооружением, достигавшим 120–130 орудий, небольшими паровыми судами. Однако с усовершенствованием судовых машин в начале 30-х годов XIX в. их стали устанавливать и на военных кораблях, получивших наименование пароходофрегатов. Водоизмещение этих судов превышало 1000 т. [262]

Паровая машина мощностью 250–300 л. с. обеспечивала скорость до 9 уз. В качестве вооружения использовалась артиллерия — от 10 до 28 орудий, которые устанавливались на поворотных платформах. Пароходофрегаты применялись для разведывательной и посыльной службы, содействия сухопутным войскам, действовавшим на приморских направлениях, и буксировки парусных кораблей в штилевую погоду.

Первый колесный пароходофрегат русского флота «Богатырь» был спущен на воду в 1836 г. в Санкт-Петербурге на Ижорском заводе. Он имел водоизмещение 1340 т, машину в 240 л. с. и 28 пушек.

Таким образом, первыми военными кораблями с паровой машиной стали фрегаты. Линейные корабли, составлявшие ядро флотов, по-прежнему оставались некоторое время парусными. Однако изобретение гребного винта и его применение в качестве движителя в совокупности с паровой машиной обусловили качественное изменение материальной базы вооруженной борьбы на море.

Но по объективным и субъективным причинам внедрение паросиловых установок на линейных кораблях шло все же медленно: малый коэффициент полезного действия судовых машин не обеспечивал достижения необходимой скорости, а большой расход угля существенно снижал автономность плавания; другой немаловажный фактор — противодействие сторонников парусного флота, недоверчиво относившихся к паровой машине, вносившей коренной переворот в военно-морское дело. Немало таких адмиралов было и в русском флоте, которые нередко преднамеренно тормозили развитие паровых судов. Но были и прогрессивно мыслящие офицеры, понимавшие важность и необходимость для русского государства развития парового флота. Внимательно следил, например, за строительством парового флота за рубежом вице-адмирал В. А. Корнилов и много сделал для его развития в России. По его инициативе в 1848 г. был построен первый русский винтовой пароходофрегат «Архимед», а в 1852 г. в Николаеве заложен 131-пушечный винтовой линейный корабль.

Применение паровой машины в качестве двигателя на судах дало большой толчок к развитию и подводных лодок. [263] Одна из первых и наиболее оригинальных подводных лодок с металлическим корпусом и паровой машиной в качестве двигателя надводного хода была построена в 1834 г. по проекту русского изобретателя К. А. Шильдера. Она имела специальное приспособление, позволяющее погружаться на глубину до 13 м и всплывать, и оптический прибор (прообраз перископа) для наблюдения за горизонтом из подводного положения.

Наряду с развитием паровых кораблей совершенствовалось и оружие флота. В 30-х годах на вооружении военных флотов появились бомбические пушки, изобретенные французским артиллеристом Пексаном. Они имели калибр от 68 до 80 фунтов (200–220 мм) и стреляли разрывными бомбами на дистанцию 14 кб. Крупнокалиберные бомбические пушки значительно повысили артиллерийскую мощь кораблей. Наибольшую опасность они представляли для кораблей с деревянным корпусом, так как помимо разрушений вызывали и сильные пожары. Впервые примененная русскими кораблями в Синопском сражении (1853 г.) бомбическая артиллерия сыграла решающую роль в уничтожении турецкой эскадры.

В первой половине XIX в. на вооружение военно-морского флота стало поступать принципиально новое оружие — мина заграждения. Первая якорная подводная мина прошла испытание в Кронштадте в 1807 г. и получила положительную оценку специалистов. В 1812 г. русский изобретатель А. П. Шиллинг впервые применил для взрыва подводной мины гальванический ток. А в 1840 г. русский академик Б. С. Якоби создал ударно-пиротехническую мину, которая нашла широкое применение в боевых действиях на море.

Минное оружие явилось важным фактором нового этапа развития флота и военно-морского искусства. Если до его появления опасность для кораблей представляла только артиллерия, поражавшая надводную часть корпуса, то мины заграждения несли угрозу уничтожения кораблей от разрушения взрывом подводной части корпуса. Возникла необходимость коренным образом пересмотреть вопросы живучести и непотопляемости кораблей, создания эффективных средств борьбы с минами и надежного обеспечения противоминной [264] обороны не только самих кораблей, но и на театре военных действий. В решении этих задач важную роль сыграли русские военно-морские специалисты, которые занимали ведущие позиции как в развитии минного оружия, теории и практики его боевого использования, так и в разработке средств и способов борьбы с минами.

Таким образом, к середине XIX в. в составе военных флотов всех стран продолжали сохраняться парусные суда, но в то же время имелись и паровые корабли, число которых непрерывно росло. Сначала это были колесные пароходофрегаты, затем винтовые фрегаты и, наконец, линейные корабли. На первых паровых кораблях ввиду недостаточной мощности машин и ограниченного запаса топлива сохранялись паруса, которые использовались в качестве вспомогательного движителя.

Замена парусных судов паровыми коренным образом изменила условия ведения боевых действий на море. Это особенно ярко проявилось во время Крымской войны, в которой впервые

Билет №20