Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
инновации в маркетинге.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
26.75 Кб
Скачать

3. Контекстуальные исследования

Отличительной чертой контекстуальных исследований является то, что дизайнеры продукта наблюдают за покупателем на его рабочем месте. Эти исследования могут считаться специфическим видом визита к клиенту или подходом к тестированию употребления продукта. В процессе контекстуального исследования разработчики обсуждают с потребителями, что они сейчас сделали и что произошло. Основная идея заключается в том, что многое из опыта потребителя не может быть выражено словами и обсуждено до тех пор, пока он не попадет в ситуацию потребления. Таким образом, становится ясна необходимость наблюдения за покупателем в контексте использования продукта.

Процедура исследования включает в себя встречу разработчиков с целью определения области интересов. То, что их интересует, должно быть отражено в списке действий и событий, подлежащих наблюдению.

Затем для принятия участия в исследовании привлекаются покупатели. Обычно группа из двух разработчиков проводит 1-2 часа с потребителем, наблюдая затем, как он(а) выполняет работу, используя интересующий разработчиков продукт. Потом этот опыт подвергается анализу.

Слабая сторона данной техники заключается в том, что обычно людям не нравится, когда наблюдают за их работой, когда их прерывают вопросами. Неизвестно, насколько репрезентативной будет та работа, за которой наблюдает исследователь.

Реальная ценность данной техники заключается в том, что дает возможность использовать так называемый антропологический подход к исследованию потребительского поведения. Большинство исследований потребительского поведения исторически были психологическими, социально-психологическими или социологическими. Контролируемые эксперименты, тестирование употребления продукта, сводный анализ базируются на идеях психологического лабораторного измерения, появившегося в Германии в XIX в. Визиты к клиентам и фокус-группы основываются на социально-психологических идеях качественного анализа, получившего развитие в первые десятилетия XX в.

Особая методология антропологических исследований состоит в том, что исследователи проводят их в реальных условиях, «на территории» испытуемых. Ни одна из традиционных техник маркетинговых исследований не может быть отнесена к такой антропологической модели. Адаптации антропологической модели развиваются, продавцы ищут способы стать ближе к потребителям, лучше их понять. Контекстуальные исследования являются примером таких усилий.

3.1 Этнографическое исследование.

Индийская компания Dilmah снабжала чаем еще граждан СССР и не могла нарадоваться на любовь наших потребителей к своему напитку. Но в последние годы неожиданно застопорились продажи известного еще с прошлых времен бренда «Три слона», а обновленная ностальгическая марка «Тот самый чай» фактически провалилась, несмотря на массированную рекламу.

Разбираться начали весьма необычным способом. По сельским избам, квартирам в районных центрах и мегаполисах пошли исследователи, телеоператоры и фотографы вместе с представителями Dilmah. Заходили, как в гости, смотрели семейные альбомы, изучали привычки, уклад жизни, «следили» за объектами в магазинах, на улицах, в гостях. Ну и о чае и его месте в жизни россиян не забывали, конечно. Назывался этот эксперимент «развернутым этнографическим исследованием». Это был новый подход к изучению потребительских предпочтений, который включал в себя интервью и следование за объектом эксперимента, что называется, по пятам, вплоть до изучение семейных архивов.

Ничего нового наши специалисты тут не изобрели: в США и Японии перспективным вектором развития уже стали не количественные, а качественные исследования, подразумевающие разные формы обстоятельной беседы. Одна из них — визит домой к потребителю, что и есть этнографическая составляющая современных маркетинговых исследований. В этом случае социолог опирается не на слова респондента, как в фокус-группах или интервью, а на собственное видение его жизненных устоев и привычек. Это практически исключает существование пресловутой погрешности, так раздражающей заказчиков.

Dilmah этнография помогла: неожиданно выяснилось, что сельские жители, которым в первую очередь адресовали «Трех слонов» и «Тот самый чай», действительно выбирают черные сорта чая — но их новые виды, особенно фруктовые и травяные, которые индийцы в деревню в тот момент почти не поставляли. Уровень новаторства селян, предпочитающих пробовать новые продукты, составил до 18% против 11% у городского населения. Горожане, особенно жители мегаполисов, как показало этнографическое исследование, изменив темп и образ жизни, поменяли и кулинарные пристрастия, среди них резко подскочил процент пьющих зеленый чай, к чему Dilmah тогда оказалась не готова.

В результате одним из выводов, которые были сделаны по результатам данного исследования, состоял в том, что меняющийся менталитет — вещь тоже продаваемая. Важно понять, что именно меняется и в каком направлении. Сегодня спрос на этнографию быстро растет, причем в самых разных областях: от средств гигиены до пользования автомобилем.

Вывод:

Три достаточно различных направления маркетинговых исследований, примеры которых приводились выше, могут быть дополнены и другими новыми техниками. С одной стороны, инновации могут пойти по пути моделирования выбора и эксперимента. В этих новых техниках будут применяться все более сложные математические модели и создаваться все более сложные лабораторные условия, как в примерах с компьютерной имитацией.

С другой стороны, при использовании методов фокус-групп и визитов к клиенту исследователи будут стремиться все больше приблизиться к реальной жизни потребителей, как это видно из примера с контекстуальным исследованием. Наконец, некоторые техники могут объединять в себе высокотехнологичность и приближенность к жизни потребителя, сочетая экспериментальный и антропологический подходы. Те времена, когда под термином «маркетинговое исследование» подразумевался прежде всего опрос, остались в далеком прошлом.