Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Депрессия.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
199.68 Кб
Скачать

Часть II. Социальная терапия депрессии

Какой бы замечательной не была моя теория о природе депрессии, она неспособна помочь депрессивному больному. Почему? Значит, теория неправильная? Нет, теория правильная. Просто депрессивному вообще ничего не может помочь. Вы можете годами петь песни о том, «как прекрасен этот мир, посмотри». И никакого толку. Он его не видит прекрасным. И видеть не хочет. А если и «хочет» (усилием воли, через не хочу), то не получается.

Депрессивный не способен обрадоваться какой-то там теории. И это одна часть проблемы. Другая – заключается в том, что здоровое окружение неспособно это понять. Ну, скажите, как можно думать, что все плохо, когда все хорошо!? И рыбки плавают, и птички поют, и солнышко светит, а ему ошибочно кажется, что всё плохо? Доктор психолог, как сделать так, чтобы он начал думать правильно, что все хорошо и жизнь прекрасна?

Вы хотите понять, как он думает, и что он чувствует? Хорошо. Подойдите к телевизору и включите его. Сделайте звук ТВ настолько громким, чтобы это раздражало вас, чтобы вам непреодолимо хотелось его выключить. Но не выключайте и не убавляйте громкость. Вам нужно пробыть с этим источником раздражающего до корчей звука примерно пятнадцать минут. И, после чего, не выключая телевизор, не убавляя звук, не отдаляясь от источника звука, попробуйте чему-нибудь обрадоваться. Птичкам, например, которые поют. Солнцу, которое светит. Мир прекрасен и удивителен, не правда ли?

Если получилось, представьте, что теперь вам жить вот так (звук продолжает работать) из недели в неделю, из месяца в месяц, из года в год. Целая жизнь впереди, чтобы радоваться чему-нибудь как можно больше.

А теперь начинаем курс лечения

Чувствуете, какие у вас неправильные мысли появились? А тут мама с папой, в волнениях и недоумениях. Дорогой сынок, бесценная доченька! А чего грустим? Чего нос повесился? Почему жизнь не мила? Ну, что ты такое говоришь, у тебя все впереди, жизнь прекрасна и удивительна. Все хорошо. Все замечательно. Нет никаких поводов расстраиваться. Просто оглянись вокруг, и ты увидишь, как много поводов для счастья и оптимизма.

Счастье есть. Его не может не быть

«…А счастье было так возможно, и так возможно, и вот так».

В.Вишневский

Это самая распространенная ошибка. Пытаться переспорить депрессивного, что жизнь хороша и жить хорошо. От этого его тоска только усугубляется. Не сомневаюсь в том, что вы делаете это из лучших побуждений, желая помочь и поддержать. Но это не помогает, а только ухудшает положение.

Почему так происходит? Очень просто: все эти утверждения полностью противоречат тем чувствам, которые испытывает депрессивный больной. Он «убеждается» в том, что вы его совершенно не понимаете, и перестает вас слушать вовсе.

Мне хорошо, и тебе хорошо

«Я смотрел в эти лица, и не мог им простить,

за то, что у них нет тебя, и они могут жить».

[Наутилус-Помпилиус].

Радость и оптимизм, любые позитивные эмоции, чужие успехи даже самых близких людей (у «них», не у меня) – усугубляют течение депрессии. Запомните это накрепко, и никогда не пытайтесь «растормошить» депрессивного утрированной жизнерадостностью. Это ему не поможет. Только хуже будет.

Надо, Федя, надо

Представьте себе такую ситуацию: человек идет по пустыне. Жарко. Он отчаянно устал и очень хочет пить. Он не знает, куда идти, и движется наугад. И вот он видит вдали столб с указателем. На нем написано:

Или он может увидеть другую табличку, которая оказалась рекламной вывеской:

В первом случае человек, вероятно, побежит. Он не пил, он не ел, он смертельно устал, но неожиданно у него обнаружился резкий прилив сил. Помните, в первой части мы говорили о том, что депрессию характеризует отсутствие ресурсов для достижения желаемого? Так вот, этот ресурс появился.

Во втором случае человек, скорее всего, потеряет последние остатки сил. Слабая надежда на спасение сменится отчаянием. Он упадет на песок – и больше не сдвинется с места. Что обрекает его на скорую гибель. Тем самым я хочу наглядно показать: убеждать больного депрессией в том, что он должен чего-то делать еще больше с неизвестным результатом, равносильно подстрекательству к самоубийству.

А некоторые еще за это и деньги берут. И потом рассказывают вам «метафору» о том, как две лягушки попали в крынку молока, и одна отчаялась и потонула, а вторая продолжала и продолжала бить лапками, продолжала и продолжала, продолжала и продолжала. Так и вы если будете продолжать и продолжать, продолжать и продолжать, то у вас все получится и удастся. Главное, что нужно продолжать еще больше.

Самый, самый, самый, самый, самый родной

Вокруг любого человека существует круг избранных людей. Родители, любимые и друзья. И когда этот человек проваливается в депрессию, они, ясно дело, стараются ему помочь, пытаются его утешить. Мы тебя всё равно любим, для нас ты самый-самый лучший. И что бы ни случилось, мы на твоей стороне. Только мы знаем, какой ты на самом деле хороший и замечательный. Мы твои друзья, мы тебя не предадим, и мы всегда будем рядом с тобой.

Как видите, попытка терапии идет по принципу: «мы тебе хорошие, они тебе плохие». Мы любим тебя, а они нет. Мы ценим тебя, а они нет. Строго в соответствии с потребностью у больного изолироваться от причиняющего ему страдания «плохого, неправильного» мира.

Стоп! Остановитесь на мгновение, уважаемые «самые-самые». В ситуации депрессии ваш номер восемнадцатый. Да, мир плох, и больной от этого страдает. Но это никак не говорит о том, что вы какие-то там особенно хорошие. Устало волоча свое тело по пустыне жизни, он хочет увидеть табличку о том, что «до ближайшего города 1 километр», но не рекламу. К тому же он знает, что вы слишком предвзяты. Если он такой хороший, как вы говорите, то почему мир так не думает? А если вы правы, и мир так плох, то зачем жить дальше? А смысл?

Типичный пример: случай из практики Милтона Эриксона. Девочка, которая думала, что у нее слишком длинные ноги. От этого она постепенно погружалась в депрессию, перестала поддерживать отношения с подружками, перестала вообще выходить из дому. Родители ее убеждали, убеждали, да так и не убедили. Слишком длинные, и всё тут.

Эриксон был гений. Поэтому он вылечил девочку примерно за тридцать секунд. Никакого гипноза. Никаких приемов и консультаций. Никакой психотерапии вообще: в том смысле, как вы её себе представляете.

Родные и близкие могут помочь депрессивному больному. Но не своей любовью, не своим «ты хороший и самый лучший». Такую «психотерапию» можно проводить годами, а толку от нее будет ноль. Нужен принципиально иной подход. И мы будем об этом говорить после короткой рекламы.

Чтобы жизнь медом не казалась

Шутка. Рекламы не будет. Подведем некоторые итоги наших размышлений. Как видите, в ситуации депрессии вырисовывается довольно мрачная картина, а именно:

Состояние больного депрессией 1. Отсутствие желаемых изменений. Я хочу, чтобы меня любили, а меня никто не любит. Хочу, чтобы мне повысили зарплату, а её не повышают.