- •3. Становление русского централизованного государства.
- •4. Реформы государственного управления середины XVI в.
- •5. Земские соборы в системе государственного управления Русского государства.
- •6. Местное управление в России в XVI - XVII вв.
- •7. Становление и развитие системы приказов в России XVI - XVII вв.
- •8. Государственно-церковные отношения в XVII в.
- •9. Центральные органы государственного управления в эпоху Петра I.
- •11. Система государственного управления в эпоху «дворцовых переворотов».
- •12. Екатерина II и реформы государственного управления во второй пол. XVIII века.
- •14. Земские и городские органы во второй половине XIX века.
- •15. Реформы в период революции 1905-1907 гг.
- •16. Становление и развитие советской системы государственного управления (1917-1921 гг.)
- •17. Механизмы политической власти в 1930-е гг.
- •20. Основные проблемы развития современной системы местного самоуправления.
- •23. Понятие государства и его признаки. Государственное управление и его значение.
- •25. Советская система государственного управления в 1964-1985 гг.
16. Становление и развитие советской системы государственного управления (1917-1921 гг.)
Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов, который открылся 25 октября 1917 г. в Петрограде. Было зарегистрировано 649 делегатов (390 большевиков, 160 эсеров, 72 меньшевика и др.). В ходе работы съезда его состав изменился: собрание покинули представители бундовцев, правых эсеров и часть меньшевиков, а большевики получили дополнительно более 80 голосов за счет прибытия опоздавших. В написанном В.И. Лениным обращении “Рабочим, солдатам и крестьянам!” было зафиксировано взятие власти съездом и переход власти к Советам на местах.
Съезд сформировал новые органы власти. Они были определены в следующем виде. Верховным органам власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 были большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, которого 8 ноября сменил Я.М. Свердлов. ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения правительства или изменения его состава.
Съезд сформировал правительство — Совет народных комиссаров. Отличительной чертой новой власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Левые эсеры и меньшевики-интернационалисты отказались войти в правительство, стремясь к созданию широкой социалистической правительственной коалиции. Однако блок большевиков с левыми течениями осенью 1917 г. сложился как блок “низов” этих партий, самочинно решающий коренные вопросы революции, хотя “в верхах” партий он еще заключен не был. Большевики продолжали переговоры с левыми эсерами о формировании коалиционного правительства, но поскольку последние колебались, то Совнарком был сформирован из одних большевиков при многопартийном ВЦИКе
Советская власть не смогла бы упрочиться без решения коренного вопроса революции — вопроса о земле. При работе над Декретом о земле Ленин использовал эсеровский наказ о “социализации земли”, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов, и целиком включил его раздел “О земле” в текст декрета. Таким образом, сами крестьяне решили аграрный вопрос. В наказе содержалось требование отмены частной собственности на землю. Согласно Декрету о земле помещичьи земли конфисковывались без выкупа и передавались в пользование крестьянам, делились по принципу уравнительного землепользования (т.е. поровну, по трудовой норме — по количеству работников в семье, которые могли обрабатывать надел, или по потребительской норме — по числу едоков в семье).
17. Механизмы политической власти в 1930-е гг.
Истории "большого террора" — массовых репрессий, охвативших все слои советского общества в 1937-1938 гг., посвящена значительная литература. В последние годы вокруг этой проблемы развернулась дискуссия, имеющая непосредственное отношение к теме данной книги. Речь идет о степени централизации террора, о том, в какой мере он был предопределен директивами сверху, а в какой — воздействием "стихийных" факторов: противоречиями между центральным и региональным руководством, между местными чиновниками и населением, особым состоянием "расколотого" и деклассированного общества, отечественными авторитарными традициями и т.д.
