Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по модернизации.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
30.72 Кб
Скачать

1), 2)Формирование в Центральной Азии китайской диаспоры, отсюда можно взять мой вопрос- Диаспора Китая в Узбекистане. Так как в интернете не нашла

Углубление экономических связей со странами региона, среди прочего, может послужить и основой создания в Центральной Азии китайской диаспоры. Основной целью Пекина здесь станет не демографическая экспансия в Центральной Азии или колонизация отдельных ее областей. Сценарий демографической экспансии совершенно не в интересах Китая. Центральноазиатские государства еще молодые, и процесс их становления все еще продолжается. Одной из самых острых проблем в Центральной Азии являются межнациональные отношения, при этом особо настороженно в регионе воспринимаются всякие великодержавные устремления. Поэтому при появлении таких угроз, особенно в качестве демографической экспансии, и тем более от такого государства, как КНР, страны региона могут переориентироваться на другие центры силы. А такой сценарий развития ситуации совсем не в интересах Пекина. Достаточно вспомнить, как болезненно в Киргизии отнеслись к передаче Китаю 90 тыс. га спорных территорий. Поэтому для Китайской Народной Республики стратегически важной задачей является создание китайской диаспоры в странах Центральной Азии, которая играла бы заметную роль особенно в экономической жизни государств региона, не претендуя при этом на какие-либо территории. Во многом китайская диаспора здесь будет напоминать китайские общины на Западе, т.е. они будут в основном представлены в крупных городах, где создадут так называемые «чайна тауны».

Для создания в Центральной Азии китайских общин имеются достаточно подходящие условия. В регионе довольно интенсивно происходят миграционные процессы. Особенно интенсивно идет отток некоренного, в основном русского и русскоязычного населения. Это открывает очень даже неплохие перспективы китайцам, для которых наиболее действенной тактикой создания в регионе своих общин станет перемещение в районы региона с наиболее интенсивными иммиграционными тенденциями. Интенсивные миграционные тенденции происходят практически во всех странах Центральной Азии, особенно в Таджикистане и Киргизии. Но, пожалуй, наиболее интенсивный отток русскоязычного населения наблюдается в Республике Казахстан. Именно Казахстан может стать одним из основных направлений создания в регионе «чайна таунов». Для этого существуют наиболее подходящие условия. Для укрепления казахстанской государственности власти этой страны активно увеличивают долю коренного населения, что по преимуществу происходит за счет сокращения численности русского и русскоязычного населения. Например, с обретением Казахстаном независимости численность русского населения снизилась с 6 227 549 чел. до 4 479 618 чел., т.е. на 28,6%, и в настоящее время, согласно разным опросам общественного мнения, до 80-90% русских хотели бы уехать из Казахстана, порядка 40-45% предпринимают для отъезда какие-то усилия или намереваются уехать в ближайшем будущем, и лишь 10-15% русских твердо намерены не уезжать из республики.

Особенно «перспективными» для китайцев являются северные районы Казахстана. Там сконцентрирована основная масса русскоязычного населения и крупных промышленных предприятий. При этом на данных промышленных предприятиях почти три четверти занятых – русскоязычное население. Отток русскоязычного населения из этих промышленных районов вызовет нехватку «рабочих рук», чем могут воспользоваться китайцы. В какой-то степени миграция китайцев в северные районы Казахстана выгодна и для изменения монолитной этнической картины этих регионов, где до сих пор преобладающим является русский элемент, тем более что эти регионы Казахстана непосредственно граничат с Российской Федерацией, и приток туда китайского населения уменьшит возможные угрозы сепаратизма. Кстати, в середине 1990-х гг. этнический аспект стал в Казахстане основой для осуществления новых административно-территориальных делений. Так, в апреле-мае 1997 г. были осуществлены крупные административно-территориальные преобразования, в результате чего пять областей были расформированы, и области с преимущественным проживанием русскоязычного населения были слиты с областями преимущественного проживания казахского населения.

Во многом с учетом демографических аспектов был осуществлен и перенос столицы из Алматы в Астану, в результате чего демографический баланс в новой столице претерпел существенные изменения. К примеру, в 1989 г. численность казахов в Астане составляла 49798 чел. (17,7%), а в 1999 г. – 133585 (41,8% от общего населения города), а численность русских за тот же период сократилась с 152147 чел. (51,4%) до 129480 чел. (40,5%). Приток китайцев в северные районы Казахстана не будет воспринят Астаной как угроза государственности, в частности, из-за того, что эти районы не имеют даже общей границы с КНР. Опасения возникли бы в случае, если бы китайцы заселяли южные, граничащие с Китаем районы Казахстана. За 1990-е гг. население приграничных с Российской Федерацией казахстанских областей сократилось на 814,5 тыс. чел., что составляет 65,4% от общего снижения численности населения по Казахстану. Отток в наибольшей степени затронул области, расположенные ближе к России. Русское население в пограничных областях уменьшилось на 650 тыс. чел. В 1989 г. в казахстанском пограничье удельный вес русских составлял 42,2%, а спустя 10 лет этот показатель упал до 36,9%.