Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КРИСТИНА.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
28.08.2019
Размер:
392.19 Кб
Скачать

2.5 Психофизиологические риски профессии менеджер

В рейтинге самых распространенных офисных заболеваний: гастрит, геморрой, остеохондроз, простатит, вегето-сосудистая дистония, варикоз, близорукость, тоннельный синдром, боли в спине, головные боли –

синдром хронической усталости и неврозы стоят на 3 и 4 местах.

Принято считать, что повседневное существование успешных, амбициозных и молодых представителей «офисной интеллигенции» похоже на сахар. Однако никто не задумывается об обратной стороне медали. Бешеная конкуренция на рынке труда заставляет их работать в режиме нон-стоп по 12 часов в сутки. Молодые годы проходят под олимпийским лозунгом «быстрее - выше - сильнее». Расслабиться, отключиться и отдохнуть невозможно, потому что страшно сойти с дистанции и потерять набранные очки. И все это на фоне желания быть всегда первым, контролировать все происходящее и страха оказаться вне игры.

Олимпийские темпы карьерных скачек, как не сложно догадаться, не лучшим образом влияют на физическое и психическое здоровье «белых воротничков». Медики свидетельствуют, что болезни тем серьезней, чем выше должность и больше ответственности. Сами того не подозревая, трудоголики постоянно испытывают на прочность свое драгоценное здоровье. Например, длительное нахождение перед компьютером травмирует позвоночник примерно так же, как может травмировать его неправильный подъем больших тяжестей.

В 80-х годах продолжительность жизни руководящих работников в европейских корпорациях сократилась до 50 – 55 лет. Менеджеры умирали прямо на рабочем месте или в залах заседаний от инсультов и инфарктов. В это же время в США открыли новую болезнь - синдром менеджера, или синдром хронической усталости (СХУ). Подверженные ей люди жаловались на усталость, депрессивное состояние и потерю интереса к окружающему миру.

В предыдущей главе упоминалось об особенной подверженности руководящих работников наркотической зависимости, вызванной стрессами. Приведем конкретный пример. В конце 80-х годовфирма Eli Lilly выпустила чудодейственное лекарство-антидепрессант прозак. Оно снимает все симптомы депрессии, повышает настроение и при этом делает все чисто биохимическим способом, не требуя от пациента ни «работы над собой», ни дорогостоящего общения с психологом. В последующее десятилетие прозак и его аналоги, вроде бы не имеющие побочных эффектов, стали для каждого 20-ого американца чем-то вроде кофе или чая. Но смерть Тима Витцака, вице-президента по продажам недавно созданной компании, стала, возможно, последней каплей, переполнившей уже и без того большой массив фактов, доказывающих, что антидепрессанты не так уже безопасны. Тим Витцак начал принимать прозак после того, как постоянный стресс на новой работе стал вызывать у него приступы необъяснимого страха. По совету врача менеджер начал принимать один из аналогов прозака.

А ведь еще недавно прозак воспринимался как универсальное средство для решения не только личных психологических, но и организационных проблем. Проведенные исследования доказывали, что человек, принимающий антидепрессанты, становится более эффективным работником, так как меньше занят своими психологическими проблемами. Например, в одной корпорации в Сан-Франциско психиатры давали одной группе переговорщиков паксил, a другой – плацебо. Та группа, которую держали на паксиле, показала лучший результат. Комментируя итоги этого исследования, журнал Harvard Business Review за февраль 2004 года рекомендовал HR департаментам распределять паксил и прозак среди сотрудников компаний в целях «увеличения эффективности».

Некоторые из жертв СХУ, пережив депрессии и нервные срывы, бросили бизнес и вернулись к семейным ценностям. И сегодня в Европе и Америке часто с недоверием относятся к людям, для которых работа превратилась в дурную привычку и заменила собой нормальную человеческую жизнь.

Среди современных российских бизнесменов и управленцев все еще бытует мнение, что если ты занимаешь высокий пост и получаешь хорошую зарплату, то должен в буквальном смысле жить в офисе. Сильнее всех достается руководителям крупных корпораций. Они находятся в напряженном состоянии даже в короткие 10-минутные перерывы, предусмотренные рабочим графиком. Психологи называют такое поведение бизнес-зависимостью. Привыкший работать в условиях дедлайна организм вырабатывает немалое количество адреналина. В итоге человек привыкает к своеобразному удовольствию. В группу риска попадают те, кто трудится по 10-12 часов, берет работу на выходные, перерыв на обед считает пустой тратой времени, а отпуск всегда откладывает «на потом». Люди этого сорта, по словам психологов, одержимы достижением целей, склонны к муштрованию себя, игнорированию своих желаний и потребностей и зависимы от одобрения начальства. Они во что бы то ни стало пытаются подстегивать работоспособность стимуляторами, а простуды и другие недомогания лечат самостоятельно и «без отрыва от производства».