Ряд историков считает, что террор был стихийным процессом в большей мере, чем это принято полагать. Не отрицая роли центра в организации репрессий, они доказывают, что Сталин не обладал той абсолютной властью, которую ему приписывают, оспаривают тезис о наличии у Сталина четких планов, по которым развивались события в 1936-1938 гг. Эти историки обращают особое внимание на социальный контекст "большого террора", плодотворно исследуют "локальную" историю. Социально-политическую историю сталинского периода они рассматривают прежде всего как результат противоречий, раздиравших руководящую систему - "партию-государство", и полагают, что укрепив свою монопольную власть при помощи создания мощного слоя чиновников-управленцев, руководители "партии-государства" столкнулись с проблемой активизации центробежных тенденций, подрывающих основы жесткой централизации. Набиравшие все большую силу, местные руководители своими бесконтрольными действиями и произволом ограничивали дееспособность государственного организма и вызывали недовольство народных масс. Репрессии во многом были ответом на эту ситуацию, попыткой сторонников централизации, и прежде всего самого Сталина, собственными средствами укрепить государственный аппарат. Невероятный же размах политических репрессий в конце 30-х годов в значительной мере вызывался неконтролируемыми действиями того же аппарата, который, желая отвести удар от себя, направлял террор против многочисленных "козлов отпущения", демонстрировал бдительность и непримиримость в борьбе с "врагами" .
Выдвижение подобных гипотез, какими бы спорными они не казались, несомненно, стимулирует изучение механизмов партийно-государственной власти в СССР, заставляет исследователей искать новые аргументы в подтверждение традиционных концепций, расширяет рамки дискуссий. Однако пока утверждения о высокой степени автономности и бесконтрольности местной репрессивной инициативы кажутся преувеличенными.
18 билет.
1. Предпосылки реформ .К середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы. Произошло падение темпов роста в промышленности (с 8,4% в конце 60-х гг. до 3,5% в начале 80-х гг.) и производительности труда (с 6,3% до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 80-х гг.). Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, скончавшийся в феврале 1984 г. после тяжелой болезни. Высший пост в государстве занял 73-летний К.У. Черненко, скончавшийся в марте 1985 г. Подобная "смена" власти еще более подрывала авторитет и доверие к ее представителям не только со стороны граждан СССР, но и мирового общественного мнения. К середине 80-х годов несостоятельность сверхдержавных претензий СССР стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства "третьего мира". Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран мира, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу.
2. Сущность политики перестройки .Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. Как обычно инициатива этого процесса исходила "сверху" и была вызвана новой расстановкой сил в высших эшелонах власти. Лидером начавшихся преобразований выступил новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, избранный на этот пост на мартовском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. Идеология перестройки претерпела определенную эволюцию: от задачи совершенствования социализма и необходимости его ускорения к признанию М.С. Горбачевым некоторых либерально-демократических ценностей: разделения властей, парламентаризма, гражданские и политические права человека. Ставилась задача создания в СССР гражданского (правового) общества. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе. Это открыло возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Вводились альтернативные выборы народных депутатов СССР. Наметилась тенденция производственной демократизации. Составной частью политической реформы стало создание института президента в СССР. III Съезд народных депутатов (март 1990 г.) избрал Президентом СССР М.С. Горбачева. 12 июня 1991 г. в результате выборов на альтернативной основе президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового соглашения между республиками. Союзный договор суверенных государств в Ново-Огарево (апрель 1991 г.), известный как соглашение "9+1", а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.
19. Становление современной российской системы государственного управления.
Правовые основы новой российской государственности.Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.
В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. Необходимо было совершить переход к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь, тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности. Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры – Совет Безопасности и Президентский Совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов.
Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.
В одном государственном организме сосуществовали и противостояли друг другу два несовместимых начала. Новое - президентская власть, федерализм, принцип разделения и взаимного ограничения властей, ответственности перед обществом. И старое - строгая иерархия системы Советов с ее монополией на все властные функции и коллективной ответственностью (т. е. безответственностью) за принимаемые решения. Законодательное оформление новой российской государственности вначале шло постепенно, путем принятия отдельных поправок к действующей Конституции РСФСР 1978 года, законов, деклараций, указов Президента РФ. Важным достижением в этом отношении была принятая в 1990 г. Декларация о защите прав и свобод граждан - основополагающий документ для дальнейшей работы над законодательством, обеспечивающим права человека.
