Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
25, 26, 27. Русское искусство 14 - 15 вв..docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
50.25 Mб
Скачать

Русская икона XV века. Андрей рублев.

Впервые имя Андрея Рублева упоминается в 1405 году в связи с иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублев родился, по—видимому, в 70х годах ХIV в. В летописном упоминании о Благовещенском соборе он именуется чернецом, но не исключено, что некоторое время он жил в миру. Постригся он, всего вероятнее, в Троице—Сергиевом монастыре, потом стал иноком Спасо - Андроникова монастыря, основанного на высоком берегу Яузы еще в середине ХIV в.

Основные даты жизни и творчества Андрея Рублева:

  • Около 1370 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России.

  • До 1405 - Принял монашество с именем Андрей.

  • 1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.

  • 1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.

  • Между 1408-1422 - Создание Звенигородского чина.

  • Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы.

  • 1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

  • 29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Самые ранние известные работы Андрея Рублева связывают с сохранившимися во фрагментах фресками Успенского собора на Городке в Звенигороде. Такой заказ вполне мог быть поручен Андрею Рублеву, монаху Троице - Сергиева монастыря, с которым звенигородский князь имел тесные связи (Сергий Радонежский был крестным отцом князя). Многое в языке здесь роднит роспись с будущими работами Рублева, но в целом это еще вопрос не выясненный и многое нуждается в дополнительной аргументации.

Работая в Благовещенском соборе, Рублев, возможно, писал иконы великомучеников Георгия и Димитрия Солунского из Деисусного чина, и некоторые иконы из праздничного (предположительно — «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» и «Благовещение») в Благовещенском иконостасе.

Великомученики Георгий и Димитрий Солунский

Всем им свойственно иное колористическое решение, чем у Феофана. Здесь отсутствует характерные для Феофана белые блики. Но иконопись отличается и от манеры Прохора с Городца, которому свойственна некоторая сумрачность. Иконы Рублева объединены в цельный живописный ансамбль, где красный цвет то напряжен, как в сцене «Воскресения Лазаря» то становится праздничным, как в «Рождестве» или «Сретении». Цвет столь тонко нюансирован, что краски кажутся эмалевым сплавом. Переходы от света к тени постепенны. Голубые пробела появляются как неотъемлемый признак рублевского письма. В рублевском ряду «благовещенских» икон над живописной трактовкой преобладает линеарная, что станет основной чертой живописи всего будущего ХV столетия. Но главное, что характерно именно для кисти Рублева, — это одухотворенность образов, сочетающаяся с мягкостью и покоем. Всему ряду рублевских икон свойственен некий единый ритм, все находится в теснейшей взаимосвязи, что свидетельствует о монументальном даре, о чувстве ансамбля.

Полной творческой зрелости Рублев достигает работая с другим творчески близким ему художником Даниилом Черным во Владимирском Успенском соборе (1408), бывшем главным собором в то время, когда возводили на великокняжеский стол князей из дома Калиты. Москва во всем подчеркивала свою преемственность от Владимира и в 1408 г. было решено украсить этот храм росписями и иконостасом.

Лучше всего в росписях сохранилась сцена Страшного Суда, занимавшая западные своды центрального и южного нефов и столбы.

На арке центрального нефа Рублев, Даниил и их помощники написали трубящих ангелов, возвещающих о судном дне, по зову которых земля и море отдают своих усопших. На сложной поверхности сводов и столбов изображен спускающийся с небес Христос, «уготованный престол», судьи—апостолы в сопровождении ангелов и венчающий эти изображения, в зените свода образ Христа в медальоне. К Спасу движутся целые процессии святых, и этот ритм фигур, устремляющийся к нему, становится основным в композиционном решении росписи. Реальное пространство мастер прекрасно использует для смыслового акцента: так, праведники, ведомые апостолом Петром в рай, вглядываются в появляющиеся (на противоположной стене свода) перед ними райские кущи, из которых выглядывают младенцы — символы праведных душ. Пространство реальное совпадает с пространством художественным.

В сцене Страшного суда нет чувства устрашения, кары, возмездия, как нет аскетизма в творящих суд апостолах и их ангельском воинстве. Наоборот все эти сцены полны надежды. Это призыв к мужеству, к жизни светлой и праведной. Такова позиция создателей этой росписи. Отсюда и ее изобразительный язык. Фигуры слагаются из рисунка плавных, текучих линий.

Для Успенского Владимирского собора Рублев и Даниил создали также огромный, из 61 иконы, трехрядный иконостас, каждая из икон превышала З м. в высоту. Лаконизм выразительных средств, связанный с расчетом на восприятие с далекого расстояния, колористическое единство больших локальных пятен, совершенный линейный очерк фигур, цельность их силуэта, подчиненность плоскости доски — во всем этом ощущается традиции вековой культуры и собственный почерк художника — монументалиста.

Лики святых имеют характерный для Рублева тип: выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивый и доверчивый взгляд.

Предположительно, иконостасу деревянного храма Саввино - Сторожевского монастыря, принадлежат три иконы, выполненные Андреем Рублевым в начале ХV в. Это «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и «Спас», который здесь представлен не «в славе» и «в силе», а в ипостаси учителя и проповедника, доброго и всепрощающего. Все три иконы получили название «Звенигородский чин».

