
- •Тема 8 практика реализации права
- •8 8 Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве 71
- •8.8.2. Аналогия закона
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8 Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •8.8.3. Аналогия права
- •Тема 8. Практика реализации права
- •Тема 8. Практика реализации права *'8' Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •8.8.4. Субсидиарное применение права
- •Тема 8. Практика реализации права s 8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права 8.8. Правоприменительная практика при пробелах- в праве
Тема 8. Практика реализации права
8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
77
ния обязаны ссылаться на ст. 10 ГПК РСФСР (арбитражные с; на ст, 11 АПК РФ), на нормативное предписание, регулирующе сходный случай, а также на соответствующее правоположениеЗ выработанное судебной практикой применительно к данной кате! гории дел. Правило, сформулированное на базе сходного норма! тивно-правового предписания и положенное в основу решения] должно быть выражено в мотивировочной части правопримени] тельного акта.
8.8.3. Аналогия права
Как мы уже отмечали, аналогия права используется тольк' тогда, когда общественное отношение, требующее юридическог воздействия, не урегулировано прямо никакими нормами права вет предписаний, регулирующих сходные отношения, т.е. отсут-1 ствует возможность для применения аналогии закона. В этом случае при вынесении решения по делу руководствуются общими] началами и смыслом законодательства. В литературе существуют различные мнения по поводу логической основы аналогии права. Одни авторы (В.Е. Жеребкин и др.) считают, что аналогия права по своей логической структуре представляет дедуктивное заключение; другие (С.И. Вильнянский и пр.) указывают, что аналогия права предполагает как дедуктивную, так и индуктивную формы выводов; третьи (В.И. Акимов и др.) пишут, что в основе применения аналогии права с точки зрения логического процесса лежит все-таки вывод по аналогии, поскольку решение не предусмотренного законом случая предполагает установление сходства данного случая с содержанием определенной системы норм, института, отрасли и т.п. (подробнее см. [53. С. 34 и след.]). При этом ими не исключается использование и других логических приемов, например дедукции.
Необходимо прежде всего отметить, что аналогию права не следует сводить к методу аналогии. Здесь нет сходства между урегулированным и неурегулированным отношением, отсутствует возможность перенесения информации с одного отношения на другое,
а значит, отсутствуют главные признаки, характерные для метода аналогии вообще*.
Было бы неправильно ограничивать логический процесс при аналогии права только дедуктивной или индуктивной формами выводов, исключая другие логические средства. На наш взгляд, логическую основу аналогии права составляет совокупность следующих различных приемов, образующих метод логического развития (преобразования) права (о различных функциях логического развития норм см. труды Е.В. Васьковского, А.Ф. Черданцева. В.В. Лазарева и др. авторов).
Заключения на основании тождества. Суть этого приема состоит в том, что, установив тождество двух явлений, можно известные свойства, признаки одного из них переносить без изменений на другое. Например, рассмотрев устные объекты авторского права (речи, лекции, доклады и т.п.) и выяснив юридические свойства одного из них (доклада), можно сделать вывод о принадлежности этих свойств и другим объектам, которые законодательство относит к устным.
Заключения от частного к общему (индукция) могут быть использованы для выведения из всей совокупности или части норм, регулирующих определенный род (вид, подвид) общественных отношений, общего положения (начала, принципа), характеризующего всю совокупность норм и являющегося руководящим при правовой оценке отдельных отношений. Так, на основе анализа норм, содержащихся в главе 59 ГК РФ ("Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда*'), выводится принцип всемерной охраны интересов потерпевшего от вреда.
Заключения a fortiori (умозаключения степени). Различают три вида таких заключений: а) кто уполномочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к однородному меньшему; б) кому воспрещено меньшее, тому воспрещено однородное большее; в) что требуется для меньшего, то необходимо для однородного большего. Примером использования одного из этих правил является п. 13 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 25 марта 1964 г. № 3 "О судебной практике по гражданским жилищным делам". В нем указано, что лица, создающие условия не-
* Учитывая, что термин "аналогия права" получил широкое распространение в литературе и законодательстве, нет необходимости от него отказываться. Однако нужно всегда помнить о его условности.
78