Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
doklad.rtf.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
2.75 Mб
Скачать

3. Во главе обороны Нюрбы.

Василий Иванович Наумов - основоположник рода нашего одноклассника Вити Наумова известен как командир красных партизан, оборонявших Нюрбу от повстанцев летом 1922 года. Но, по истечению обстоятельств, все документы и фотографии из семьи были изъяты, сохранилось только одно маленькое фото. Поэтому их историей мы занимались, основываясь на устных преданиях. Все родственники Наумовы живут по всей Якутии и помнят 5 поколений, охватывающих 105 лет.

Наумов Василий Иванович родился и вырос в Жигаловском районе Иркутской области в семье неграмотного крестьянина-середняка. По тем временам он нолучил хорошее образование - окончил семь классов. Занимался хлебопашеством, но больше любил охоту на лося и медведя. В 1905-1906гг. находясь в Жигаловском районе Иркутской области, за распространение нелегальной литературы и был арестован и выслан в Якутию.

Будучи одним из грамотных людей в селе, он исполнял бесплатную должность писаря в своей деревне и во 2-м Тыалыкинском наслеге, куда его часто зазывали знакомые якуты. Это помогло ему быстро усвоить якутский язык, познакомиться с бытом якутской бедноты, среди которой у него появилось много друзей.

В.И.Наумов посещал политссыльных, которые оказывали большое влияние, расширили кругозор. Он помог бежать через тайгу троим политссыльным, за что вскоре его арестовали и продержали месяц в тюрьме.

В 1917 г. В.И.Наумов примкнул к большевикам. Сначала был сочувствующим, а в 1920 г. вступил в РКП (б). После свержения Колчака был назначен полномочным комиссаром Советской власти в южной части Вилюйского округа, секретарем Нюрбинской волостной ячейки, председателем РИК.[3]

В конце 1921 года стало известно, что поднявшиеся против советской власти тойоны, купцы, кулаки, бежавшие офицеры нарушили мирную жизнь. Тревожные вести из Якутска окрылили местных тойонов и купцов. Они стали распускать ложные слухи о скорой гибели советской власти, и что большевикам приходит конец. Уже в январе 1922 года коммунисты и комсомольцы Нюрбы получили указание готовиться к обороне. Стали собирать оружие, конечно, дробовые, охотничьи ружья, установили дежурства. В марте 1922 года уже была создана боевая дружина, одна из первых по Вилюйскому округу, и перешла к казарменному положению. И вот, 30 человек – подростков, школьников моложе 20 лет учились военным приемам, несли караул и постепенно стали готовиться к длительной осаде. Партизанский отряд В.И.Наумова в значительной мере повлиял на ход событий в Вилюйском округе.[3] Сунтарская и Верхневилюйская дружины не смогли противостоять численно противостоящим бандитам. Благодаря хорошей подготовке и своей стойкости, отряд В.И.Наумова смог удержать вокруг Нюрбы в 5-6 раз численно превосходящего врага и нанес ему значительный урон, по словам участников осады, около 20 человек убитыми и ранеными. После этого бандиты боялись тревожить партизан.

К маю месяцу отряд численно увеличился за счет присоединения Верхне-Вилюйского и Сунтарского отрядов. В середине мая отряд окончательно подготовился к обороне – выкопали окопы по всей линии обороны, сделали из жердей ряд ограждений от нападения. К 20 мая 1922г. появились первые отряды белобандитов, которых заметили с колокольни церкви – это были отряды Конона Никифорова и Амерзана Бирского. Через некоторое время бандиты разделились на две группы. Одна из них пошла в сторону реки, обходя Нюрбу с Запада, а вторая возле речки Нюрбинки двинулась в сторону Антоновки. Вскоре после этого, со стороны Антоновки послышались крики «Ура». Бандиты, захватив поселок, сразу же собрали всех мужчин и стариков, арестовав их, посадили в амбары или другие помещения, через день-два некоторых выпустили. Часть стариков – Ноговицына, Зайцева Петра и Таюрского Михаила крепко держали и намеревались расстрелять, но им помешали.

Несмотря на то, что бандиты и численностью и вооружением превосходили в несколько раз – они не могли взять Нюрбу. Неоднократные атаки бандитов партизаны отбивали метким огнем. После 2-3-х дней перестрелки бандиты решили вести долгую осаду. Собрали мужское население Тыалыкинского, Сюльского и других близких наслегов, вооружив их деревянными копьями, и погнали в атаку, требуя сдаться без стрельбы. Партизаны в бинокль хорошо видели, чем вооружены наступающие, ответили метким огнем по стреляющим бандитам и отбили желание подходить близко. Так провалилась, задуманная бандитами провокация.

Был и такой случай – один из белых Солоницын П. вздумал уговорить партизан сдаться. Он влез на ограду сожженного дома и стал что-то кричать, но меткая пуля партизан сразила храбреца. Люди, бывшие вместе с ним, с испугу разбежались, бросив своего однокашника. Так он пролежал не один день на месте происшествия, пока родные не подобрали его[3].

А было и так: простая якутская Татьяна, находившаяся в осаде, старалась облегчить жизнь осажденных, невзирая на перестрелку, разносила горячую пищу по окопам, и свист пуль был настолько приятен, что она никогда не нагибалась и не пряталась, а ее задорный смех тревожил бойцов, которые уговаривали ее быть осторожной. Она отвечала: «Разве вы не видите, бандиты стреляют, не целясь. Чего же их бояться!».[1, 2]

Почему же все-таки бандитам не удалось занять Нюрбу? Потому что дружина была хорошо подготовлена. Каждый боец знал, за что он борется, какой будет исход, если они сдадут Нюрбу, что станется с ними и их семьями. Организуя отряд, В.И.Наумов сказал: «В отряде не нужны трусы! Кто боится, лучше уходите сейчас»[1,2]. Этим он положил начало твердой дисциплине. Каждый боец, сдав Нюрбу, видел разграбление всех запасов продуктов и товаров и усиление бандитского лагеря, и что все сдавшиеся будут зверски убиты, такая же участь будет и их семьям. Они знали, что удержав Нюрбу, бандиты еще бы усилились, завербовав в отряды новых людей и двинулись бы к Вилюйску на помощь к Семену Канину. Бандиты были слабы тем, что основная масса их была обманута своими командирами и стремилась к захвату имущества и товаров, а верхушка белых вернуть утерянное и стать по-прежнему владыками. Поэтому среди банды дисциплины и быть не могло. Зверские расправы с мирными жителями показали их подлинное лицо, и оттолкнуло все население.[1,3]

Наше молодое поколение свято чтит имена партизан.

В.И.Наумов после обороны Нюрбы стал Полномочным комиссаром Советской власти в Южной части Якутского округа, секретарем волостной партийной ячейки. В 1923г. был делегатом ll Всеякутского съезда Советов. (см. Приложение 2)

До 1925г. работал народным судьей, заведующим отделением «Якутторга». В 1925г. «за халатное отношение» к работе был исключен из партии. По каким причинам он оказался в 1926г. чернорабочим, затем завхозом в Красноярской железной дороге мне неизвестно. Но факт есть факт. Дальше в 1927-1928гг. работал счетоводом РИК, чернорабочим Новокусковского района Томской области. В 1928г. приехал в Ленский район ЯАССР, и кем он только не работал: счетоводом в наспо, лесничим, заведующим факторией, бухгалтером наспо, счетоводом базы, агентом райуполкомзага. В 1939г. вступил кандидатом в члены коммунистической партии. В 1940г. тяжело заболел и умер в г.Москве, в доме своего сына Гурия Васильевича.