Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия_2011.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
817.15 Кб
Скачать

#16. Философия стоицизма.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 гг. до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э.

Название школы «Стоя», т.е. портик, произошло от места изложения своего учения Зеноном – т.н. «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человека стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному. Высшее человеческое счастье – это жизнь, согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществить свой выбор. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека. Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию (а – отрицательная частица, «patos» - страсть), т.е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского «безмятежность духа» очевидна.

Но учение стоиков характеризует принципиально новый момент, которого не было в эпикуреизме: они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Провидении и свободе воли в рамках необходимости. От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, удовольствия или страдания. Человек не властен изменить свою судьбу, но он властен в своем отношении к ней. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни – болезни, страдания, бедность, унижение.

Нравственный идеал – неуклонное осуществление добродетели. Добродетель, по учению стоиков, есть высшее и единственное благо, и если нет возможности его осуществить, то лучше уйти из жизни.

+ (!) Само слово и обозначаемый им предмет телесны, а промежуточная рациональная структура, позволяющая объединить слово и предмет, - бестелесна; это и есть λεκτόυ, с которым соотнесена сфера истинного и ложного.

Бестелесны у стоиков также пустота, в которой помещено одушевленное и разумное тело мира, а также пространство и время. В мире царит Зевс-Логос, который является его активным началом, рациональным планом и законом всех происходящих в мире изменений. Активности Логоса противостоит пассивное начало – бескачественная материя. Начала вечны. Но Логос – своего рода семя, которое приспосабливая к себе материю, раскрывается и создает четыре элемента: огонь-эфир, в котором возникает сфера неподвижных звезд и планет; воздух, вода и земля — середина всего. Элементы не вечны. Из них два (огонь, воздух) соответствуют активному началу, два (вода, земля) – пассивному.

Единый, конечный и шарообразный мир – как и все телесное – подвержен гибели. Его природа – огненное дыхание, движущееся в некоем созидательном порыве к порождению и дальнейшему выжиганию всего порожденного. Душа мира — теплое дыхание, которое одушевляет и нас, причем стоики спорили, то ли души людей смертны, то ли бессмертны, то ли бессмертны только души мудрецов, то ли только мировая душа, частью которой являются отдельные души живых существ.

Но в любом случае, раз возникнув, живое существо стремится к самосохранению, что возможно благодаря согласию со всеобщим всепроникающим Логосом, т.е. благодаря жизни, соответствующей природе, что тождественно добродетельной жизни и есть конечная цель человека.

Среди добродетелей первичные – разумение, мужество, справедливость, здравомыслие. Они суть знание некоторых предметов, а пороки – незнание. Добродетели взаимосвязаны одна с другой, и кто имеет одну, тот имеет и все. Добродетель и приносимые ею радость, удовольствие и пр., а также сами добродетельные люди – благо, противоположное ему – зло, но есть и безразличное с этической точки зрения: то, что само по себе не ведет ни к счастью, ни к несчастью (например, богатство) и не возбуждает в нас ни склонности, ни отвращения (например, четное или нечетное число волос на голове).

То из безразличного, что содействует жизни, согласованной с природой, — предпочтительно, а что нет — избегаемо. Разум побуждает нас к надлежащим поступкам, но отвращает от ненадлежащих, а есть поступки ни те, ни другие (например, собирать хворост). Есть поступки, надлежащие безусловно и по обстоятельствам, постоянно и непостоянно, надлежащие среди надлежащих и среди безразличных и проч. К неразумному нас подвигают страсти и избыточные побуждения, вызывающие несогласные с природой движения души. Но как тело бывает предрасположено к простуде или поносу, так и душа – к тем или иным дурным склонностям.

Не впадает в страсти мудрец, который при случае может заняться и государственными делами, и тогда он будет обуздывать пороки и поощрять добродетель в других. Мудрец занимается физическими упражнениями, молится богам и дружит с другими мудрецами, а также любит молодых людей, чей прекрасный облик обнаруживает врожденное расположение к добродетели, но не ради соития, а ради дружбы.

В государстве, по мнению Зенона, не нужно строить храмы, суды и училища. Странным образом Зенон объявляет бесполезным весь общий круг знаний. Все, кто не стремится к добродетели, - враги, ненавистники, рабы и чужаки, жены – общие, с чем соглашался и Хрисипп, одежды у мужчин и женщин – одинаковые, причем не прикрывающие полностью ни одну часть тела, денег – нет. Лучшее государственное устройство, по стоикам, - смешанное из демократии, монархии и аристократии. Это очень напоминает карикатуру на платоновское государство.

Наиболее выдающиеся представители Древней Стои по Диогену: Клеанф из Асса, в молодости кулачный боец, бедный, трудолюбивый, но недаровитый, ставший преемником Зенона во главе школы; ученик Клеанфа Хрисипп, бегун, тщедушный телом, остроумный, любивший гадости и непристойности.