
- •Введение
- •Обзор источника
- •Обзор историографии
- •Глава I. Политика Министерства народного просвещения в отношении университетов.
- •§1. Университетские реформы.
- •§1.1. Николаевская эпоха.
- •§1.2. Царствование Александра II.
- •§1.2.1. Классическое образование или реальное?
- •§2. Личность министра народного просвещения.
- •§3. Личность попечителя учебного округа.
- •Глава II. Профессорско-преподавательский состав
- •§1. Уровень подготовки и преподавания.
- •§2. Отношение к заграничным стажировкам.
- •§3. Взаимоотношения в профессорско-преподавательском составе.
- •Глава III. Студенчество
- •§1. Студенты как корпорация. §1.1. Студенты до 60-х гг.
- •§1.2. Восприятие студенческой корпорации после волнений 1861 г.
- •§2. Уровень знаний студентов. Экзамены.
- •Заключение
- •Список литературы
§1.2.1. Классическое образование или реальное?
Одним из основных вопросов, который волновал Никитенко в годы царствования Александра II, был вопрос об утверждении классического образования в России. Такое возбуждение интереса было связано с реформой (1871 года) графа Дмитрия Андреевича Толстого, министра народного просвещения с 1866 по 1880 гг.
Суть её заключалась в следующем: гимназии становились исключительно классическими (то есть основной упор в них делался на изучение латинского и древнегреческого языков), причём только выпускники классических гимназий могли продолжить образование в университете. Для остальных учреждались реальные училища, носившие технически-ремесленный характер. Таким способом правительство стремилось ограничить распространение революционных идей среди молодёжи, перекрыть доступ в университет людям неимущих сословий. Реформа вызвала большое сопротивление в Государственном совете44 и обществе45, однако всё равно была проведена, так как её поддержал государь. Главными идеологами её были М.Н. Катков и П.М. Леонтьев, проникнутые симпатией к классическому образованию в Англии, где оно, по их мнению, способствовало развитию «чувства законности» в молодёжи, а это, в свою очередь, помогало вершить «реформы без революций»46.
Никитенко воспринял эту реформу крайне негативно. В целом, он ещё с молодости был стоял на позициях реального образования47 (это, в том числе, было связано с тем, что классического у него не было возможности получить). Но более его возмутила жёсткость и непоследовательность этой реформы. Основные его взгляды на эту проблему были таковы:
1) Реформа ему казалась проводимой насильственно и резко, непродуманно. В гимназиях отсутствовал подготовленный кадровый состав для преподавания латинского, а уж тем более древнегреческого языка. Здесь он пытается выдвинуть некие компромиссные предложения. Например, Никитенко удивляется, почему создатели реформы не подумали сначала учредить несколько классических гимназий для подготовки новых кадров48, а затем уже вводить данную систему.
2) У него вызывает негодование запрет на поступление в университет даже со знанием латинского языка и нежелание хотя бы поначалу облегчить требования по поводу языка древнегреческого49.
3) Запрет на поступление после окончания реального училища даже на медицинский и физико-математический факультеты так же его расстраивает. Особенно его негодование усилилось после встречи с попечителем Закавказского учебного округа Я.М. Неверовым. В том округе, да и вообще по России, был недостаток в лекарях и ветеринарах. Однако желающих учить древнегреческий язык только для поступления на медицинский факультет было мало. Врачей не хватало даже в столичных округах.50
4) Он в целом критиковал классическую систему образования. Критика его была направлена и на потерю средними учебными учреждениями общеобразовательности51. Он говорит о том, что общество и юношество находятся в состоянии деморализации, но этого нельзя изменить, введя классическую образованность, которая связана с языческим миром и не может подходить христианину52. Более того, таким способом нельзя выполнить первейшую цель правительства: создать консервативную умственную аристократию. «Умственная аристократия – вещь очень хорошая, но она создаётся сама собою из высших образованных умов <…> Вы хотите создать правителей, руководителей умов и общества из классиков, и это будет настоящая соль русской земли, аристократия умственная в консервативном духе? Да как же эти правители и руководители будут поступать, когда нужда или жизнь общества потребуют от них соображений финансовых, политико-экономических, строительных, статистических, знания природы, знания людей и народов?»53
5) Он говорит и о несостоятельность самой идеи того, что классическим образованием можно уберечь от радикальных идей54. Указывая, например, на то, что Францию классическое образование не спасло от кровавой первой революции55.
Нельзя назвать Никитенко резким критиком реформы графа Толстого Д.А., так как он разделяет его взгляды на необходимость привлечения юношества к серьёзным занятиям, отвлечения его от радикальных революционных идей. Но он считает, что этого можно достигнуть не только путём введения классического образования. Более того, эта форма образования и не справится с поставленной задачей, так как не отвечает запросам времени и запросам современного человека. В целом, в ней нет ничего плохого, но она не может быть единственной, исключающей другие, доведённой до абсурда. Нельзя изгонять из средних учебных заведений элемент общеобразовательности, а естественные науки считать за второсортные.