Некоторые специалисты винят и неблагоприятную ситуацию в стране. Россияне все еще помнят страхи безденежья и экономической нестабильности. Чем больший доход приносит работа, тем выше страх потерять ее и тем сильнее зависимость от нее.

Практически все врачи сходятся во мнении, что причины, по которым страдают офисные служащие, большей частью психологические. Во-первых, сверхнагрузки на нервы: постоянно приходится держать в голове массу информации, быть на людях, молниеносно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Во-вторых, как говорят, специалисты по тайм-менеджменту, проблемы возникают из-за плохой самоорганизации, невыстроенности отношений человека со своим временем.

Во многих случаях синдром менеджера — результат того, что человек заполняет жизнь неважными для него вещами и не заботится о воплощении личных идеалов, целей, ценностей. Трудоголизм – это один из способов заполнить психологическую пустоту. Из-за нехватки времени менеджер экономит на себе, в том числе на внутреннем самоанализе. Но если копнуть глубже, станет понятно, что для многих сверхзанятость становится бегством от реальности. Человек не решается заниматься самоанализом, искать смысл жизни, а заполняет день функциональными обязанностями, результат которых предсказуем и легко поддается контролю.

На самом деле, чтобы справиться с офисными болячками, большинство которых, как известно, от нервов, требуется время и терпение. В первую очередь психологи рекомендуют научиться расслабляться. Если нельзя изменить обстоятельства, лучше изменить свое отношение к ним. А главное быть оптимистом, и, по-хорошему, эгоистом, чтобы вовремя остановиться, когда чувствуешь, что взвалили на свои плечи слишком много обязанностей и ответственности.

Когда у известного французского микробиолога и химика Луи Пастера, особенно отличившегося своими открытиями в области иммунологии, из-за напряженной умственной работы произошло кровоизлияние в мозг, он не прекратил своей активной научной деятельности, а стал сочетать ее со строгим режимом и регулярными физическими упражнениями.

По прогнозам экспертов, СХУ продлится в России примерно до 2012 года, пока общий трудовой энтузиазм страны не пойдет на спад. Первые признаки этого явления можно наблюдать уже сегодня. Так, по словам консультантов кадровых агентств, все чаще претенденты на топовые позиции интересуются продолжительностью трудового дня и необходимостью задерживаться на работе. Все меньше специалистов хотя рисковать своим здоровьем и жертвовать личным временем ради офиса и производства.

Производственные факторы, влияющие на ПФ состояния управленца

Следующие факторы оказывают значительное влияние на ПФ состояния работника:

  1. ОТ. Экстремальные условия труда, т.е. условия, требующие от работающего резко выходящего за пределы нормы ПФ напряжения, определяющие содержание деятельности: дефицит времени, повышенная трудность задачи, повышенная значимость ошибочных действий, дефицит информации для принятия решений, плохая система коммуникаций, нарушающая обратную связь, перегрузка информацией, потеря контроля над работой, невозможность однозначной привязки вознаграждения к работе.

  2. ОТ. Гиподинамия, неудобная сидячая поза, неудобная работа с клавиатурой. Помогают физические упражнения, регламентированный отдых, правильная организация РМ, отрегулированного под конкретного работника.

  3. ОТ. Управленцы большую часть времени проводят в небольших, замкнутых помещениях. Если при этом цветовое решение интерьера выполнено в темных тонах, то вкупе это угнетающе действует на психику. Необходимо выбирать зеленые, голубые, желтые цвета, которые успокаивающе действуют на психику.

  4. ОТ. Несоблюдение суточного режима труда и отдыха: продолжительность рабочей смены более 8 ч., урезанный ежедневный отдых между сменами, соответственно компенсация за счет сна.

  5. СГ. Облучение от компьютера, вызывающее аритмию и прочие сердечно-сосудистые болезни, раковые образования, повреждение половых клеток, преждевременные роды, патологии развития эмбриона, дефицит лимфоцитов, а значит, подавление иммунитета, нарушение сна, быструю утомляемость, ослабление памяти. Помогает экранирование, правильное расположение КРМ, проветривание, паузы каждый час по 15 мин., ограничение работы на КРМ тремя часами в день, гиманистика, включение в рацион продуктов богатых витамином С и аминокислотами.

  6. СГ. Шум, вызванный телефонными звонками, стуком по клавишам

компьютера, шумом системных блоков и винчестеров, шуршанием документов, разговорами в офисе, способствует развитию утомления, нарушению периферического кровообращения.

  1. СГ. Недостаточная или излишняя освещенность рабочей зоны

воздействует на обменные процессы и суточный ритм физиологических функций организма, затрудняет работу с документами, чтение с экрана монитора из-за бликов. А оптимальная освещенность повышает производительность труда на 1,5-15%.

  1. СГ. Повышенная температура внешней среды в небольших офисах с высокой плотностью КРМ, где воздух нагревается от компьютерной техники.