Самым известным произведением Рублева считается «Троица». Икона написана по одним сведениям в 1411 г., по другим — в 20х годах для деревянной еще Троицкой церкви (если верна первая дата Троице - Сергиева монастыря, на месте погребения Сергия Радонежского), в похвалу этому человеку.

Смысл якобы раскрывается в ее идее Божественного единства и благословения жертвы. Сюжет «Троицы» — о приеме и угощении Авраамом и Саррой трех странников, в образе которых им явился Триединый Бог осмыслен Рубленым иначе, чем это делали мастера до него. Рублев освободил сцену от всякой жанровости, от «натюрморта» на столе, от закалывания тельца и т.д. Странники беседуют не о случайном (таким выглядел бы конкретный момент предсказания ангелами рождения у Авраама сына Исаака), а о вечном. Это символически понятое время, в котором есть выражение вечного порядка вещей. Это не стол с яствами, а священная трапеза, и чаша с головой тельца на столе — символ искупительной жертвы во имя спасения людей, на которую отец посылает сына. Один из трех странников выражает Того, кто воплотившись, должен пожертвовать собой, совершив тяжкий путь земных страданий.

Изображенные Рубленым ангелы едины между собой, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом движения в круге.

В «Троице» круг как таковой визуально отсутствует, но он подчеркнут пластикой тел, позами, изгибом рук, наклоном голов, вторящему им наклону дерева, очерком ангельских крыльев. Легкая ассиметрия в расстановке фигур нарушает статику, придает еле уловимое движение всей сцене. Здание и дерево выступают как символ архитектурного фона и пейзажа. Между ними и фигурами нет перспективного соответствия, здесь столько точек зрения, сколько важных, по мнению автора, объектов, что помогает высказать идею. И все линии сходятся на центральной фигуре Бога — сына. К ней привлекает внимание и наиболее яркий, насыщенный цвет одежд: вишневого хитона и синего гиматия. Они гармонируют с синими хитонами Бога — отца и Бога — Святого Духа. Их фигуры даны в легком развороте, в то время как центральная, почти не подвергается перспективным сокращениям, что характерно для главных персонажей в иконе. Соединение двух ракурсов — сверху и с высоты человеческого роста помогает лучшему зрительному восприятию иконы, и мы еще отчетливей видим не пиршественный стол, а лишь евхаристическую чашу. Фигуры Троицы размещены на золотом фоне в рассеянном освещении, их лики не моделированы светотенью, ибо прямой свет, резкие тени могут придать изображенному характер случайного, заслонить наиболее важное. Иконописец же ищет извечного, вечной сущности. В рублевской «Троице» это идея величайшей любви и послушания, готовность к жертве. Все действие разворачивается в плоскости иконной доски в двух планах: фигуры ангелов и фон, причем фигуры не подчеркивают глубину. Это не естественный, какой—то ограниченный кусок пейзажа, а некое пространство безграничной идеальной протяженности, где пребывает Бог — Троица.

Творческая жизнь Рублева была, видимо, очень активной. Он расписывал храмы Москвы, Звенигорода, возможно, других городов. Последние работы художника связаны с Троице - Сергиевым монастырем, где в Троицком соборе вместе с Даниилом Черным и помощниками он создал дошедший до нашего времени иконостас, в местный ряд которого и входила «Троица». Рублеву в иконостасе принадлежит общий замысел и некоторые иконы (апостол Павел, архангел Гавриил, Дмитрий Солунский).

Андрей Рублев умер вероятнее всего в 1430 г. и похоронен в Спасо - Андронниковом монастыре, собор которого, возможно, не только расписал, но и строил.

В основе творчества Андрея Рублёва лежит философская концепция исихазма, лишенная мрачной безысходности, трагизма, и ярко выраженного драматического оттенка она строится на добре, красоте, гармонии духовного и материального начал. Лейтмотив творчества великого живописца – это душевное согласие, чувство любви.

Образы  Андрея Рублёва отличаются просветлённостью, кротостью и смирением; предпочтение отдаётся скромности и простоте. Лица – русские, с некрупными чертами, без подчёркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные.  Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». Какие-либо внутренние аффекты им не свойственны.

Рублев был гениальным колористом. Краски его предельно светоносны, и фигуры на иконах как будто преображены мягким сиянием, цветовая гамма изыскана и неповторима. Для него были характерны тонкие красочные сочетания, в отличие от резких цветовых контрастов, присущих иконам Новгорода, певучая плавность линий, мягкие повороты фигур и наклоны голов, воздушность одеяний, светлая и нежная красочная гамма.

Творчество Андрея Рублева оказало огромное влияние на все русское искусство московского круга вплоть до Дионисия, определило в 15 веке расцвет национальной школы русской  живописи. Им были заложены основы  московской школы  живописи.

Андрей Рублев также стал создателем высокого иконостаса. Ряды иконостаса, сформированные им,  стали подниматься на алтарных преградах во всех русских храмах с 15 века.

Следовательно, личность и творчество Андрея Рублева оказали существенное влияние на историю русской иконописи, оставив особый след в отечественной истории. Русская иконопись сложилась как особое неповторимое искусство, отличное от всего остального, и в этом заслуга Андрея Рублева. Имя Андрея Рублева навсегда вписано в страницы отечественной и мировой истории, как великого художника.

Личность Рублева, художника, с чьим именем связаны многие достижения русской национальной живописи, имела воздействие на всю русскую культуру в целом. А ХV век на Руси становится «золотым веком» русской иконописи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]