
- •3. Становление русского централизованного государства.
- •4. Реформы государственного управления середины XVI в.
- •5. Земские соборы в системе государственного управления Русского государства.
- •6. Местное управление в России в XVI - XVII вв.
- •7. Становление и развитие системы приказов в России XVI - XVII вв.
- •8. Государственно-церковные отношения в XVII в.
- •9. Центральные органы государственного управления в эпоху Петра I.
- •11. Система государственного управления в эпоху «дворцовых переворотов».
- •12. Екатерина II и реформы государственного управления во второй пол. XVIII века.
- •14. Земские и городские органы во второй половине XIX века.
- •15. Реформы в период революции 1905-1907 гг.
- •16. Становление и развитие советской системы государственного управления (1917-1921 гг.)
- •17. Механизмы политической власти в 1930-е гг.
- •20. Основные проблемы развития современной системы местного самоуправления.
- •23. Понятие государства и его признаки. Государственное управление и его значение.
- •25. Советская система государственного управления в 1964-1985 гг.
6. Местное управление в России в XVI - XVII вв.
В целях развития самоуправления проводилась губная (1530-е гг.) и земская (1555-1556 гг.) реформы. Городское население включилось в процесс формирования выборных органов местного самоуправления (губные и земские избы).
В основе губной реформы была попытка сформировать из среды местного населения особых органов власти. Их основной задачей была борьба с «лихими людьми». Создание этих органов связано с инициативой дворян, которые были недовольны тем, что наместничий аппарат не справляется с подавлением крестьянских выступлений. Не удивительно, что губные избы были созданы, прежде всего, как карательные органы. Решить вопрос о местном управлении можно было, доверив значительную часть его местным жителям. Это освобождало значительные силы Центра для решения общегосударственных задач и усиливало доверие масс к верховной власти.
Губные избы не являлись полностью самостоятельными органами местного самоуправления. Их контролировал Разбойный приказ, созданный на основе, выделившейся из Боярской думы специальной комиссии.
Таким образом, создание указанных органов в значительной степени стало результатом совершенствования системы суда и розыска за счет участия местного населения («добрые» или «лучшие» люди) с конца XV в. стали привлекаться к осуществлению суда. Белозерская уставная грамота 1488 г., Судебник 1497 г. закрепили эту практику. должностным лицам местной администрации (наместникам и волостелям) было запрещено вершить суд без выборных представителей дворянства и верхушки тяглого населения. Это касалось, прежде всего, рассмотрения наиболее важных и опасных для государства дел. Белозерская Уставная грамота запрещала также наместникам и их слугам взимать пошлины и «корм». Эта функция возлагалась на сотских, которых избирало население административно-территориальных единиц - сотен. Белозерская таможенная грамота 1497 г. свидетельствовала о развитии городов и самоуправления в них. Для сбора пошлин лучшая часть посадского населения и черносошного крестьянства избирала из своей среды целовальников, излюбленных голов и старост.
7. Становление и развитие системы приказов в России XVI - XVII вв.
Прика?зы — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.
Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими.
Судей в приказах было по одному, а в более важных — по два и более. Один из судей был главным. Главным судьей обычно назначался кто-нибудь из членов боярской думы, иногда же — стольник или дворянин. Остальные судьи большей частью были думные или простые дьяки. Исключением из общего правила являлся приказ тайных дел, который состоял только из дьяков и подьячих. Это объясняется особым характером этого приказа, являвшегося как бы собственной канцелярией царя.
Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Для приведения в исполнение разных распоряжений и приказаний в посольском приказе существовали толмачи, во дворце — трубники, в других приказах — дети боярские, недельщики, деньщики, пушкари. Их обязанностью было призывать тяжущихся в суд и отдавать обвиняемых на поруки, содержать их до суда под своим наблюдением, производить взыскания с должников, приводить в исполнение наказания, доставлять переписку приказов по принадлежности.
Ведомства приказов не были строго разграничены; иногда в приказе сосредоточивалось столько разнородных дел, что он почти не соответствовал своему названию. Судебная часть не была отделена в приказах от административной; можно принять почти за правило, что приказ являлся судебным местом для тех лиц, которых он по роду дел имел в своём управлении. Приказы действовали именем государя и были высшими правительственными и судебными местами; жалобы на их решения приносились государю и рассматривались в царской думе.
Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям. Профессор В. И. Сергеевич полагает, что дела в приказах решались, по всей вероятности, единогласно; Неволин и профессор М. Ф. Владимирский-Буданов думают иначе. «Хотя по закону, — говорит первый, — в тех приказах, где было несколько судей, дела надлежало решать всем судьям вместе, но на самом деле первенствующий судья имел такую силу, что он делал что хотел» («Соч.», VI, 141). «Даже в случае множественности членов, — замечает профессор М. Ф. Владимирский-Буданов, — присутствие не составляло коллегии и дела решались не по большинству голосов». Это мнение опирается на указ Петра I от 22 декабря 1718 г. (Полн. Собр. Зак., 3261), который по поводу учреждения коллегий говорит, что в них дела не будут решаться так, как в старых приказах, где что боярин приказывал, то товарищи его исполняли. В руках подьячих, по словам М. Ф. Владимирского-Буданова, «находилось фактически все управление государством; они крайне злоупотребляли своим положением по причине отсутствия высшего и среднего образования и недостаточности определения в законе условий государственной службы».