
- •Тема 8 практика реализации права
- •8 8 Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве 71
- •8.8.2. Аналогия закона
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8 Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права
- •Тема 8. Практика реализации права
- •8.8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •8.8.3. Аналогия права
- •Тема 8. Практика реализации права
- •Тема 8. Практика реализации права *'8' Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •8.8.4. Субсидиарное применение права
- •Тема 8. Практика реализации права s 8. Правоприменительная практика при пробелах в праве
- •Тема 8. Практика реализации права 8.8. Правоприменительная практика при пробелах- в праве
Тема 8. Практика реализации права
8 Правоприменительная практика при пробелах в праве
73
в которых выражается воля законодателя. Переносимыми признав нами являются свойства этих отношений, которые имеют юриди* ческое значение. Сходные признаки урегулированного и не урегулированного правом отношений должны быть существенный не в любых, а в юридических признаках, от которых зависит правовая оценка неурегулированного отношения и признание его в| качестве правоотношения. В случае существенности сходства и значительности различия в этих признаках юридические послед-ствия, которые предусмотрены для урегулированного отношения,! переносятся на отношение подобное, но не урегулированное н мой права. Переносимые с урегулированного на пробельное отношение признаки не должны противоречить как выводу nol аналогии, так и юридическим последствиям, которые распростра-1 няются в определенной степени на не предусмотренные нормами^ права отношения, согласно этому выводу.
К соответствующему юридическому результату (решению) npi применении нормы по аналогии мы приходим не непосредственно, т.е. через запрограммированное в определенной для данного слу-| чая норме правило, а опосредствованно - через сходное для этого случая, но не идентичное предписание. Суть аналогии закона, таким образом, заключается в том, что мы от сходства отношений (материальная основа) переходим к сходству в юридической основе - распространяем действие нормативного предписания на отношения, подобные предмету ее регулирования.
Поэтому для правильного применения аналогии закона недостаточно условий, вытекающих из ее логической природы. Необходимы специфические юридические требования, которые обеспечивают строгое соблюдение законности в правовосполни-тельной практике. К ним можно отнести следующие:
1. Использование аналогии закона возможно лишь в случае действительного, а не мнимого пробела. На это условие было обращено внимание уже в указаниях ГКК Верховного Суда РСФСР № 1 за 1926 г. [51. С. 148]. Судья или иной субъект правоприменительной практики не имеет права использовать этот институт, если существует нормативно-правовое предписание, прямо и непосредственно регулирующее рассматриваемое отношение. Никакие соображения целесообразности или справедливости не могут служить оправданием нарушения этого требования.
2. Отношения, не урегулированные правом, должны нахо диться в сфере правового регулирования.
Определение сферы правового регулирования - задача сложная, требующая высокой квалификации, правовой культуры, знания действующего законодательства, сложившейся судебной практики, теоретической подготовленности. Эти высокие требования адресуются прежде всего субъектам правоприменительной практики.
В действующем праве должно быть предписание, регули рующее сходное общественное отношение (ситуацию, случай и т.п.).
Применение аналогии невозможно в тех отраслях и инсти тутах права, где она прямо или косвенно запрещена законом или иным нормативным актом. Например, в п. 2 ст. 3 УК РФ записа но: "Применение уголовного закона по аналогии не допускается". В соответствии со ст. 14 УК РФ преступлением признается винов но совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное на стоящим кодексом под угрозой наказания. Из этого, однако, не следует, что в уголовном праве не может быть пробелов, как утверждают некоторые авторы (В.И. Леушин и др.). Реальная действительность опровергает тезис о беспробельности уголовного права. Постоянное изменение уголовного законодательства, появ ление в нем новых составов преступлений служит наглядным тому подтверждением. Например, в новом УК РФ нет такого состава преступления, как лжебанкротство.
Законодатель прямо не устанавливает пределов допустимости использования институтов аналогии в отдельных отраслях права. Однако, как правильно отмечается в литературе {А.С, Пиголкин и др.), было бы целесообразно в законе определить пределы и сферу использования института аналогии в той или иной отрасли права применительно к конкретной области общественных отношений. Такой акт внес бы большую ясность и определенность в деятельность по казуальному восполнению пробелов в праве.
5. Использование аналогии закона должно быть основано на строгом и неуклонном соблюдении материальных и процессуаль ных нормативно-правовых предписаний. Отсутствие юридической регламентации по отдельным вопросам не может служить оправ данием для упрощения всего процесса применения права в данном случае. Казуальное восполнение пробелов в праве - более слож-
74